Дело принципа

05.07.2015

Финляндия оказалась в центре скандала. Бдительный МИД страны не пустил к себе депутатов из России, наказанных еще год назад международными санкциями. Поступок с точки зрения Брюсселя, вероятно, мужественный и принципиальный: нечего делать неправильным депутатам на их правильном мероприятии. Результат вам известен: глава Государственной Думы Сергей Нарышкин отменил свой визит в Хельсинки. Отказались приехать на заседание ассамблеи и все члены нашей делегации.

Конечно, об этом, мягко говоря, дипломатическом инциденте написали все газеты всех европейских стран. Конечно, был вызван посол в наш МИД, оправдывался даже президент Финляндии, но ситуацию это уже не исправило. Но что именно произошло? Вряд ли Россия возмущена тем, что Сергей Евгеньевич не смог, вопреки всем запретам, погулять по свободной европейской земле.

Сегодня ОБСЕ – одна из сторон на переговорах контактной группы в Минске. Ее наблюдатели работают на территории Украины, где идет гражданская война. И уже поэтому, диалог сегодня очень важен. Был очень важен. А то, что президент Финляндии случившимся «опечален» и, как пишет финская пресса, надеется, что «эти события не нанесут серьезного ущерба нашим отношениям», то трудно его как-то утешить. Конечно, господин президент, всё это делает их только лучше – они крепнут на глазах.

С подробностями из Хельсинки наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН.

C 9 утра открыта регистрация участников ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ. Все мероприятия проходят в Finlandia Hall - том самом здании, где ровно 40 лет назад организация по безопасности и сотрудничеству в Европе была создана. Впервые за 40 лет российская делегация не будет принимать участие во встречах ОБСЕ. Эта Георгиевская ленточка – во-первых, знак солидарности с позицией России, во-вторых, мы проверим, много ли в Хельсинки русофобов. Уж на ленточку они должны отреагировать.

Со стороны и не скажешь, что здесь готовится грандиозное собрание. Вокруг неспешно прогуливаются отдыхающие. Никакой вывески или транспарантов, ни даже указателей. Если бы не выходной день, рядом еще бы и стройка грохотала. Мы стали одними из первых гостей мероприятия — познакомились, немного помогли.

Ричард Солаш, директор отдела по коммуникациям Парламентской Ассамблеи ОБСЕ: «Хорошо, что вы оставили свои координаты - у нас в программе произошли изменения, поправку к резолюции об осуждении действий России на Украине заслушают уже в понедельник.

В контексте

28.01.2018

Интриги не будет: в Суоми предпочли стабильность

У оргкомитета георгиевская ленточка вопросов не вызвала. Российский вопрос, без сомнения, номер один на этой сессии. И это еще без скандала с запретом на въезд для 5 из 15 делегатов. В проекте резолюции, которую тут будут обсуждать и которую в итоге примут, Россию заранее осуждают за Крым, за Донбасс, за нарушение прав и свобод человека — в общем, ходи и оправдывайся.

Ричард Солаш, директор отдела по коммуникациям Парламентской Ассамблеи ОБСЕ: «Не все делегаты от России, которые зарегистрированы на сессию, попали под санкции, так что мы все-таки надеемся, что кто-нибудь приедет из них или пришлют альтернативную группу делегатов, поскольку участие России в парламентской ассамблее очень ценно».

Напрасно ждут - дали понять в Российской Госдуме на этой неделе. Решение финских властей расценили как откровенную пощечину здравому смыслу. И вообще отказались ехать в Хельсинки.

Сергей Нарышкин, председатель Госдумы Федерального собрания РФ: «Сожалею, что ОБСЕ не смогла занять принципиальную позицию по этому вопросу. И, к сожалению, мягкотелую позицию занимает правительство Финляндии».

Скандал, собственно, вызван не просто отказом Сергею Нарышкину — его осенью и в Болгарию не пустили как спикера Госдумы России, но тут он и его коллеги ехали в другом статусе — как представители ОБСЕ. На встречу, для которой Финляндия всего лишь предоставляла свою площадку. Запрета от ОБСЕ для Нарышкина нет. Потому финны не имели права заниматься самоуправством.

Николай Ковалёв, депутат Госдумы РФ, представитель делегации Госдумы РФ в Парламентской Ассамблее ОБСЕ: «Всего 4 страны возразили против того, чтобы дать возможность парламентариям, находящимся под санкциями Евросоюза, прибыть на Парламентскую Ассамблею. Это Прибалтика, ну, и Румыния. Все остальные страны не возражали».

По иронии судьбы председатель российского парламента в Хельсинки должен был представить проект резолюции о неприменении санкций к парламентариям. Его коллега Николай Ковалев собирался сделать доклад о борьбе с неонацизмом в Европе.

Йохан Бекман, правозащитник: «Сейчас самый глубокий кризис в отношениях после Второй мировой войны».

И ведь что любопытно. В начале этой недели в Финляндию с официальным визитом приезжал Джон Бейнер — спикер нижней палаты Конгресса США, по статусу как у нас Сергей Нарышкин. Во вторник он встретился с руководством страны, и во вторник же финны отказали во въезде российским делегатам. Неужели всего лишь совпадение?

Йохан Бекман, правозащитник: «Это диктат США, они диктовали условия Финляндии. Бейнер приехал с этой целью, чтобы испортить конференцию ОБСЕ».

В Америке уже не раз поднимались разговоры о том, чтобы выйти из ОБСЕ. Дело в том, что это одна из немногих мировых структур, где была хотя бы видимость плюрализма. Когда 40 лет назад создавали организацию, здесь, в Хельсинки, говорили, что так можно будет положить конец конфликтам в Европе. Тогда это была площадка для переговоров и общения между двумя противоборствующими блоками — социалистическим и капиталистическим. Финляндию выбрали как нейтральную страну.

Маркку Кангаспуро, директор по исследованиям Александрийского института при Университете Хельсинки: «Это было время пика самостоятельной финской дипломатии. Наша страна не только помогла организовать и провести конференцию в 1975 году, но и выработать основные положения организации, согласовывая позиции Востока и Запада».

Но времена самостоятельной Финляндии уже явно в прошлом. Изменился и характер ОБСЕ — если раньше ставка была на сотрудничество и безопасность, как и следует из названия, то в нулевые произошел перекос в сторону прав человека, в ее западной трактовке. Вот и на этой скандальной сессии хлебом с маслом встречают не политиков, а правозащитников. Которые активно ищут нарушения прав человека в России. В этом кругу на георгиевскую ленточку реагируют. Но молча.

Виталий Воронин, корреспондент: «Были ли нарушены права российских делегатов, когда их не пустили в Хельсинки?»

Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека: «Я бы не назвал это правами российских делегатов. Это не права человека, это дипломатические отношения государств».

В Государственной Думе после финского выпада в адрес коллег напомнили, что правительство может по закону от 2006 года накладывать экономические ограничения на отдельные страны. Секретарь Совбеза Николай Патрушев уточнил, в какой сфере, например.

Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности РФ: «Нарышкину не дали визу по въезду в Финляндию. Вы же знаете, что для них созданы во многом благоприятные условия, в том числе в торговле лесом. Мы можем ввести ограничения? Можем».

Но это лишь частный случай. Россия намерена в ближайшее время в целом пересмотреть свою внешнеполитическую стратегию. Это ответ на заявление США, где новая оборонная доктрина прямо называет Россию страной агрессором. Если такая установка есть в доктрине — значит, это надолго, а значит, нам нужно отвечать на внешние вызовы.

Владимир Путин: «Последние события показывают, что рассчитывать на изменение недружественного курса со стороны некоторых наших геополитических оппонентов в обозримом будущем не приходится. Так, недавно страны ЕС в очередной раз продлили действие своих так называемых санкций, а в США ведётся постоянная дискуссия об их ужесточении».

До последнего времени Финляндия была если не дружественной, то, по крайней мере, одной из самых взвешенных в отношении России. Ведь мы соседи. К тому же более 100 лет Суоми была частью России.

Виталий Воронин, корреспондент: «Скажите, а я вот сегодня надел Георгиевскую ленточку. Какое отношение к этому в Финляндии может быть?»

Анна Артеменкова: «Не знаю».

Виталий Воронин, корреспондент: «А меня не побьют, если я на улице с Георгиевской ленточкой?»

Анна Артеменкова: «Нет. Скорее, если вы пойдете в натуральной шубе, вас забрызгают краской».

Виталий Воронин, корреспондент: «Почему?»

Анна Артеменкова: «Ну, «Гринпис» и всё такое».

С Анной мы идем по её привычному маршруту на работу — по улице Александра Первого, через площадь, где стоит памятник его внуку Александру Второму. Благодаря России финны получили конституцию, парламент, свой язык, независимость, в конце концов.

Анна Артеменкова: «Я никогда не сталкивалась с проявлениями расизма».

Виталий Воронин, корреспондент: «Русофобства какого-то?»

Анна Артеменкова: «Нет, абсолютно никогда».

И лишь пресса напоминает — большая и страшная Россия всё время рядом и может напасть. Муж Анны, Евгений, следит за новостями.

Анна Артеменкова: «Россия тестирует Финляндию?»

Евгений Артеменков: «Да, Россия проверит Финляндию».

В этом заголовке версия желтой прессы о скандале с ОБСЕ. Мол, Россия так подставила Финляндию, уверяют местные журналисты, специально направив на конференцию «невъездных». Очень удобно перекладывать вину с больной головы на здоровую.

Россия уже заявила, что примет участие в следующей сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ уже через два месяца. В середине сентября делегатов примет Улан-Батор. Повлиять на Монголию из-за океана вряд ли получиться. А еще там нет моря.

Это самый неожиданный гость Хельсинки в дни конференции. Вот он пришвартовался у самого входа в порт. «Джейсон Данхем» – эскадренный миноносец 6 флота США. Еще в апреле он был в Черном море, демонстрируя, я процитирую: «Приверженность США к взаимодействию с союзниками по обеспечению безопасности и боеготовности». Заходил в Одессу. Теперь – в Хельсинки. Для учений на Балтике. При этом Украина и Финляндия не входят в НАТО. Они даже не являются официальными союзниками США, но то, что это сфера интересов Америки – демонстрируется весьма наглядно.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ