Армянский путь

26.04.2015

Важной частью нынешнего визита президента России стала новая встреча с Франсуа Олландом — третья за четыре месяца этого года. И, конечно, переговоры с Сержем Саргсяном по ряду текущих вопросов российско-армянских отношений. Тем более, что Армения сегодня полноправный член Евразийского экономического союза. Подробности деловой части этого визита президента у нашего специального корреспондента Константина РОЖКОВА.

Теперь в Ереване повсюду стоят столбики, которые оповещают: здесь ловит wi-fi. Вокруг можно встретить новое поколение армян, которые предпочитают работать не руками, а скорее, пальцами. Водить ими по экрану смартфона или печатать на клавиатуре. Так выглядит офис одной из крупнейших в стране компаний, занимающихся компьютерными разработками. Его обитатели, айтишники, и есть костяк нового армянского среднего класса.

Овик Мусаилян, директор компании: «Сейчас мы находимся в бывшем советском заводе «Транзистор», где в советские годы производились микрочипы».

Советское наследие весьма пригодилось современной Армении. К концу 80-ых периферийная кавказская республика стала центром передовых технологий. Здесь развивали науку, а производство коньяка и выращивание фруктов считалось делом вторичным.

Овик Мусаилян, директор компании: «У каждой советской республики было свое предназначение. И миссия Армении была сфера микроэлектроники».

30 лет назад должность Манаса Арутюняна звучала бы как «инженер». Сейчас он менеджер отдела разработок. Все эти платы и проводки вокруг него - новый двигатель армянской экономики. 

Минас Арутюнян, менеджер отдела разработок: «Вот, к примеру, брендовый телефон. Я всегда его показываю в телефоне, этот разъем, который называется USB-разъем, и говорю, что мы занимаемся как созданием аппаратной части устройства, так и его программированием».

Грубя говоря, в том что фото с вашего телефона заливается в компьютер, есть заслуга и армянских специалистов. При этом, в продажу вот-вот поступит первый в мире армянский планшет. Пока это словосочетание, конечно, режет слух, но вроде всё есть - те же иконки, листаешь пальцем. Вопрос, конечно, насколько этот гаджет армянский, а не китайский или корейский.

Ваган Чакарян, президент компании: «Еще раз повторяю: материнская плата сделана нами».

Константин Рожков, корреспондент: «То есть мозг».

Ваган Чакарян, президент компании: «Мозг компьютера, дизайн наш. Никто больше не имеет право использовать эту технологию».

Армянский смартфон тоже будет. Президент компании Ваган Чакарян похвастался, что такой уже есть у российского премьера. Камера 14 мегапикселей. Щедро даже по современным меркам. Видимо, специально для любителей «селфи». После вступления Армении в Евразийский экономический союз здесь всерьез рассчитывают на госзаказы из России. Даже версию планшета для военных сделали - с усиленным корпусом.

Константин Рожков, корреспондент: «То есть прямо сильно кидать?»

Ваган Чакарян, президент компании: «Дай я сам кину! Вот!»

Но тест на прочность должны пройти и сами российско-армянские отношения. Только недавно на улицы Еревана стали возвращаться надписи на русском. В течение 5 лет страна готовилась подписать соглашение об ассоциации с ЕС, вместе с Украиной, Грузией и Молдавией. Но в 2013 году нынешний президент Серж Саргсян курс резко поменял. И со 2 января 2015 Армения член другого Евразийского союза. Хотя и европейской дверью здесь хлопать не спешат.

Арсен Газарян, президент Союза промышленников и предпринимателей Армении: «Мы не ставим вопрос: туда или туда. «Или-или» нет. Есть «и то, и то». Мы считаем, что являясь членами Евразийского Экономического Союза, мы можем иметь нормальные рамочные отношения с Евросоюзом как с рынком».

В мае на саммите Восточного партнерства в Риге Армения должна подписать другое, вместо ассоциации, соглашение с Евросоюзом. Не будет ли это мешать членству в ЕАЭС, вопрос, в том числе личных отношений лидеров России и Армении. В эту пятницу в Ереване дипломатический этикет был соблюден полностью. Владимира Путина встречали в статусе самого почетного гостя. Он последним, после Франсуа Олланда, появился на церемонии памяти жертв геноцида - первыми шли послы и министры. Но и французский президент не был обделен вниманием. На трибуне ему тоже досталось почетное место. Серж Саргсян посадил лидеров России и Франции по обе стороны от себя. Серж Саргсян явно хочет сыграть роль проводника между Востоком и Западом. На полях траурной церемонии лидеры больших держав решают вопросы большой политики с помощью, а не за счёт маленькой Армении.   

Владимир Путин, президент РФ: «К сожалению, наши отношения находятся не в лучшем состоянии. Мне кажется, мы должны поискать пути восстановления наших отношений, и думается, в этом все заинтересованы».

Франсуа Олланд, президент Франции: «Вы совершенно правы, отношения между вами очень ухудшились за последнее время. Это произошло в связи с украинским кризисом. И, конечно же, лучший способ выйти из этой ситуации - это продвигаться по пути претворения в жизнь минских соглашений».

По «Мистралям» Путин и Олланд так и не договорились, но вроде Франция согласна, что деньги вернет. Обсудили Украину. Есть шанс, что французский президент повлияет на украинского, и конфликт на Донбассе не разгорится опять. Пока шли переговоры, Серж Саргсян был все время рядом, но не вмешивался. Затем наступил черед его двусторонних встреч. Во время протокольной съемки армянский лидер, кажется, особенно тепло обращался к Владимиру Путину.

Серж Саргсян, президент Армении: «Особо хочу поблагодарить за то, что в своем выступлении вы нашли слова, которые затронули душу каждого армянина».

Владимир Путин, президент РФ: «Хотел бы ещё раз отметить, подчеркнуть особый характер отношений между Арменией и Россией, между армянским и русским народами и другими народами Российской Федерации. Всё это имеет глубокие исторические корни. Мы всегда были очень близкими союзниками, остаёмся и будем ими в будущем».

Но в экономике лавировать уже нельзя. Армения не та страна, которая может справиться со всеми проблемами в одиночку. Сектор высоких технологий, конечно, приносит деньги в копилку, но там заняты от силы 20 тысяч человек из 3 миллионов граждан. Улицы Еревана до сих пор обклеены объявлениями, где предлагают недорого отвезти в крупные российские города. Зачем, тут всем и так понятно.

Ежегодно, воспользовавшись, в том числе и этими объявлениями, Армению покидают 600 тысяч человек. Это значит, что, как минимум, 600 тысяч рабочих мест в стране не хватает. Уровень безработицы по-прежнему один из самых высоких на всем постсоветском пространстве и это, конечно, большая экономическая проблема.

Членство в ЕАЭС как раз и помогает запустить механизм экономического роста. Этот маленький винзавод - классический пример небольшого семейного бизнеса по-армянски. Хозяин сам развозит часть товара в багажнике своей иномарки. И непременно сам дегустирует каждую партию вина. Просто потому, что за него это никто не сделает. Погреб стал заполняться бочками. Появились заказы из России. Вино не самое дешевое – скорее, для ресторанов, а не супермаркетов. Но хозяин уверен - в крупных российских городах найдутся ценители. 

Авак Арутюнян, хозяин винодельни: «Посмотрите, какой красивый цвет, вы видите? Вот так мы должны оценивать его прозрачность и цвет».

И если в ресторанах Москвы будут больше пить армянское вино, то меньшему количеству армян придется ехать в Москву на заработки. Европейский рынок, по мнению Авака Аратюняна, создать столько рабочих мест не позволит. Там ведь и своего вина хватает.

Авак Арутюнян, хозяин винодельни: «На европейском рынке конкуренция значительно выше в этой ценовой нише. В Европе вино по 2-3 евро можешь продавать сколько угодно - миллион бутылок, пожалуйста. Но у Армении просто нет таких ресурсов, чтобы столько производить».

Есть, конечно, в Армении и опасения. Раньше здесь совсем не было пошлин на импортные машины. Из-за чего на дорогах не самой богатой страны регулярно встречаются внедорожники последних моделей. Коллеги по ЕАЭС дали Армении отсрочку 5 лет. Потом цены вырастут. И туда, скорее всего, хлынут машины нашей сборки. Российский рынок для Армении, армянский - для России.

Арсен Газарян, президент Союза промышленников и предпринимателей Армении: «Машины - это всё же роскошь. Если у нас дорогие машины подорожают еще, то пускай обеспеченные слои населения эта налоги платят. У нас разность между бедностью и обеспеченностью очень высокая».

Кстати, одна из причин, почему еще в советские годы в Армении решили заняться микроэлектроникой - это уровень математического образования. Он и сейчас один из самых высоких на Кавказе. Отчасти, это из-за шахмат, которые в Армении всегда были национальным спортом. Они развивают логику и умение предвидеть развитие ситуации. В условиях, когда мир снова делится на лагеря, Армения, взвесив все за и против, свой ход уже сделала.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ