Байкал в опасности

19.04.2015

А теперь о действительно серьезных проблемах. Байкал – наша гордость, самое глубокое озеро мира, оказывается, серьезно болен. Нет, его вода пока еще всё также чиста. Он также красив и в нем пока также много рыбы. Но ученые с прошлого года бьют тревогу – Байкал мелеет. А в этом месяце и вовсе отметили критическое понижение воды. Если тенденция сохранится, вода может уйти от берегов почти на сто метров.
Но это не повод поднимать панку. Самое главное сейчас - понять, отчего падает уровень воды. Что это - вина человека или самоуправство природы? Чтобы приблизиться к новой и печальной тайне Байкала, в далекую экспедицию отправился наш специальный корреспондент Игорь МАКСИМЕНКО.

Эта перекошенная деревянная будка у пирса — сверхважный научный объект. Пост гидрологических измерений на главном озере России, Байкале. Данные поступают с датчиков, установленных на дне. Если аппаратура выходит из строя, гидролог сам делает лунку во льду и замеряет уровень простой железной линейкой. Показания записывает в специальную тетрадку.

Михаил Макаров, гидролог: «На сегодня, на 12:00, уровень воды в Байкале 455 метров 89 см, что на 11 см меньше».

Уровень Байкала в этом году катастрофически упал. Почти на полметра по сравнению с весной прошлого года. Поначалу никто не волновался. Но потом всполошились. Бригада Николая Ханжеева в нынешнем сезоне все больше не омулей и сигов добывает, а тину да коряги. Вот и сегодня, отработав 7 часов на колючем холоде, почти ничего не поймали.

Николай Ханжеев, рыбак: «Ну, нет рыбы, сами видите.15-30 штук попалось. А нас 15 человек в бригаде. Надо соляры купить, надо бригаде тоже покушать. Неделю впустую ходим».

Промысел на озере — единственный способ заработка для жителей рыбацких деревень Бурятии. В этом году придется потуже затянуть пояса: добычи в 5 раз меньше, чем в прошлом.

Николай Ханжеев, рыбак: «Конечно, берег отошел, невод тянуть негде, воды нет, невод на земле лежит».

Байкальский берег на бурятской стороне отошел от привычных границ уже метров на 15. И продолжает наступать на озеро. Несколько месяцев подряд - аномальное маловодье. По оценкам ученых, Байкал в этом году недополучил около 70% от привычного объема воды.

Байкал питают водой более 300 рек и ручьев. Они наполняют чашу озера — гигантскую тектоническую расщелину длиной 620 километров и шириной от 24 до 79 километров. Байкал — самое глубокое озеро на Земле и крупнейшее хранилище пресной воды. Её здесь в 25 раз больше, чем, например, в Ладожском озере или во всех пяти Великих озерах Северной Америки вместе взятых.

Больше половины притока воды в Байкал обеспечивает Селенга. Одна из самых мощных рек Сибири нынче изрядно обмелела. Эти корабли на зиму ставили по полной воде. К весне они плотно сели на грунт. Экипажи теперь ломают голову, как снять их с мели. К тому же, дельта Селенга промерзла почти до самого дна.

Александр Перевозенков, начальник рыбоводно-ихтиологического пункта: «С падением уровня воды, тот же лед на местах нерестилищ, например, зимовальные ямы, там, где рыба зимует, лед просто все заглушает и рыба гибнет».

В Бурятии уже погибло около 5 тысяч гектаров нерестилищ. На такой площади могут поместиться две Москвы или три Петербурга. Исчезает и кормовая база для прибрежной рыбы - нет подпитки для микроорганизмов и донных растений. В Бурятии поговаривают о временном запрете на промышленный лов — иначе скоро совсем нечего будет добывать. Годовалый теленок Мишка воду пьет экономно, не роняя ни капли — знает, какая это ценность. В селе Ранжуево нынешней зимой пересохли все колодцы.

Игорь Максименко, корреспондент: «Вообще сухое ведро. Один песок только. Как же без воды?».

Анна Ромаева, житель села Ранжуево: «Не знаю, как».

Игорь Максименко, корреспондент: «Может, к шаманам обратиться?».

Анна Ромаева, житель села Ранжуево: «Шаманы – не боги».

Сначала людям привозили воду в цистернах, потом пробурили скважины. Но это не сильно помогло. Уровень Байкала влияет не только на прибрежную полосу. От озера питаются хозяйства на сотни квадратных километров вокруг. Ушла вода - страдают и люди, и животные.

Из-за маловодья на Бурятию, кажется, обрушились все беды сразу. Одна из самых серьезных проблем - торфяные пожары. Уже выгорело несколько сотен гектаров сельскохозяйственных угодий. Землю после таких пожаров использовать, увы, нельзя. Она превратилась в пепел.

Конечно, торфяники загорелись не сами собой. В этих местах тоже популярна такая сомнительная забава, как выжигание сухой травы. Пожары из-за этого - повсеместно. Прибайкальские торфяники уже прогорели на 2 метра, и огонь идет все глубже. Уровень озера падает, а значит, опускаются и грунтовые воды, которые раньше сдерживали горение. Так одна беда тянет за собой другую.

Почему мелеет Байкал? Внятного ответа до сих пор нет. На всех уровнях твердят — во всем виновата погода. Глобальное потепление приносит аномально высокие температуры, которых раньше тут не было. И даже страшно себе представить, если великое озеро обмелеет, как когда-то печально знаменитое Аральское море. Но только ли ужасающая засуха источник всех бед?

Юрий Сафьянов, министр природных ресурсов Республики Бурятия: «Это незаконная вырубка леса, это заиливание берегов, это незаконное строительство дамб, переездов и гидротехнических сооружений, которые не разрешены и не согласованы».

Свой вклад в надвигающуюся катастрофу вносят все. Берег в районе Листвянки, основного туристического центра Байкала. Сплошная, многокилометровая помойка. Отдыхающие и местные жители сваливают мусор куда попало. Ручьи и речушки, впадающие в озеро, загажены. Вода уже просто не доходит до озера.

Здесь начинается Ангара - единственная река, которая вытекает из Байкала. Ежесекундно озеро выбрасывает из себя 2000 тысячи кубометров воды. Это примерно 33 железнодорожных цистерны по 60 тонна каждая. Миллионы лет природа сама решала, сколько воды должно вытекать из Байкала. В середине 20 века эту функцию зачем-то взяли на себя люди.

В 1956 году на Ангаре построили гидроэлектростанцию. С тех пор уровень воды в Байкале регулируют люди. Каждый год правительство выпускает особое постановление о том, сколько воды должно остаться в озере, а сколько можно забрать на народно-хозяйственные нужды. В начале этого года уровень Байкала было решено понизить: синоптики обещали сильный паводок, нужно было предотвратить возможное затопление окрестностей.

Сергей Шапхаев, эколог: «Прогноз был чудовищно ошибочным. Это привело к тому, что гидроэнергетики, с разрешения Росводресурсов, опираясь на этот прогноз, сбросили достаточно много воды в Байкале. Вместо наводнения случилась засуха».

Разразился скандал. Гидроэнергетиков обвиняли в преднамеренном «сливе Байкала». Вмешалась прокуратура, но до суда дело не дошло: все действовали по инструкции, вернее, по распоряжению правительства.

Олег Причко, генеральный директор компании «Иркутскэнерго»: «Если бы не было гидротехнического сооружения, плотины, и не регулировался бы исток реки Ангары, то берега Байкала сейчас отошли бы намного дальше. Потому что Ангара была бы ничем не сдерживаема».

В итоге, виновных нет. С синоптиков, как обычно, спроса никакого. Ведь погода — дело темное. А ее предсказание до сих пор напоминает гадание на кофейной гуще. Теперь придется тратить деньги. Много денег. На тушение пожаров, восстановление нерестилищ, расчистку и углубление пересохших водотоков. И на предотвращение экологического бедствия, которое угрожает Байкалу. Разумеется, средств не хватает. Озеро Котокель - самое опасное место в Бурятии. Здесь обнаружили так называемую «гаффскую болезнь» — заражение воды и организмов токсинами. Водоем закрыли 7 лет назад после того, как тяжело отравились несколько человек, а на озере погибла вся рыба и птица.

Дмитрий Матафонов, сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН: «Озеро опасно. Результаты экспертизы, которую проводили ветеринары, очень серьезны и внушают озабоченность. Потому что рыба, которую скармливали животным - от нее животные страдали и даже погибали».

От больного озера до Байкала — всего 2 километра, они связаны между собой небольшой речкой. Уровень Котокеля напрямую зависит от состояния большого соседа. Воды здесь сейчас очень мало, а значит, токсичные водоросли будут размножаться еще активней.

Дмитрий Матафонов, сотрудник Института общей и экспериментальной биологии СО РАН: «Именно здесь штамм этих цианобактерий, ген, который отвечает за продукцию токсинов, он не молчит. Он работает, он настроен на то, чтобы продуцировать этот токсин».

Если не поднять уровень воды в обоих озерах, ядовитые водоросли проберутся в Байкал. Последствия отравления самого большого в мире хранилища питьевой воды станут настоящей катастрофой. Все, конечно, надеются, что великое русское озеро справится с очередной напастью. Но на всякий случай, молятся на приход паводка и проливных дождей. Синоптики, кстати, пока никаких прогнозов не дают.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ