Донбасс под ударом

07.06.2015

На Донбассе новое обострение ситуации. Самое серьезное со дня вступления в силу второго минского соглашения. В ночь со 2 на 3 июня ожесточенные бои шли за населенный пункт Марьинка. Существенные потери понесли обе стороны.

Причем, Порошенко в пятницу сам подтвердил, что ночью третьего июня Киев поставил в известность ОБСЕ о том, что возвращает тяжелую технику на линию соприкосновения для вступления в бой. Заметим, первый официальный бой с февраля месяца.

Но расторопность Министерства обороны Украины удивительна. Получается, всего за одну ночь они написали в ОБСЕ, дали приказ войскам, подняли части по тревоге, пригнали к линии фронта, развернули и вступили в бой. Так бывает? Или все-таки тяжелая техника стояла там как минимум с понедельника, с первого числа, как докладывала разведка ополчения? Но это вопрос к специалистам.

Официального сообщения ОБСЕ после конфликта в Марьино не было почти двое суток. При этом представитель России при ОБСЕ Андрей Келин сообщил, что для обстрела позиций ополчения 3 июня использовались 93 единицы тяжелого вооружения, которых наблюдатели миссии накануне недосчитались на спецплощадках для отведенной украинской техники в 50 км от фронта. Любопытно, что того же 3 июня назначенный Киевом председатель Луганской военно-гражданской администрации Геннадий Москаль в интервью «Радио Свобода» прямо обвинил иностранных сотрудников ОБСЕ в нежелании работать.

Геннадий Москаль (председатель Луганской военно-гражданской администрации, Украина): «Уважаемое ОБСЕ должно было бы не сидеть постоянно в ресторане в гостинице «Мир», с утра до ночи пиво и виски «жиганить», а ехать на эту территорию. Они не хотят туда ехать. Я их постоянно вижу в отеле, где они живут. Кто к нам придет в администрацию, повезешь на обед, и все они там сидят. Я уже говорю официантам: «Это английский клуб или что?»

На следующий день ОБСЕ опубликовала доклад, где отчиталась о том, что наблюдала движение техники на стороне ополченцев. Чистой воды совпадение.

А между тем ситуация в районе от Марьинки до Донецка остается крайне напряженной. Это подтверждает и наш собственный корреспондент в Донецке Дмитрий КУЛЬКО. Обстрелы со стороны армии Украины продолжаются. Много разрушений, много раненных мирных жителей. Снова гибнут дети.

В Марьинке нужно либо быстро бежать, либо низко сидеть. Пару десятков полуопустевших улиц — сегодня это самая горячая точка Донбасса. Одна окраина посёлка под силовиками, другая, вместе с примыкающей Александровкой — под контролем ДНР. Между ними — буферная зона, или просто —пекло. Когда бежишь, перед глазами мелькают дыры в домах. Начаться всё может в любую секунду.

Ополченец: «Снайпера у них работают по натовской системе. Стреляют сразу три снайпера, чтобы наверняка».

Огородами нам удаётся прошмыгнуть почти вплотную к тем самым пушкам, которые теперь почти не замолкают. Отсюда можно увидеть позиции украинских военных вблизи поселка Марьинка. На холме достаточно большое укрепление — это блокпост на запорожской трассе. Именно оттуда силовики ведут огонь по населенным пунктам из тяжелой артиллерии.

С залпов отсюда в три часа ночи началась самая масштабная атака украинских военных за четыре месяца перемирия. И ведь в Донецке давно били в колокола — силовики неспроста подкатывают тяжелую технику. Вслед за мощнейшим обстрелом города двинулась украинская пехота. 28-ю отдельную механизированную бригаду Генштаб Украины укрепил двумя добровольческими батальонами «Киев-1» и «Киев-2» — вот они группами по дворам пытаются  отрезать Марьинку и Петровский район от Донецка, то есть войти в город, загнав ополченцев в мини-котёл. Ожесточенный бой шёл 16 часов, но ополчение удержало позиции, хоть и с большими потерями. В переломный момент украинские подразделения стали в панике разбегаться.

В контексте

30.12.2018

Провокации Украины в 2018 году. Кому это выгодно?

Позывной «Белка», командир 3-й мотострелковой роты 6-го батальона республиканской гвардии ДНР: «В нашем направлении пошли порядка восьмидесяти танков, которые были уничтожены. По нам работали из танков, работали из САУ».

То есть стреляли из всего, что должно стоять в десятках километрах отсюда, как того требуют минские договоренности. На этих кадрах республиканская гвардия в контратаке в уличных боях вытесняет украинские подразделения из Марьинки, и дальше самое важное — войска Донбасса возвращается на исходную. Но этот промежуточный этап, похоже, только и был нужен Киеву, чтобы растрезвонить о, якобы, продвижении сил ДНР. Впрочем, обвинения эти и так выглядели нелепо, а потом ещё и украинские солдаты, взятые в плен, поведали о своём невыполненном приказе.

Роман Марченко, пленный вооруженных сил Украины: «Был произведен со стороны украинских сил по Марьинке, по позициям ДНР, артиллерийский удар, чтобы закрепиться на Петровке».

Военнослужащий 28-й бригады вооруженных сил Украины, недавно призванный в Полтаве, даже удивляется вопросам «кто на кого нападал?» Оказывается, об очевидных нарушениях перемирия украинской армией на его Родине не знают. Там, в Киеве, люди живут в перевернутой реальности. Но что солдат точно понял, что ему, судя по спискам погибших силовиков в Марьинке, очень повезло.

Александр Захарченко, глава ДНР: «Я думаю, Минские соглашения мы не нарушили. Атаковали не мы, это была чисто контратака наших подразделений. По нашим оценкам, потери военнослужащих украинской армии - около 400 человек убитыми и около 1000 ранеными».

Наступление на одном направлении сопровождалось артиллерийским обстрелом мирных городов по всей линии соприкосновения. Вероятно, чтобы их провокация в Марьинке прошла успешно, украинские стратеги хотели растянуть силы ДНР. В итоге Донбасс погрузился в траур. Вновь эта картина, страшнее которой просто нет. Теперь её можно встретить почти в каждом городе Донбасса. У открытых ворот с венками и метровой крышкой гроба, прижавшись к дереву, пожилая женщина кричит от ужаса на всю улицу.

Житель Донецка: «Прекратите эту войну! Все забирайте, только не убивайте маленьких детей!»

Была бы это перестрелка, Ваня бы спасся, убежал бы в погреб. Он это хорошо научился делать за этот год. Но украинская армия накрыла центр посёлка Тельманово из установки «Град», убив четырёхлетнего мальчика прямо возле песочницы. Близкие в слезах не решаются войти в дом, где мать прощается с сыном. Эти кадры не стоит смотреть впечатлительным зрителям. Но их нужно показывать. Это и есть реальная и трагическая правда – о происходящем на Донбассе.

Мать Ивана Нестерук: «Мама, как мы теперь будем без него жить?! Зачем теперь жить без него?!»

Отец нёс Ваню на руках в больницу, когда по ней вели огонь. В последние минуты жизни общительный мальчик рассказывал другим раненым, как ходил играть с другом, и всё спрашивал, где он.

Бабушка Ивана Нестерука: «Он уже был в бреду. Он говорил: «Когда Рома ко мне придет гулять?» Но он умер, сердечко не выдержало».

Не только попытка захвата Марьинки, а убийство невинного мальчика – вот главное преступление украинских военных в эти дни. Именно это ожесточает сердца людей.

Михаил Гуледза, дедушка Ивана Нестерука: «Что ж они делают, вынуждают вооружаться и всё».

Обстрелы городов становятся всё чаще и интенсивней, и нет уже никакой надежды на то, что Киев не будет продолжать эскалацию войны. Эту историю мы рассказывали незадолго до начала перемирия. Она стала своеобразным символом того, что изувеченный Донбасс продолжает жить, несмотря ни на что. Люба и Саша тогда остались друг у друга одни. Выжили чудом, когда снаряд, попав в дом, убил всех их родных. 21-летняя девушка лишилась ноги, глаза, из её тела врачи достали тридцать осколков. Саша под обстрелами нёс её на руках в больницу.

Любовь Белых: «Помню, у меня из ушей, из носа жидкость какая-то бежит. Я поняла, что не вижу и слышу так отдаленно что-то».

Он не отходил от неё ни на шаг и дал ей главное — надежду на новую жизнь. Прямо на коляске привёз к алтарю и поклялся на коленях, что будет рядом — и в горе и в радости, пока смерть не разлучит их.

Александр, муж Любови Белых: «Я не могу жить без нее. Когда я на нее смотрю, что она ни делает, она делает все красиво. Она говорит красиво, она даже злится красиво и ругается на меня красиво». 

Недавно Саша скончался. Мгновенно. Не выдержало сердце. Он и не подозревал, что болен и однажды просто упал на кухне. Так не должно было случиться — после стольких страданий, казалось, судьба теперь подарит им счастливую жизнь.

Любовь Белых: «Саша помог мне справиться, он показал мне, что всё еще может быть хорошо. Я в это поверила — что всё не так плохо, что мы живые, и это не конец света».

В пустой съемной квартире Люба осталась наедине со своим горем и искалеченным телом. Ей все время кажется, что Саша вот-вот вернется, войдет в эту дверь — она не убирает его вещи и не снимает кольцо.

Любовь Белых: «Мне приятно от этого, всё так и осталось, даже носки его лежат. Под кроватью, как обычно».

И все-таки, она, как и обещала возлюбленному, вновь начала ходить — с протезом. Следующая цель — путешествие на велосипеде. Люба обязательно поедет туда, где они мечтали побывать вместе. Невероятно сильная девушка — кажется, она и есть душа Донбасса. Она пытается выдержать все страдания и просто продолжает жить. Веря, что беда когда-нибудь отступит. И, наконец, настанут светлые времена.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ