Ветер перемен

31.05.2015

Журнал «Bild» как-то встряхнул подзатихшую политическую европейскую жизнь, написав, что по слухам, которые ходят в Берлине, Обама может не приехать на саммит Большой Семерки в случае, если Меркель отдаст парламенту список депутатов, за которыми шпионило американское АНБ.

Напомню, что новый шпионский скандал вокруг незаконной слежки за немецкими политиками и депутатами, в котором замешаны разведки Германии и США, случился в апреле. И требование из Бундестага действительно поступило: интересно же узнать, кто там на крючке.

Уверена, ничего до воскресенья им в любом случае не дадут, потому что саммит в Баварии начнется 7 июня, и скандал фрау Меркель не нужен. К тому же, она ведь простила Обаме прослушку своих телефонов, и они, депутаты, тоже не развалятся — переживут.

Впрочем, Белый Дом уже поспешил ответить, что и не думал отказываться от участия в саммите. Короче, история затихла. А жаль. Было бы интересно увидеть этот убывающий по составу саммит как постановку известной считалки про десять негритят: из восьми в семь, из семи в шесть.

Кстати, в пятницу официальный представитель Белого дома Джош Эрнест заявил, что на саммите будет снова поднят вопрос о расширении санкций против России. Ну, во-первых, сказано как-то почти по привычке, потому что - а за что на этот раз? А во-вторых, согласно программе саммита, если там и будут вспоминать Россию, то в связи с темой огромных долгов Греции и Украины. Известно, что Россия не собирается Украине прощать неотданные миллиарды, и тут дави, не дави, с ней ничего не сделаешь, тем более, что самой России на саммите теперь нет. Королева Елизавета Вторая в традиционной тронной речи на открытии сессии британского парламента вдруг тоже заговорила о России и минских соглашениях. И довольно непривычно это было услышать из уст монарха.

Елизавета Вторая (королева Великобритании): «Мое правительство продолжит оказывать давление на Россию, чтобы обеспечить территориальную и суверенную целостность Украины. Соединенное Королевство будет настаивать на полной реализации минских соглашений». 

События последнего месяца показывают, что ситуация меняется, и тон разговоров с Россией стал другим. Нет, наши отношения не стали теплее, но тренд изменился. 

Ведь что мы видим: впервые за год Обама звонит Путину, Кэмерон тоже звонит, поляки советуют не ссориться с Россией, Меркель отчитывает Киев.

Что случилось с Западом? Почему он делает шаг назад?  Устали от Порошенко? Боятся нашего союза с  Китаем, или так напугал наш Парад Победы? Ситуацию анализировала Инна ЧУКИНА.

Сбавить ход, повернуть штурвал, но самое главное – поймать ветер. И это не только про корабли и яхты, но и про политику целых государств. В нашем случае - Евросоюз и США. Их курс по отношению к России поменялся, только вот какой ветер начал дуть в их паруса?

Новоизбранный президент Польши Анджей Дуда не сможет встретиться с Петром Порошенко из-за плотного графика. Эта новость была как гром среди ясного, почти европейского неба Украины. Официальный Киев сутки растерянно молчал, выжидал. А после Порошенко свой визит и вовсе отменил. Острые языки назвали это пощёчиной Украине, признавшей повстанческую армию героями, но пощёчина предназначалась не только президенту Незалежной, но и предшественнику Дуды, и в целом политике, проводимой старыми властями Польши.

Матеуш Пискорски, директор Европейского центра геополитического анализа в Варшаве: «Учитывая опыт действующего президента Коморовского, который после многочисленных встреч с Петром Порошенко проиграл выборы, наверняка в штабе «Право и Справедливость» решили, что лучше пока публично не выступать».

Демарш Дуды – лишь яркое доказательство той самой медленной, но все-таки смены европейского курса. А вот причиной могли стать сами украинские партнёры, которые в последнее время не видят вообще никаких берегов. Премьер Яценюк во время европейского турне признавал, что Киев устроил геноцид на Донбассе, заявлял, что не должны украинцы никому отчитываться за те деньги, которые присылает Запад, и даже тому самому Западу. Долго возмущался скупостью ЕС. И... снова просил денег.

Арсений Яценюк, премьер-министр Украины: «Помогите долларом, а, точнее, миллиардами долларов».       

Пока специалист по внешней политике Яценюк своеобразно налаживал контакты, боевой президент Порошенко заплетающимся языком рассказывал офицерам, как стратегически важен Мариуполь и дарил футбольный мяч герою АТО, который потерял на Юго-Востоке ноги. Проблемы с алкоголем и резкие высказывания Порошенко в Брюсселе старались долго не замечать, но вот уже и Меркель с Олландом тоже потихоньку перестают быть старшими товарищами и больше напоминают воспитателей, которые не могут справиться с избалованными детьми и сами жалуются на них директору.

Майкл  Бом, журналист: «Порошенко горячится, он склонен к этому, он мне иногда даже напоминает Саакашвили, когда Саакашвили горячился, и иногда приходится США его одёргивать. Помните, как Керри сделал по поводу Донецкого аэропорта».

В контексте

18.06.2017

Безвиз для Украины. Путь на свободу или в нелегалы?

Владимир Чижов, постоянный представитель РФ при Евросоюзе: «Вся одиозность их позиции становится всё более очевидной не только нам, нам она была понятна со дня госпереворота в Киеве 22 февраля, но и их западным спонсорам».

А ведь у самого Евросоюза и без Украины проблем достаточно. В Британии уже назначают дату референдума о выходе из ЕС. Другие страны-участницы на грани банкротства. Санкции против России и ответное эмбарго, ударившие сначала по сельскому хозяйству Европы, сейчас начинают ощущаться и в других сферах. Инвестиции не вложены, фирмы не открыты, рабочие места не созданы. С высоких трибун Бундестага уже очень громко говорят о том, что политика сдерживания России неправильна и двулична.

Сара Вагенкнехт, депутат бундестага германии от партии "Левые": «Поставки оружия и инструкторов из США и Великобритании на Украину тоже можно классифицировать как подрыв мирного процесса. А может, вы и на них санкции тогда введёте? Пора признать, что вся эта никчёмная политика санкций была очень большой ошибкой. И Европа сама себе выстрелила в колено. И не нужно их продлевать».

Матеуш Пискорски, директор Европейского центра геополитического анализа в Варшаве: «Если в июне во время саммита ЕС не будет принято решение об отмене или частичной отмене санкций ЕС в отношении России, то впереди будут большие сложности для экономики ЕС. Нет альтернативных рынков сбыта, пространств, с которыми Европа могла бы сотрудничать».

А у России есть. И  не только на Востоке. Плоды воспитательной работы Европы, которая очень хотела приструнить Россию, оказались горькими для самого Старого Света. Многомиллиардные контракты с Китаем, газовый поток через Турцию, а не Болгарию и усиление экономического и политического влияния БРИКС.

Владимир Кршлянин, председатель объединения "Движение за Сербию": «Несколько месяцев назад мы читали в СМИ, что 7 развивающихся стран превзошли по ВВП пресловутую G7. Это первый раз в мировой истории, этого никогда не было!»

 Страшнее союза экономического для Старого и Нового Света только союз военный между Россией и Китаем. НАТО с завидной регулярностью стало проводить учения на территории Европы?  Совместно с Украиной?  Хорошо. Россия и Китай потренировались в Чёрном и Средиземном морях. А ещё -учения в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества и постоянное военное взаимодействие.

Майкл  Бом, журналист: «Если будет какой-то военный союз, если вдруг Китай войдёт в ОДКБ, например, - это сильно меняет динамику».

А помощь России, на самом деле, очень нужна Западу. В первую очередь на Ближнем Востоке. В случае новой наземной операции в Афганистане, например, западной коалиции нужен будет транзит через страны ЕврАзЭС. А ещё тяжёлый, но всё-таки диалог США и Ирана при поддержке России - и дипломатическим словом, и ракетными комплексами С-300. А Иран для нобелевского лауреата Барака Обамы - дело личное и принципиальное.

Майкл  Бом, журналист: «Иран для Обамы – исторический прорыв. До него 30 лет не было экономических и политических отношений с Ираном. Он хочет всё это изменить, и он хочет снять ядерную проблему из иранской повестки дня».

Но не стоит спешить радоваться, предостерегают эксперты, даже приезд Керри в Сочи и смена агрессивной риторики могут быть лишь тактическим ходом США. Группировка НАТО в Европе усиливается, американских военных инструкторов на Украине становится всё больше.

Дмитрий Михеев, бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США: «Американцы же очень прагматичные, они говорят - если не можете победить их грубой силой, присоединяйтесь к ним. То есть победа не удалась, их главный союзник Киев находится в очень тяжелом положении экономически. Грядет новое свержение правительства, может, майдан будет, значит, нужно изменить тактику».

Эрик Дрэтсер, политолог, журналист: «У Америки по-прежнему сильные антироссийские позиции. В частности, сделать Россию врагом по всем другим аспектам в других регионах кроме Украины. Как, например, мы видели во время последних событий в Македонии, как мы видели во время событий с изменением политики в Беларуси. И во многих других местах Россию делают врагом. И США продолжают формировать конфликты у границ России».

А уж как активно из Вашингтона финансируются террористические группировки на Ближнем Востоке, можно уже и не рассказывать. Только вот джинны, которых выпускают США, в итоге появляются на европейских улицах. Расстрел в редакции «Шарли Эбдо» и неспособность спецслужб противостоять террористам заставили Европу задуматься о собственной безопасности. Как и после теракта 11 сентября, Запад снова захотел дружить с Россией против общего очевидного врага.   

Олег Ведутов, политолог: «Европа очень негативно относилась к России до «Шарли Эбдо», но после «Шарли Эбдо» показали, что очень много своих террористов и экстремистов, а Россия всегда успешно с ними боролась. И, конечно, они не хотят терять такого сильного партнера, буквально старшего брата, который, если что, придёт и надаёт по рогам».

Изменились речи и после Парада 9 мая, который демонстративно Запад бойкотировал, а Россия демонстративно этого не замечала. «Искандеры» и "Арматы" давно уехали с Красной Площади, а вот европейские политики всё никак не могут забыть руководству своих стран некрасивого и недостойного поведения.

Николя Саркози, президент Франции 2007-2012 гг.: «Какой француз не испытал смешанного чувства стыда и печали, глядя на то, как высшее политическое руководство Франции предпочитает ездить за рукопожатиями к Фиделю Кастро вместо того, чтобы отправиться почтить память русского народа».

Ещё один бывший президент Франции тоже удивил своим заявлением, только уже на очень сложную для Европы тему принадлежности Крыма.

Валери Жискар д’Эстен, президент Франции (1974-1981 гг.): «Крым был завоеван Россией в 18 веке, и он никогда не был украинским. Причём здесь украинцы? Давайте вспомним, где состоялась мирная конференция после завершения войны: в Ялте, в Крыму, на ней присутствовали Рузвельт и Черчилль. Если мы хотим и дальше обсуждать этот вопрос, давайте делать это на международном уровне, в рамках ООН».

Но это политики. Их слова меняются так же часто, как погода. А вот опросы жителей стран ЕС показывают, что больше всех от антироссийской риторики устали сами европейцы. Таким большим опросом, например, можно считать голосование на Евровидении за конкурсантку из России. Организаторы даже приготовили специальную систему, чтобы, если понадобится, заглушить свист в зале. Ожидали, что Полину Гагарину даже слушать не захотят, но нет. Слушали, подпевали - и Германия, Испания, Италия, Латвия и Эстония дали российской певице самые высокие оценки и позволили занять второе место на конкурсе. Прислушаются ли руководители западных стран к миллионам голосов своих граждан, или ЕС снова ужесточит санкции - станет понятно уже совсем скоро, на ближайшем саммите Евросоюза. Воды мировой политики настолько мутны, а ветер настолько переменчив, что очень легко сбиться с курса.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ