Выбор Финляндии

19.04.2015

Финляндия сегодня выбирает новый парламент. Впрочем, досрочно голосовать можно уже несколько дней, и, как показывает практика, именно так поступает половина жителей этой страны. За депутатские места бьются восемь партий, но явного лидера, похоже, нет. И что решит голосование, уже будет понятно к ночи. Судьба финского парламента – дело, конечно, сугубо внутреннее. Но это наш ближайший северный сосед (причем не младоевропеец, а сосед с устоявшейся европейской психикой), и его позиция по многим вопросам нам важна.
И кстати, почти все эти вопросы вписаны как основные в программы ведущих финских партий: вопрос о вступлении Финляндии в НАТО, отношение к России, позиция страны в вопросе санкций.
О шансах на здравомыслие и больных точках российско-финских отношений - из Хельсинки наш специальный корреспондент Наталья КИРИЛОВА.

Алена Хуппа уже 15 лет живет и работает в Финляндии, но она так и осталась чужой среди своих. Финно-угорские корни и давно оформленное гражданство стать ближе так и не помогли. Потому ее бизнес рассчитан в первую очередь на русских. Приодеть своих внуков по последнему писку европейской моды, а главное – недорого, к ней едут из России даже родственники наших знаменитостей.

Алена Хуппа, предприниматель: «Когда Вы говорите Ариша, я сразу вспоминаю, что Вы бабушка нашей любимой Анастасии Волочковой».

Ее магазин в Лаппеенранте работает уже три года. Финны заходят, интересуются. Им нравятся и цены, и качество, но как только выясняют, что владельцы русские, покупать что-либо наотрез отказываются.

Алена Хуппа, предприниматель: «Лучше они пойдут к финскому предпринимателю - поднимать их бюджет, продажи, нежели к российскому предпринимателю. Немножко, вы понимаете, расизм он присутствует».

Конечно, откровенную нелюбовь к русским на улицах Финляндии не встретишь, но в местах общего пользования послания в адрес россиян, похоже, явление теперь привычное. И это в Лаппеенранте — приграничном городке, где за счет денег, которые тратят здесь русские, построили новые торговые центры, дороги, да и бизнес самих финнов.

В восточную Финляндию за год приезжают до миллиона россиян. Это пятая часть жителей страны. Поэтому - чему удивляться: здесь не только говорят и пишут, но и двигают торговлю тоже по-русски.

Еще год назад «отмените санкции» кричали предприниматели на границе с Россией, но теперь эхо европейской экономической войны докатилось до самой столицы, Хельсинки. Валерии Хирвонен уже пришлось закрыть два магазина. Бизнес-вумен продолжает писать, просить и настаивать - верните всё как было. Однако спасать своё дело стало всё сложнее. Среди финнов всё больше слышен антирусский шепот.

Валерия Хирвонен, предприниматель: «А слухи такие, что если Путин забрал Крым, почему он не заберет следующую Финляндию, она же тоже была (у России) раньше. Об этом говорят и в газетах, об этом говорят и программах».

Когда Петер Холст стал выяснять, почему некогда популярный среди финнов тур «Хельсинки — Выборг — Санкт-Петербург» перестал пользоваться спросом, оказалось, что сами финны, если не боятся, то как минимум опасаются ехать в Россию.

Петер Холст, владелец туристической фирмы: «Нам звонит человек и спрашивает, а вообще безопасно в Россию ехать? Их один человек на 1000, правда. Как правило люди старшего поколения».

По статистике Петера, русофобство для Финляндии, пока скорее исключение, чем правило. Но вот политики убеждают в обратном.

Кай Мюкканен, кандидат от партии «Национальная коалиция»: «Если вы спросите людей на улице, то каждый второй вам скажет, что боится Россию. Наши граждане хотят быть более защищенными. К тому же, вступив в НАТО, мы сможем решать вопросы с этим альянсом напрямую, без посредников».

На выборах в новый парламент Кай Мюкканен представляет «Национальную коалицию». Из четырех основных политических сил, которые по прогнозам в этот раз наберут большинство, именно эта партия четко заявила в своей предвыборной программе: финнам надо в НАТО! И это не смотря на то, что наш сосед добрых 67 лет поддерживал нейтралитет в военных вопросах.

Юн Сандберг, политолог, Финляндия: «В апреле 1948 года СССР и Финляндия заключили договор о дружбе и сотрудничестве, согласно которому Хельсинки признавал особые стратегические интересы СССР и обязался соблюдать нейтралитет, взамен сохранив парламентскую демократию, рыночную экономику и суверенитет».

В новом парламенте «Национальной коалиции» самостоятельно отправить страну в НАТО уже, судя по всему, не удастся. За полгода рейтинг популярности партии скатился с первого аж на третье место. Дело в том, что главные должности в стране - президент, премьер-министр - занимают их представители, правоцентристы. А у финнов с ними, прямо скажем, плохие ассоциации. Закрываются предприятия: ведь молочная продукция, рыба, икра Европе в том же количестве, в каком закупала Россия, не нужна. Безработных становится больше, а выплачивать им пособия всё труднее.

Валерия Хирвонен, предприниматель: «Если посчитать его с доплатой за квартиру и всё-всё-всё, это может быть и до 800 евро».

Не то чтобы бизнес-вумен мучил вопрос, почему ее налоговые отчисления уходят в том числе и на пособия по безработице. Скорее Валерию волнует, на КОГО эти деньги тратит Финляндия.

Йухо Эерола, депутат партии «Истинные финны»: «Для Финляндии беженцы обходятся довольно дорого. Правительство тратит на них 700 миллионов евро в год. А это очень большие деньги».

Хельсинки ещё не похож на столицу Сомали, но в городе уже появился свой, финский Гарлем. Этот район «Истинные финны», видимо, теперь обходят стороной. Иначе как объяснить, почему главный националист в Финляндии вдруг оказался совсем не против увеличить квоты беженцам.

Тимо Сойни, лидер партии «Истинные финны»: «Люди, которые приезжают сюда работать или жениться, не представляют опасности. Их расовая принадлежность, религия и национальность не имеют значения. У нас в стране беженцы - не проблема».

А главная проблема – вновь мифическая русская угроза. Только почему именно сейчас финские политики поставили своих избирателей перед глобальным выбором: быть или не быть их стране в НАТО?! Ведь на протяжении стольких лет наш сосед жил бок о бок с СССР, у которого было и ядерное оружие, и ненавистный коммунистический режим! Пока еще кандидат в депутаты от Социал-демократической партии Нина Кастэн так объясняет позицию конкурентов.

Нина Кастен, кандидат от «Социал-демократической партии»: «Правое крыло нашей политики объясняет, что это просто прибавило бы безопасности нашей стране».

Военный эксперт Коновалов предлагает свое объяснение финской дилеммы.

Иван Коновалов, директор Центра стратегической конъюнктуры: «Вступление в НАТО – это, конечно, может, и снизит финансовую нагрузку на вооруженные силы. Финляндия хочет, скажем так, сократить свой военный бюджет за счёт того, будет иметь гарантию, что в случае военного конфликта на помощь придут силы НАТО».

То есть Финляндия, с одной стороны, запустит к себе натовские войска и сможет тратить меньше на собственную армию. С другой, получит дополнительные деньги от союзников за аренду баз. То есть попытается хотя бы частично решить свои экономические проблемы за счет более сильных государств. А те, сильные, кажется, совсем не против поставить в полную зависимость некогда аккуратную в международных вопросах Финляндию.

30 марта, как бы невзначай, накануне парламентских выборов, в Суоми, с дружеским визитом, явилась сама фрау Меркель. Разумеется, ни слова о предвыборной ситуации. Вот только говорили в основном о санкциях в отношении России.

Йухо Эерола, депутат партии «Истинные финны»: «К сожалению, могу сказать, что Германия задает курс всей Европе. Примерно 80% того, что происходит в политике Финляндии решается совместно с Евросоюзом. Мы не такие независимые, как были 20 лет назад».

И хотя сейчас официальная статистика уверяет, что только около 30% населения Финляндии откровенно хочет в НАТО, но ведь еще недавно об этом и подумать никто не мог! А значит, сегодняшнее голосование для финнов – это не просто плановое обновление основного законодательного органа страны. Суоми стоит перед глобальным политическим выбором, который может определить будущее на годы вперед.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ