В сетях террористов

14.06.2015

Всю неделю мы следили за тем, как разворачивалась драматическая история поисков 19-летней москвички Вари Карауловой. Что мы о ней знаем? 27 мая ушла из дома, через неделю была задержана на сирийской границе, в минувший четверг ее вернули в Москву. А между этими днями - пустота и масса вопросов: почему ушла, кто скрывал ее в Турции, к кому ехала на войну? И главный — почему это вообще случилось с благополучной столичной студенткой?

Но всё это теперь дело следствия. Так что у девочки впереди долгие часы и дни трудных разговоров. А сегодня в проблеме разбирался Семен ЕРЕМИН.

Кажется, должно уже было бы стать спокойнее — вот она, девочка. Цела, невредима и, наконец, в аэропорту Стамбула. Но отец, Павел Караулов, видно, что растерян. Ведет под руку уже не ту отличницу-спортсменку-и-просто-красавицу Варю, а облаченную в хиджаб без пяти минут сестру джихада с новым именем Амина. В так называемой «чистой зоне» с нее снимают ножные кандалы. Перед десятками телекамер в московском Внуково они так и не появятся. Со взлетной полосы ее заберет оперативная машина и доставит прямиком в Следственный комитет.

Александр Карабанов, адвокат семьи Карауловых: «Допросов еще как таковых не было, это все будет со следующей недели - и в качестве свидетеля».

Сейчас она с родными. Распавшаяся давно семья в эти дни будет едина как никогда в желании помочь Варваре пережить весь кошмар последних двух недель и разобраться, как же это все случилось. Вместе и без посторонних. По их адресам — никого. Здесь тоже без ответа. И уже даже неудобно проявлять такую настойчивость в отношении семьи Карауловых. Эти люди, понятно, устали и от всей истории в целом, и от внимания прессы в частности. Но ведь не только прессе по-настоящему полезно знать причину, по которой Варя приняла свое такое непростое решение.

В контексте

25.06.2017

Число инцидентов в небе Сирии по вине американцев растет.

Телефон Павла выключен. А ведь именно он сразу обратился в прессу, кричал и просил о помощи. Дочка ушла в университет утром 27 мая, а вечером уже была в Турции, направляясь к сирийской границе, чтобы пополнить ряды ИГИЛ.

Павел Караулов, отец Варвары Карауловой: «Вероятность того, что произошли какие-то там нехорошие связи, от которых я хочу предостеречь именно родителей, это весьма вероятно».

Совместными усилиями спецслужб шести стран и благодаря ресурсам Интерпола ее найдут прямо на пороге Исламского Государства. Турецкий пограничник увидит Амину в составе группы из 14 россиян, узнает в ней беглянку Варю. Будет еще несколько дней турецкой бюрократии, потом домой.

Александр Карабанов, адвокат семьи Карауловых: «Варвара говорила отцу, что для нее это было нестандартное поведение, что осознание того, что происходит, пришло к ней только сейчас».

Варя едва не стала большой победой сторонников ИГИЛ. Образцовая студентка МГУ, знает пять языков, включая арабский. Долгое время жила в Америке. Говорят, придерживалась крайне правых взглядов. Спокойная и не очень-то общительная, она попала в поле зрения радикалов в социальных сетях. Кажется, ею серьезно занялись.

Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета им. Г. Плеханова: «Ищут ловцы душ, с кем можно работать, затем вступает, на мой взгляд, самый важный ответственный специалист. Это мотиватор, который ищет те эмоции, на которых можно затянуть личность, в частности, Варвару, в сети той организации, на которую они работают».

И это реальность. Такую работу «Исламское государство» ведет по всему миру. Молодежь — целевая аудитория. Термин из индустрии рекламы вполне применим. И так же, как и в рекламе, на разных людей воздействуют по-разному. Кому-то предлагают деньги, высокооплачиваемую работу. Кому-то даже принца на коне, пусть и с автоматом в руках.

Александр Жилин, политолог: «Анализ показал, что женщины-европейки едут туда, знаете зачем? Ради удачного замужества, чтобы найти мужика. Не чмо голубое, а мужика».

Политолог Александр Жилин за словом в карман не лезет. Возможно, считает, и за Варварой вот так ухаживали. Но все-таки склоняется к тому, что предметом поиска этой 19-летней образованной девушки, человека широкого кругозора был лучший - правильный - мир. Мир, которого больше нет в Европе, отравленной толерантностью, мультикультурализмом и лживым глянцевым равноправием.

Александр Жилин, политолог: «Не кури, не пей, не употребляй наркотики, не смотри порно, будь морален, семья прежде всего! А потом уже через специальные механизмы в голову вкладываются эти бредовые идеи».

Именно такими призывами к высокой морали полна страница сетевой пропагандистки, которая оставляла комментарии на странице Вари. А на фото ведь в руках автомат. За этим аккаунтом может скрываться кто угодно. Кто-то вроде Ильяса Кагирова. Бывший теперь уже студент петербургского Морского Технического университета год был в разработке ФСБ как главарь городской ячейки запрещенного в России «Хизбут-Тахрир», радикального исламистского течения. И взяли его именно за вербовку в ИГИЛ.

Игорь Гарин, проректор по безопасности образовательного процесса Санкт-Петербургского Государственного Морского Технического университета: «Хизбут-Тахрир» — это организация в большей степени пропагандистская, они не радикальны, у них нет задачи организовать подрыв, теракт. Это организация скорее идеологическая, они занимаются пропагандой».

Игорь Гарин - проректор по безопасности. Должность в знаменитой «Корабелке» ввели совсем недавно, как только туда пришли из ФСБ и рассказали об интересах Кагирова. Этот ничем не приметный студент, оказывается, был хорошо подготовлен, в том числе в вопросах конспирации. А ведь русская девочка Варвара Караулова почти год носила хиджаб на занятиях втайне от родителей, и им об этом никто не сообщил.

Али Полосин, председатель Научно-просветительского исламского центра, член правления Фонда поддержки исламской культуры и науки: «Я сам выпускник этого философского факультета и знаю много еще выпускников и выпускниц философского факультета, которые сегодня приняли ислам».

Профессор философии, бывший православный священник, он уже 16 лет совершает намаз, обращаясь к Аллаху. И в этом духовном поиске, говорит, нет ничего предосудительного. Но вот девочка Варя думала, что принимает ислам, а на самом деле потребляла смертельно опасный суррогат - вживалась в тоталитарную секту.

Али Полосин, председатель Научно-просветительского исламского центра, член правления Фонда поддержки исламской культуры и науки: «Ко второму курсу философского у нее мог возникнуть такой интеллектуальный и духовный перегруз, и когда ей предложили такое черно-белое деление мира, она могла ощутить в этом комфорт».

Традиционный ислам ничего подобного не несет, любой имам может привести достаточно доказательных цитат из Корана. Но для того, чтобы поставить ИГИЛ и иже с ним на место, достаточно одной.

Шамиль Аляутдинов, имам Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе: «Верующий человек — этот тот, рядом с которым мусульмане или нет, независимо от религии, чувствуют себя в безопасности, как относительно своего имущества, так и относительно самих себя».

Разграблены древние города, памятники культуры. Подпольные аукционы полны артефактами. Торговлю ими эксперты ставят на первое место в структуре доходов террористов, за ними следует нефть и наркотрафик. Половина Сирии и половина Ирака утоплены в крови. Вот так ИГИЛ отчитался к своей годовщине. Этот видеоролик, как и сотни других, сделан на высочайшем уровне. В числе достижений - известные видеоказни иностранцев, снятые поистине с голливудским размахом. Сеть заполняется ими с пугающей скоростью.

Семен Багдасаров, директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «В исламском государстве создана специальная служба, которая этим занимается и платит большие деньги. Не думайте, что это делают люди вот с такими бородами, и с ножами бегают. Нет, это профессионалы, которых покупают на Западе».

И уже давно не секрет, что ИГИЛ, в принципе, детище американских спецслужб. После свержения режима Саддама Хуссейна в Ираке его армия — тысячи хорошо подготовленных солдат и офицеров - была изгнана. И теперь это костяк «Исламского государства». Плюс радикалы со всего мира, от соседних стран Востока и Северной Африки до Казахстана и Кавказа, а теперь вот европейцы и даже русские.

Семен Багдасаров, директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Вот этот, я бы сказал, микст, слияние высокого военного профессионализма с радикальной страшной идеологией, это и есть сегодня Исламское государство».

Каким образом все это стало миром Варвары Карауловой? Какие были применены методы воздействия на психику? Кто этим занимался? - вопросы, на которые, может быть, ответит следствие. Но есть и еще один, тот, что агрессивная информационная политика экстремистов ставит перед законодателями, дипломатами и международными организациями: как противостоять пропаганде? Только из России к террористам уже примкнуло почти 2000 человек. Варю - вытащили.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ