Эстонский акцент

01.03.2015

Сегодня Эстония выбирает новый парламент. И хотя политическая активность эстонских избирателей традиционно находится на довольно низком уровне, политологи отмечают, что вслед за большой Европой здесь тоже заметен рост «левых» настроений. Более того, налицо странный политический парадокс: в стране растет антироссийская пропаганда, но ряд ведущих партий сегодня на выборах будут биться именно за «русские голоса». Да, большая русскоязычная община Эстонии способна всё больше влиять на политический расклад в парламенте, в правительстве, на выборах мэров городов. И это при том, что в продвинутой европейской Эстонии почти уже четверть века десятки тысяч русских вообще живут с серыми паспортами, а значит, не имеют ни гражданства, ни избирательных прав.
Так, как проголосует русскоязычное население Эстонии и кого должны устрашить ночные факельные шествия в ее столице — об этом специальный репортаж из Таллина нашего корреспондента. Но прежде, чем его показать, одна подробность, о которой наш корреспондент даже не знал, когда работал в Таллине. Во время факельного шествия с лозунгами «Эстония для эстонцев» какой-то заботливый человек скрупулёзно отфотографировал работу всех российских съемочных групп и выложил это на одном из информационных сайтов. Казалось бы — мелочь. Но все-таки, зачем? Или украинские страхи дошли и сюда? А ведь в Киеве уже на полном серьезе заявляют, что все наши журналисты в погонах спецслужб. В любом случае, иначе как опасную провокацию это расценить нельзя.
А теперь из Таллина наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ.

На улицах старого Таллина  в эти дни неожиданно тихо. Ни пикетов, ни наглядной агитации. Политическая наружная реклама в Эстонии еще за 40 дней до выборов была запрещена. Так что партии пробиваются к своим избирателям как могут. Почти все в этой толпе - члены ультраправой Консервативной партии. По оценкам социологов, она, и это одна из ожидаемых сенсаций выборов, впервые может пройти в парламент. Таких потенциальных депутатов - с факелами наперевес - в Эстонии еще не видели, но времена меняются. Уровень радикальных настроений у соседей повышается с каждым месяцем. 

Виктор Черногуз, корреспондент: «У человека, хоть немного разбирающегося в истории, факельное шествие однозначно ассоциируется с мрачными временами фашизма, когда штурмовики в коричневой форме вот так же разгуливали по улицам Берлина, но организаторы эстонской акции уверяют, их мероприятие носит безобидный характер. Это такой способ сплотить нацию, а свет факела символизирует всего лишь стремление к свободе».

Крайний национализм - теперь в Эстонии это снова модно. И гарантирует голоса многих избирателей. Русофобия - еще одно условие успеха.

5 с половиной минут фантазий на излюбленную тему: русские идут. Это не шутка и не фейк. А вполне официальный ролик вполне  официально зарегистрированного кандидата в депутаты - Евгения Цыбуленко, украинца по национальности. Накал этой антироссийской истерии в последние дни перед выборами достиг максимума. 

Андрей Заренков, секретарь организации «Эстония без нацизма»: «У меня есть сосед, эстонец. Он говорит, Андрей, можешь Путину позвонить - ты знаешь, спроси, когда нас бомбить будут и мне скажи. Я спрашиваю и что тогда? Ну, у меня там есть хутор на Чудском озере, я уеду. Вот такая сейчас обстановка».

Для  чего нужно буквально запугивать избирателя? Все просто. Чтобы отвлечь от внутренних проблем, которых в Эстонии и так не мало.

Владимир Вайнгорт, доктор экономических наук: «По данным статистики, у нас 23 процента семей живет в нищете, а тех, у кого двое детей, - тридцать два процента живет в нищете. Это видно из цифр».

В отставку Владимир Леонтьевич ушел с поста замминистра экономики, а начинал работать еще при СССР. Реформы в Эстонии проходили на его глазах. Все, как в России в 90-е: лозунг – «рынок все расставит по местам», грабительская приватизация, советы иностранных консультантов - тот же автор политики "шоковой терапии" Джефри Сакс не только в России, но и в Эстонии отметился. Результаты таких реформ сказываются до сих пор. По официальным данным треть бюджета страны - это дотации Евросоюза. Деньги выдают под конкретные проекты - ремонт дорог, например. Что же касается основы экономики - промышленности, то она фактически полностью разрушена. Так теперь выглядит, например, когда-то один из крупнейших в СССР Таллинский электротехнический завод. Из официантов в метрдотели или из портье в старшие смены - так теперь выглядит карьера для эстонской молодежи. Инженеры, проектировщики и конструкторы в новой реальности оказались не нужны. 

Владимир Прачик, работник морского торгового порта «Мууга»: «У нас на моем участке  осталось 30 человек, а было 120-140. Еще брали на временную работу, потому что не успевали вагоны зачищать».

Это электрик Прачик о ситуации в порту Мууга рассказывает. Самая глубоководная гавань Эстонии, которую когда-то всем Союзом строили, сейчас не живет - выживает. Не работает угольный терминал, на ладан дышит зерновой - экономика Эстонии получила окончательный удар, когда против России были введены санкции.

Владимир Вайнгорт, доктор экономических наук: «Если бы меня спросили, что, прежде всего, мне бы казалось важным, чтобы жизнь в Эстонии стала лучше? Я бы сказал: чтобы богаче были люди в Петербурге. Если в три раза вырастет доход петербуржцев, значит, в четыре раза вырастет доход в Эстонии».

Но такие рассуждения здесь сейчас не популярны. Хотя даже по официальным данным только в этом году Прибалтика в качестве последствий от прекращения торговли с Россией потеряет почти 700 миллионов евро. Такова цена отказа от политической самостоятельности. 

Эдуард Тинн, политолог: «Мы очень верные, желаем быть союзниками для Штатов. Я ничего не имею против Штатов, но пусть сами разбираются с русскими. Это две великие силы, а нам не надо быть такими приспособленцами, думать больше о  наших, эстонских национальных интересах».

Самая сложная ситуация - в сельском хозяйстве. Молоко, сметана, сыр и йогурт - этого в Эстонии делают слишком много. В итоге сейчас фермерам не удается даже выйти в ноль при производстве молока, например.

Йохан Сааргава, директор фермы: «В хорошее время цена была 400 евро за тонну, сейчас 220 -230 за тонну, и это ниже себестоимости. Поэтому это время очень трудно терпеть».

На этой ферме - примерно 500 голов скота. В год здесь производят 1000 тонн молока. 150-т из них теперь просто некуда девать. Эстония столько не выпьет, рынок Европы давно поделен. А значит, придется или забивать скот, или увольнять сотрудников. Казалось, об этом нужно не говорить - кричать кандидатам в депутаты. Но в программах партий об этом ни слова.

Михаил Тверской, координатор проекта «Мы говорим по-русски»: «На этих выборах нет ни одной партии, которая действительно представляла бы интересы русскоязычного населения. Все программы довольно одинаковы и не говорят о таких специфических потребностях русских, как, например, русская школа».

Вот и Михаил Тверской в своей борьбе за права русскоязычных - так и не нашел политических союзников. В итоге создал общественное движение. Его задача - напомнить политикам и бизнесменам - из всего населения страны почти каждый третий русский. Пора бы позаботится и о них. Но пока Тверской достиг локальных успехов: на некоторых продуктах все же появились этикетки на русском. Но государственная политика в целом никак не поменялась. В итоге русские все чаще голосуют ногами. Впрочем, не только русские.

Михаил Тверской, координатор проекта «Мы говорим по-русски»: «Если я смотрю на фото своего выпускного класса, то 80 процентов уехали. Кто в Россию, кто в Канаду, кто уехал в Англию. Для Эстонии это потерянное население, они не вернутся».

И вряд ли уезжать перестанут после выборов. Эксперты уверены: в парламент пройдут все те же партии, а радикалов, скорее всего, станет даже больше. Какую политику будет проводить новый парламент? По этому поводу вполне определенно высказался президент Эстонии. Почти половину речи Тоомас Ильвес посвятил - нет, совсем не внутренним проблемам. "Наше внутреннее чувство безопасности пошатнулось" – вот типичная цитата из его выступления. И совершенно понятно, против какой страны так нагнетается истерия в маленькой, но гордой Эстонии.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ