На полях саммита

12.07.2015

Давайте подробнее остановимся на саммите, который прошел первым — саммите БРИКС. Интересно, что многие западные аналитики рассматривали эту встречу в Уфе как акт сугубо политический, как некую демонстрацию антизападных сил. Однако главная тема БРИКС — экономика. Основной смысл неформального межгосударственного объединения Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР — обсуждение вопросов глобальной экономики и определение перспектив, выгодных для всех его членов. Это важно. Вот только один пример: все члены БРИКС являются членами «большой двадцатки», но у них уже есть по многим вопросам единство взглядов и, как следствие, консолидированное решение.

Но БРИКС меняется. И наблюдатели не могли не отметить, что именно на встрече в Уфе планы БРИКС стали наполняться новой амбициозной конкретикой. Где создание Банка развития БРИКС (а соглашение об этом было подписано год назад на саммите в Форталезе и за год было ратифицировано всеми странами) или выход на создание нового Шелкового пути Дальний Восток-Европа — это не просто цель, а конкретный результат. Именно в Уфе стало ясно, что БРИКС, да и ШОС тоже, становятся полноценными мировыми игроками.

Наш специальный корреспондент в Уфе Константин РОЖКОВ внимательно следил за деловой атмосферой саммита.

Накануне саммитов БРИКС и ШОС организаторы выпустили презентационный ролик, в котором город смотрится нарядно и торжественно. Вот на солнце сверкают новенькие отели. В них жили члены делегаций. А вот – тот самый отреставрированный конгресс-холл, где и проходили встречи на высшем уровне. Глаз, и правда, не оторвать. А вот, что называется, Уфа без фильтров. Камера снимает глазами иностранцев, которые по городу перемещались на таких вот специально отведенных автобусах. Если вы из России, то взор особо ни за что не цепляется: дороги ровные, тротуары ухоженные. Встречается и старая советская застройка и такие вот новые офисные здания. Типичный российский миллионник. Другое дело гости: для них в диковинку то, чего мы даже не замечаем.

Цукаса Обайши, журналист: «В этом городе мне бросился в глаза простор на улицах. Очень много места. В Японии у нас тесно, нигде не пройти. А здесь можно гулять свободно. Это мне понравилось».

Если бы этот саммит прошел, скажем, в Москве, возможно, усилий было бы затрачено меньше. Но Уфе такая встреча на высшем уровне важна не только с точки зрения имиджа. Можно в короткий срок подтянуть всю инфраструктуру города.

В контексте

10.09.2017

БРИКС и присоединившиеся - большая политика главных игроков.

Рустем Хамитов, президент Республики Башкортостан: «На 11 миллиардов рублей построено 7 новых отелей. Это хороший результат».

Константин Рожков, корреспондент: «Это только люксовые отели? Или 3-звездочные тоже есть, чтобы обычные люди могли жить?»

Рустем Хамитов, президент Республики Башкортостан: «Есть и люксовые, но и есть и 3-х, и 2-звездочные отели. Уфа сегодня вышла в лигу городов, которые могут принимать, действительно, крупные и значимые события».

Председатель Китайской Народной Республики, чей самолет приземлился в Уфе одним из первых, тоже оказался под впечатлением. Он восторженно заметил: «У вас тут лес кругом», – что из уст Си Цзиньпина, конечно, звучало как комплимент, потому как в Китае с его разогнавшейся промышленностью сейчас повышенный спрос на экологию. На двусторонней встрече с Владимиром Путиным было заметно, что у обоих лидеров уже сложился личный контакт. Во время протокольного приветствия ни тот, ни другой так ни разу и не заглянули в бумажки.

Владимир Путин: «Не буду скрывать, что особенно приятно видеть наших друзей из Китая. Имея в виду большой объем наших гуманитарных, политических и экономических контактов».

Си Цзиньпин, председатель Китайской Народной Республики: «Уважаемый господин Президент! Мой старый друг! Я рад, очень рад, снова с вами встретиться. И также рад увидеться с другими моими старыми друзьями».

Следом в Уфе приземлился самолет премьер-министра Индии. Нарендра Моди, наоборот, не удивлялся, а удивлял. В первую очередь службу протокола.

Представитель российской делегации: «Это русская традиция!»

Нарендра Моди, премьер-министр Индии: «А я, между прочим, не первый раз в России. Знаю, что у вас принято встречать с хлебом».

Президент Южной Африки Джейкоб Зума обрадовался уфимской погоде. Когда он прилетел, было всего +15. Но после домашней жары такой прохладный прием его вполне устроил. Последней на саммит прибыла глава Бразилии – Дилма Руссефф. Журналисты тут же отметили, что единственная женщина в пятерке БРИКС сильно похудела. Но политического веса лидер крупнейшей латиноамериканской страны, безусловно, добавила. Когда все пятеро сели за одним столом, то в прямом и переносном смысле получился круг друзей. Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка – все вместе эти страны имеют не только общие интересы, но и силы для их продвижения.

Владимир Путин: «Совокупный валовый продукт БРИКС превысил 32 триллиона долларов. Рост с момента основания БРИКС – 60%. Это почти 30% глобального ВВП».

БРИКС все чаще сравнивают с «Большой семеркой». Они и по структуре похожи – и там, и там речь о неформальном объединении. То есть не существует отдельной штаб-квартиры, регламента или устава. Просто в какой-то момент лидеры этих стран осознали: на многие вещи они смотрят одинаково. Например, китайцам, как и нам, очень не нравится, что в мире сейчас пытаются с ног на голову перевернуть историю Второй Мировой.

Си Цзиньпин, председатель Китайской Народной Республики: «Страны БРИКС должны решительно выступить против любых попыток отрицать, искажать и переписывать историю Второй Мировой Войны. Мы будем вместе отстаивать нашу позицию. Вместе с тем надо извлечь уроки из истории и отбросить идеологию «холодной войны».

И хотя председатель КНР тактично не стал называть тех, кто эту идеологию, по его мнению, берёт на вооружение, намек на действия Запада в украинском кризисе за столом прочитали все. В схожей манере высказался индийский премьер-министр. На встрече с представителями бизнеса стран БРИКС Нарендра Моди косвенно раскритиковал политику санкций, проводимую США и Евросоюзом.

Нарендра Моди, премьер-министр Индии: «Глобальная экономика остается хрупкой. Развитые рынки, такие, например, как Европейский Союз, сталкиваются с большими проблемами. Ситуация на финансовых рынках нестабильная. И санкции, которые вводятся различными странами, вредят мировой экономике».

Но не из-за таких вот дипломатичных фраз в последнее время заговорили, будто БРИКС решил бросить вызов господству Соединенных Штатов. Одним из главных экономических итогов саммита стало создание двух новых финансовых институтов. Во-первых, это «Банк Развития БРИКС». В чем его суть? Россия, Индия, Китай, Бразилия и Южная Африка скидываются поровну в первоначальный капитал. Затем из этих денег начнут выдавать кредиты. В первую очередь на полезные для экономик этих стран проекты, вроде строительства новых дорог, портов, больших транспортных развязок. Также был создан так называемый «пул валютных резервов». По сути, это такая заначка на черный день. Если в какой-нибудь из стран БРИКС вдруг вспыхнет финансовый пожар – например, нужно будет срочно покрыть дефицит бюджета или поддержать курс национальной валюты, – деньги можно будет взять отсюда. Эксперты не могли не заметить: эти новые структуры уж очень напоминают Международный Валютный Фонд и Всемирный Банк, в которых сейчас доминируют США.

Андрей Костин, президент-председатель правления ОАО «Банк ВТБ»: «Сегодня экономики развивающихся стран – это 50% мирового ВВП. Значит, они имеют право на 50% принимать решение. Но этого не происходит. Во всех структурах существующих доминируют западные страны. Эта ситуация сложилась еще с 1944 года и дальше она только укреплялась».

Не случайно журналистов на саммите интересовал вопрос, будет ли новый банк БРИКС давать кредиты терпящей бедствие Греции. Российский министр экономического развития Алексей Улюкаев дал понять, что об этом речи не шло. Но в Европе всё равно заёрзали на стуле. Знают ведь: кто платит, тот и музыку заказывает. А до сих пор мир плясал под финансовую дудку только одной страны.

Андрей Бокарев, директор Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов РФ: «Появление этого института может действительно радикально изменить баланс сил и подорвать до определенной степени гегемонию Бреттон-Вудских институтов».

В пресс-центре саммита в этом году можно было встретить журналистов из стран, которые не имели отношения ни к БРИКС, ни даже к ШОС. Обложившись русско-японскими словарями, репортер старейшей в Токио газеты строчит статью о только что завершившейся встрече между Владимиром Путиным и Си Циньпином. За этими переговорами следят во всём мире.

Наоя Сугио, журналист: «Мир сейчас меняется. Очевидно, что влияние США начинает ослабевать. А сила Китая и России, наоборот, растет. Сближение России и Китая вызывает опасения в Японии. На форуме мы пристально следим за общением этих лидеров».

Их, и правда, часто видели вместе в кулуарах. Вот Си Цзиньпин и Владимир Путин идут на торжественный ужин. Общаются через переводчика, хотя видно, что общий язык уже нашли. Из всех стран БРИКС самой мощной экономикой обладает Поднебесная, но если бы Китай мог со всем справиться сам, разве стал бы тогда искать друзей? Демонтаж старого миропорядка – это игра, в которой в одиночку победить невозможно.

Это раньше за аббревиатурой БРИКС скрывалось только содружество динамично развивающихся стран. Сейчас акценты сместились. Дело уже не только в экономике. БРИКС превратился в клуб по интересам, члены которого недовольны тем, что доминирующее положение в мире занимает одно государство. Это единственный в своем роде союз, в котором совершенно неважно, чья буква или чье имя значится первым. В БРИКС каждая страна имеет равнозначный статус.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ