Битва престолов

21.06.2015

Еще полтора года Обама может спокойно сидеть в Белом доме: выборы следующего президента лишь в ноябре 2016, к тому же, его два срока вышли.

Правда, у Демократической партии главная задача на этот период - максимально дистанцироваться от демократа Обамы, чтобы не обрушить окончательно партийный рейтинг и продвинуть нового кандидата на место в Белом доме. Ни у кого из аналитиков нет никаких сомнений, что таким главным козырем демократов станет Хиллари Клинтон.

Кампания в самом разгаре. Выдвиженцев уже много: бывшие сенаторы, бывшие губернаторы и даже один врач (врач бы сейчас действительно не помешал). И все-таки главной новостью недели стало то, что в гонку вошел республиканец, губернатор штата Флорида Джеб Буш. То, что он заявит о своих президентских амбициях, знали все, но факт его выхода на сцену важен. Вот теперь пьеса сложилась.

Конечно, случаются в жизни совпадения. Случаются талантливые родственники. Так, только в ХХ веке в дальнем родстве оказались президенты Теодор и Франклин Делано Рузвельты. Был яркий клан Кеннеди. Но кому-то он сильно мешал, и его трагичный конец всем известен.

Но стоит ли сейчас считать случайностью появление сразу двух кандидатов с известными именами — Буш и Клинтон? Конечно, можно сказать - ну, надо же, снова они! А можно вспомнить историю Белого дома за последние 25 лет и понять, что они никуда не уходили. Просто удивительно, что из трехсот с лишним миллионов жителей Америки самыми достойными всегда оказывались члены именно этих двух семей.

А может, США изобрели новый вид демократии - сменяемую монархию? Это даже удобно, когда у вас не одна семья на троне — какие-нибудь Бурбоны или Виндзоры - а две. Сначала одна правит, потом другая — в порядке живой очереди.

Вы скажете, не может быть, но четверть века на троне — не шутки.

Битву престолов по-американски изучала наш собственный корреспондент в США Нина ВИШНЕВА.

Пока их в три раза больше. 12 «слонов» - так в американской политической традиции принято называть республиканцев. Против 4 «ослов», то есть демократов. Ряды претендентов на Белый Дом от обеих партий еще будут расти. Но уже понятно, кто сойдется в решающей схватке.

Джеб Буш, претендент в кандидаты на пост президента США: «Я могу принимать решения. Я делал жесткий выбор, если надо».

Хиллари Клинтон, претендент в кандидаты на пост президента США: «Я встаю на этот путь, чтобы заработать ваш голос. Потому что это ваше время».

Понятие времени в среде Клинтонов и Бушей весьма условно. Обе фамилии так давно и крепко пустили корни в вашингтонскую почву, что удалить их, не повредив большую политику, уже не получится.

В контексте

25.03.2018

Интернет – поле боя. Как виртуальные данные предоставляют реальную власть?

С 20 января 1989 года открыто или в качестве «серого кардинала» у руля в Соединенных Штатах стоит одна из царственных особ. Сами посудите: 1989-1993 Буш-старший, 1993-2001 Билл Клинтон, 2001-2009 Буш-младший, 2009-2017 Барак Обама, а de facto Хиллари Клинтон, поскольку внешней политикой в качестве Госсекретаря занималась именно она, да и внутренняя политика Обамы как будто списана с программы Клинтон. Продолжаем логическую цепочку дальше: 2017-2025, к примеру, Джеб Буш, 2025-2033 Челси Клинтон, дочь 42-го президента США и возможного 45-го президента Хиллари Клинтон. 2033-2041 еще один Буш, сын Джеба Буша. 2041-2049.. тут вот пробел – Шарлот Клинтон, дочь Челси Клинтон, по возрасту не подойдет, но на это время найдут какого-нибудь Обаму№2. 2049- 2057 Дженна Буш, дочь Джорджа Буша. И так до бесконечности. Как сказали бы сами американцы – «Буш и Клинтон навсегда!»

Глен Ховард, президент Вашингтонского аналитического центра Джеймстаунского фонда: «Он делает очень много ошибок».

Нина Вишнева, корреспондент: «Но вот тут они идут друг за другом».

Глен Ховард, президент Вашингтонского аналитического центра Джеймстаунского фонда: «Это ничего не значит». 

Президент вашингтонского Центра политических исследований Глен Ховард уверен, что Америке уже надоела эта «демократическая монархия» с передачей власти по наследству.

Глен Ховард, президент Вашингтонского аналитического центра Джеймстаунского фонда: «Не думаю, что американцы хотят новой войны между династиями Бушей и Клинтонов. Они ищут представителя третьей силы».

Быть третьим в Штатах – занятие чрезвычайно хлопотное. Вопреки распространенному мнению о двухпартийности, в США более 50 политических объединений. Но необходимо собрать определенное число подписей сторонников - чтобы внесли в бюллетень; преодолеть планку в 15% по результатам опросов общественного мнения – чтобы участвовать в теледебатах. Не говоря уже про фонды на избирательную кампанию. Поэтому правило «третий - лишний» в американской партийной системе срабатывает почти всегда. За редким, очень редким исключением. Например, в 1912 году выдвижение Теодора Рузвельта кандидатом от Прогрессивной партии в период раскола в стане Республиканцев отняло голоса у «старой доброй партии». В итоге победил демократ Вудро Вильсон, хотя он и не набрал большинства голосов избирателей. В 92 году правый кандидат Росс Перо помог демократу Биллу Клинтону. А в 2000-м Ральф Найдер, выступавший как кандидат от Партии зеленых, в свою очередь отобрал голоса у демократа Альберта Гора, и победил Джордж Буш-младший. Сейчас таких фигур нет. Оттянуть на себя голоса не смогут ни сенатор-офтальмолог-либертарианец Рэнд Пол.

Рэнд Пол, претендент в кандидаты на пост президента США: «Мы пришли возродить нашу страну!»

Ни обладатель лучших во Вселенной красавиц и эксклюзивной челки миллиардер Дональд Трамп.

Дональд Трамп, претендент в кандидаты на пост президента США: «Насколько глупы наши политики, что допустили то, что происходит?»

Вопрос риторический, но вспомнить о том, что же допустили предыдущие Клинтоны и Буши стоит. Ибо скелеты в шкафах нынешних претендентов могут им серьезно помешать в боях за президентское кресло. У техасской династии опыта больше – Джордж Буш-старший начинал еще при Рейгане, вице-президентом. Именно при нем развалился Советский Союз - что Запад не преминул назвать своей победой. О том, что безработица тогда достигла небывалых высот, вспоминать не любят. У Буша-сына на счету рекордная непопулярность в народе, три войны и два срока в Белом Доме. Буш-третий – кумир южан (благодаря жене-мексиканке) и желающих похудеть мужчин (благодаря хорошей диете). Вообще, после Буша-старшего ставку в семье на продолжение президентской династии поначалу делали именно на него, Джеба. Но потом переиграли на Джорджа Дабл Ю. Однако фраза, что «с Ираком он поступил бы так же, как его брат», может стоить Джебу карьеры. Хотя в актерских способностях ему не откажешь.

Джейсон Хиртлер, политолог, журналист: «Он стремится стать президентом не потому что он лучший кандидат – умный, подкованный. Он стремится в президенты, потому что у него много денег, и он принадлежит к президентской династии».

У другой династии биография еще сложнее. Тут и бомбардировки Югославии, и пикантная интрижка с Моникой Левински; низкая, правда, безработица, но едва не состоявшийся импичмент; «друг Борис» и амбициозная жена. В бытность Госсекретарем эта самая жена тоже преуспела. На ее совести и гибель американского посла в Бенгази, и странная реакция на убийство Каддафи, и скандал с зарубежными донорами. Страны, откуда шли пожертвования в Фонд Клинтонов, далеко не все с безупречной репутацией. Причем вы удивитесь – самый весомый вклад в их общую копилку внесли некие частные лица из Украины.

Глен Ховард, президент Вашингтонского аналитического центра Джеймстаунского фонда: «Вот январь 2013 года. У нее высокие показатели. А это то, что после скандала. Все рухнуло».

Дмитрий Мехеев, бывший старший научный сотрудник Гудзоновского института стратегических исследований США: «Не американский народ выбирает своих лидеров. Это этикетка, это формальность. На самом деле, лидеров подбирает, оплачивает олигархическая система. Это военно-промышленный комплекс, финансово-медийный истеблишмент. Они подбирают и оплачивают их президентские кампании».

Стоит ли удивляться, что во взглядах на внешнюю политику у Хиллари Клинтон и Джеба Буша практически нет расхождений? Хиллари агрессивно настроена еще со времен «госсекретарства». А Джэб, поскольку сам в международных вопросах мало разбирается, «донашивает» советников своих отца и брата. Один бывший зам главы Пентагона Пол Вулфовиц чего стоит. Именно он сформулировал так называемую «неоконсервативную доктрину превентивных ударов» и призывал США добиться статуса «единственной супердержавы». И хотя происходило это еще во времена Билла Клинтона, но ведь доктрина эта все также на вооружении у Белого Дома.

Джейсон Хиртлер, политолог, журналист: «Неважно, демократ или республиканец, у них общая стратегия – мировое превосходство. Они оба действуют по плану, который был написан десятилетия назад. И Россия – одна из опасностей для США в Евразии».

Именно поэтому одним из первых шагов Хиллари на посту госсекретаря была идея с перезагрузкой, но на практике получилась как раз та самая «перегрузка», - как написали на символической кнопке, которую Клинтон радостно вручила Лаврову, ее нерадивые помощники. Неудивительно, что языковые проблемы Госдепартамента привели к проблемам внешнеполитическим.

Дуглас Рашкофф, профессор медиаведения и цифровой экономики Нью-Йоркского городского университета: «И все-таки Клинтон гораздо больший ястреб, чем Буш. Она понимает, что наворотила много, когда была Госсекретарем, поэтому сейчас должна предъявить что-то сильное. Правда, она может заболеть. Помните же? В обморок падала и все такое. А если это опять повторится? Она возьмет и скажет – нет, хочу быть просто бабушкой!»

Такой вариант, в принципе, мало что изменит. Просто тогда еще до выборов все будут знать, что ключи от Белого Дома точно в кармане у Джеба Буша. Между тем, если посмотреть на историю российско-американских отношений, окажется, что договориться нашим странам всегда было легче именно при «слонах»-республиканцах. «Ослы», похоже, русского языка вообще не понимают.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ