Мир в тупике

29.03.2015

Ведущие мировые философы и экономисты единодушны: приличного будущего у нас нет. Мир в тупике. Если представить мир в виде какого-то понятного пространства, то мы давно сидим и смотрим прямо в глухую стену. Развитие общества забуксовало. Причин много: Это идейный тупик, и нужна новая идеология. Капитализм исчерпал себя и умирает у нас на глазах. Ничто в мире не сделает общество справедливым. Дистанция между людьми и странами становится все больше. А главное, экономическая машина, на которой ехало наше общество несколько столетий, окончательно развалилась. Всё. У мира нет больше ресурса. Он исчерпан. А дальше - тотальные войны, бунты, глобальные катастрофы - веселая перспектива. Говорят, спасти нас может только большая встряска, наука или чудо.
Выход из тупика искал наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ. Вот, только не знаю, нашел ли он дорогу назад?

О том, что апокалипсис возможен человечество, конечно, всегда знало. Но только 88 лет назад время начала конца решили рассчитать с научной точностью. В 1947 создатели первой атомной бомбы запустили проект «Часы судного дня». Начали с отметки без семи минут полночь. С тех пор положение стрелок менялось два десятка раз. Последний всего пару месяцев назад. В январе часы перевели на 2 деления вперед – теперь у нас всего 3 минуты до конца света. Ближе к апокалипсису мир был только раз, в 1953. Когда СССР и Соединенные штаты с разницей в 9 месяцев испытали термоядерное оружие. Теперь угроза века даже не ядерное оружие. «Неспособность лидеров мировых держав выполнить главную задачу – обеспечить процветание человечества» – так наблюдательный совет проекта судного дня, а в его составе только нобелевских лауреатов сразу 18 человек, сформулировал приговор человечеству.  Скромный ученый из Парижа – теперь новый герой ток-шоу. Его книга «Капитал в 21 веке» на Западе уже издана тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. Пикетти, явно примеряя на себя роль Маркса нашего времени, пишет о будущем. Которое, если верить профессору, выглядит довольно мрачно. Мир снова оказался на грани.

Том Пикетти, экономист: «Всегда опорой общества были люди, которые владели собственностью, которые зарабатывали на ней. Теперь все не так, теперь экономика опирается на эфемерные понятия: фондовый рынок, рискованные инвестиции, хедж фонды. Это такой виртуальный мир».

Пикетти проанализировал экономическую историю за последние триста лет. Его выводы звучат вполне революционно – дальше так жить нельзя. Сейчас почти половина мирового богатства в руках всего 1-го процента населения. На всех уже не хватает.

Иван Котляров, экономист: «Сейчас не хватает ресурсов, чтобы обеспечить приемлемый уровень и для элит, к которым она привыкла, и при этом обеспечить приемлемый уровень потребления для широких масс, то есть поддерживать то государство массового благосостояния, к которому мы привыкли за послевоенный период».

Если пару сотен лет назад так называемый цивилизованный мир жил за счет колоний, то последние десятилетия лет Европа и Штаты протянули благодаря осколкам бывшего Советского Союза. Новые рынки, грабительская приватизация, экспорт советских еще технологий и утечка мозгов – все это стало мощным допингом для западной экономики. Пока счастливые немцы разбирали символ тоталитаризма на куски, в Америке обсуждали статью тогда еще малоизвестного ученого – Френсиса Фукуямы. Его книга «Конец истории» в 90-х стала настоящей библией либералов. Краткий смысл – Западная идеология победила. И это навсегда. Постепенно весь мир поймет: строить демократию выгодно и правильно. А значит, войны за сферы влияния и новые территории уйдут в прошлое. Какое-то время этой доктрине даже следовала администрация американского президента Билла Клинтона. Все рухнуло на стыке веков. Март 1999, начало бомбардировок Югославии. Впервые после 1945-го американская авиация бомбит европейские города. С тех пор пошло – поехало. Афганистан, Ирак, Ливия и Сирия.

Теперь вот Йемен. Парадокс новейшего времени, чем больше говорят о демократии и правах человека, тем чаще стреляют и взрывают в разных частях света.

Война как стимул роста давно испытанное капитализмом средство. Что первая, что вторая мировые позволили «обнулить» проблемы с финансами, открыть новые рынки сбыта – разоренную Европу, например,  и превратили те же Соединенные Штаты в самую мощную экономику мира.

Иван Котляров, экономист: «Состояние мировой экономике по ряду параметров сейчас сближается с серединой 30-х годов и с примерно 2012-2011 годом. То есть по ряду параметров мы похожи на те, предвоенные годы. То есть вполне возможно, что этот кризис будет решен какой-то большой войной»

В том, что платить по счетам придется уже скоро, мало, кто из экономистов сомневается. Мир, точнее западная его часть давно живет не по средствам. Точка невозврата в США, как в главной экономике мира, была пройдена еще в начале 80-х. Долгое время  Штаты тратили столько же, сколько зарабатывали, но с приходом в Белый дом Рейгана все изменилось. При нем размер госдолга начал расти быстрее, чем сама экономика. Сейчас США взяли взаймы у мира уже фантастические 18 триллионов долларов. Покупай сейчас, плати потом – постепенно это стало образом жизни целых поколений. Тогда же возникло понятие сверхпотребления.

О появлении этого мира победившего маркетинга, который в любом гипермаркете увидеть можно, философы давно предупреждали. еще в 1970м Жан Бодриайр опубликовал книгу. В ней французский философ пишет: совсем скоро для того, чтобы почувствовать себя счастливым не нужно будет ударяться в религию или побеждать на поле боя. Достаточно будет купить себе что-нибудь новое. Главным атрибутом этого мира по Бодрийару станет китч, цитирую "никчемный предмет, не имеющий сущности, но характеризующийся лавинообразностью распространения". В общем, это справедливо по отношению ко многим современным гаджетам. Которые все мы покупаем толком не понимая зачем.

В маркетинге это называется импульсивная покупка. Стремление - самоутвердится, потратив деньги, кормит целые индустрии. Теперь производители вполне осознанно стремятся выпускать новые модели как можно чаще. Впрочем, новыми их можно назвать весьма условно. Это все то же старое, только немного видоизмененное.

Игорь Березин, президент Гильдии маркетологов: «Потребитель уже давно на западе предъявил спрос на недорогую, быстро выходящую из строя и быстро сменяющуюся другой электронику. Спрос есть, производители этот спрос удовлетворяют»

Потребляй или проиграешь - новый лозунг мира победившего капитализма. Герой нашего времени сейчас тот, кто всегда следует модным трендам.

Андрей Аствацатуров, филолог, писатель: «Человек вдруг окончательно понял, что он очень не самостоятелен. Его определяет среда, его определяют медиа, его сознание абсолютно формируется. И мне кажется, что если раньше человек испытывал иллюзии, что он делает что-то самостоятельно, то сейчас у него нет этих иллюзий. Он понимает степень своей зависимости»

Бунт против этой диктатуры часто принимает самые причудливые формы. Вегетерианство, движение чайлдфри, то есть сознательный отказ от детей, уход в благотворительность или  в радикальный протест - все это приметы нового времени.

Герман  Стерлигов, предприниматель: «Мы живем в театре безбожного, сатанинского абсурда. Уже изгадили всю планету, искалечили все народы, смешали все в новый громадный Вавилон и с ужасом ожидаем погибели от научно-технического прогресса».

Бывший миллионер Стерлигов сейчас, наверное, самый известный в России борец с действительностью. На 30 гектарах в Подмосковье он выстроил для себя и детей идеальный мир. Все почти по чучхе - опора только на собственные силы. Своя школа, своя ферма, даже лекарства и те свои.

Герман Стерлигов, предприниматель: «Тут все лечится травами с легкостью необыкновенной,  все болезни без исключения, все господь сотворил на все случаи жизни.

Его главная мечта - расселить мегаполисы, закрыть заводы, в общем, повернуть прогресс вспять. Вернуться примерно 19 в век  - к сохе  - так спасемся, верит бывший бизнесмен.  

Герман Стерлигов, предприниматель: «Надо брать детей в охапку и уезжать с ними из города. Хотя бы в то место, где более менее чистая вода и воздух, где птички поют и деревья шумят» .

Но, конечно, великое переселение из города в деревню - это из области фантастики. Перспективы человечества ученые связывают - с развитием новых технологий. Как в 19 веке изобретение и внедрение парового двигателя полностью изменило цивилизацию, так и теперь миру нужны глобальные открытия.

Михаил Ковальчук, директор НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН: «Мы должны перейти к природоподобному технологическому укладу, который основан на природоподобии и он должен быть включен в естественный ресурсооборот».

Курчатовский институт как раз и работает над этими технологиями будущего. Когда-то здесь придумали первую советскую атомную бомбу. Потом эти разработки воплотились в мирный атом, нашли свое применение в медицине. Теперь задача максимум для ученых - объединить исследования  в самых разных областях знаний - от физики до генетики.

Михаил Ковальчук, директор НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН: «Мы сейчас находимся тогда, когда парадигма развития науки поменялась. она перешла от анализа к синтезу. и сегодня синтез, переработка того, что мы уже знаем, является  на порядок более важным, чем получение новых знаний. Приоритеты поменялись, анализ, то есть получение новых знаний продолжается, но приоритет у синтеза».

Единственный в России синхротрон, несколько атомных реакторов, нанолаборатории - Курчатовский институт самый передовой в России научный центр. Здесь параллельно работают над разными исследованиями - начиная с термоядерного синтеза и заканчивая биотехнологиями. Институт участвует и во всех крупнейших международных проектах - от строительства экспериментального термоядерного реактора до исследований на большом Адронном коллайдере. К чему в итоге придут ученые, пока, кажется, не знают и они сами. Понятно только, что времени у них остается все меньше.

Михаил Ковальчук, директор НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН: «Мы с вами видим в силу естественных законов развития капитализма, в той его модели, производства затратное, не экономичное, не экологичное начали сбрасывать в третьи страны. И фактически на наших глазах половина земного шара, включая Индия и Китай включилось в эту модель истребления природных ресурсов».

Пока же 80% энергии в мире, как и раньше, получают из не возобновляемых ресурсов. Солнечные батареи, ветряные мельницы, гидроэлектростанции - так называемые зеленые технологии по-прежнему проигрывают нефти, газу и углю. Запаса которых формально хватит еще на пару десятилетий. Но это если не думать о будущем. 5 лет назад ученые зафиксировали знаковую дату. В сентябре 2009 человечество начало потреблять больше ресурсов, чем способна воспроизвести Земля. Если эта тенденция продолжился, через 40 лет нам придется искать другую планету. Или привыкать жить в каменном веке.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ