Болезни нашей медицины

13.09.2015

Большой разговор о медицине и проблемах здравоохранения прошел в понедельник. Общероссийский народный фронт изучал «больные точки» отечественной системы здравоохранения 10 месяцев и вот теперь результаты обсудил вместе с президентом.

Это не был бравый отчет о проделанной работе. Уже не первый год в стране идет реформа здравоохранения, но эта встреча с президентом стала попыткой разобраться, что получается, а где ошибки на местах систему не лечат, а калечат, тем более, что позиция президента известна: недостатки нельзя замалчивать.

Именно поэтому разговор, в котором приняли участие не только чиновники, но в первую очередь врачи-практики, был открытым, честным и местами жестким.

Медицина — это огромная сфера, объединяющая массу задач и проблем — профессиональных, социальных, финансовых, нравственных. Это скорая помощь и доступная аптека, госучреждения и частные клиники, это зарплаты врачей и наша с вами возможность выбора между платными и бесплатными услугами.

Уверена, что каждый из вас тоже знает эти проблемы. Но я не склонна во многих из них бездумно обвинять врачей. Они делают трудную и важную работу. Ни один врач не будет радоваться тому, что в селе закрывают единственный медпункт. Так где и почему реформа дает сбой?

Наш специальный корреспондент Наталья КИРИЛОВА разбиралась в этой проблеме как пациент и как журналист.

Познакомиться со всеми особенностями нашей медицины лично меня заставил мой будущий малыш. Вместе с моим обожаемым экспертом мы внедрились в систему здравоохранения. Начали с женской консультации № 2, город Люберцы, ближайшее Подмосковье. Где вот уже 4 месяца мы наблюдаем одну и ту же картину, как будущие мамы выстраиваются в очереди еще за порогом поликлиники.

Наталья Кирилова, корреспондент: «Кто последний?»

Дождь на улице или снег, в любую непогоду «интересное положение» заставляет женщин становиться под окна консультации как минимум за 30 минут до начала приема. Ради своего ребенка мамочки приходят пораньше, лишь бы вовремя сдать анализы, успеть на прием к врачу и главное - оказаться в числе счастливчиков, попавших в этот день на перинатальный скрининг.

Врач: «Первое исследование вашего малыша. Сначала мы делаем УЗИ, потом идёте и сдаёте кровь».

Поликлиника только открылась, а в числе записавшихся на исследование я уже 15-я. Всего таких, как я, будет в два раза больше. Минздрав предупреждает - в среднем врач УЗИ должен уложиться в 20 минут на исследование одной брюшной полости. Рабочий день - 6 часов. Получается, что, если специалист будет трудиться без перерывов, перекуров и походов в туалет, то успеет принять аж 18 пациентов.

В контексте

12.02.2017

Успех науки и наука успеха

Яна Галкина, заведующая отделением ультразвуковой и функциональной диагностики Морозовской детской городской клинической больницы: «Полежи, сейчас».

Первоклассный УЗИст Яна Анатольевна уверяет: врачи ее отделения стахановские нормы иногда осваивали и за 24 часа приема. Но УЗИ беременных женщин - это совсем другая ответственность.

Яна Галкина, заведующая отделением ультразвуковой и функциональной диагностики Морозовской детской городской клинической больницы: «Есть ситуации, когда на ультрозвуковисте лежит достаточно серьезный диагностический груз, и ошибка может стоить достаточно серьезных последствий».

К чему приводит чрезмерная нагрузка на врача можно прочитать на форуме, посвященном одной из женских консультаций в ближайшем Подмосковье.

Комментарий: «В середине мая я после травмы с острой болью внизу живота обратилась в эту поликлинику, сначала мне предложили платные услуги, я отказалась. До дома я не дошла. По дороге домой боль стала ужасной.  Детей у меня больше не будет».

И это всё происходит в двух шагах от столицы. Можете представить, что творится дальше, в глубинке?

Пациент: «К неврологу попасть вообще невозможно. У них электронная регистратура, но талонов нет».

Рязанская область. Эта женщина с ребенком 4 часа простояла только в регистратуру. А этот пациент из Ярославской области ждал своей очереди на коронарографию 1,5 года. Вот эти пациенты из Челябинской области 3,5 часа добираются до городской поликлиники. Ближайшую к их селу больницу закрыли по решению местных чиновников. И это, не смотря на то, что треть всех денег, которые государство выделяет на здравоохранение, идёт именно на сельскую медицину. И президент уже неоднократно говорил: он против того, чтобы такие клиники закрывались. 

Владимир Путин, президент РФ: «Да, может быть, чисто с точки зрения экономии средств это и обоснованно, и содержание там ФАПа соответствующего дороже, чем межрайонной больницы в усреднённом масштабе. Но, если людям негде получить медпомощь, как только в той небольшой поликлинике, которая работает там десятилетиями, нельзя её закрывать».

На форуме Общероссийского Народного Фронта на этой неделе пытались разобраться, какой вирус поразил нашу медицину? Почему после такого объема реформ, которых так ждали и хотели провести, вопросов к Минзраву не стало меньше, а местами - даже прибавилось.

Владимир Путин, президент РФ: «Одна из наиболее чувствительных тем для граждан - рост объёма платных услуг. Но сразу же должен сказать, что средства, необходимые для полноценной работы системы ОМС, выделяются государством в полном объёме, я хочу это подчеркнуть. Поэтому ссылка на то, что чего-то не хватает, абсолютно несостоятельная».

И действительно, нам с малышом, всё в той же консультации, каждый месяц выдают совершенно бесплатно два литра молока и, на этот раз, три пачки сока. Государство нам оплачивает. Только мало кто знает, государство нам, будущим мамам, оплачивает даже витамины, а нашим детям до трех лет - полностью лечение. Только, как видно из этого сообщения, да и я могу подтвердить, что ни разу не видела от своего врача бесплатного рецепта. Журналист Сергей Бурындин раскрыл на форуме одну из схем так называемого освоения бюджетных средств чиновниками.

Сергей Бурындин, журналист, депутат Городской думы Биробиджана: «У нас получилось так, что многие чиновники, которые следят и контролируют финансовые потоки, создают финансовые организации и замечательно «осваивают» эти деньги. Таким образом, из системы обязательного медицинского страхования выводятся очень большие деньги».

Еще 10 лет назад в Биробиджане каждая крупная больница и поликлиника имела свою лабораторию, но году так в 2005-ом, остались только две. По крайней мере, так уверяют журналисты местной газеты. И не только. Сами врачи тоже возмущаются: теперь даже в экстренных случаях анализы можно сделать только в одной, частной структуре.

Алексей Архипкин, заместитель главного врача детской областной больницы Еврейской АО: «Вызывают лаборантов, лаборанты везутся на нашей машине к областной больнице. В ночное время их там дежурит то ли двое, а больниц много. Пока машина заказывается, пока едет из гаража за лаборантом, лаборанта привозит, если она не занята».

В итоге, минимум час, и это при том, что каждая минута промедления может стоить больному жизни. Впрочем, сами монополисты в сфере лабораторных услуг в Еврейской автономной области - супруги Пучинские - уверяют, государству не выгодно держать несколько лабораторий сразу.

Ефим Пучинский, заместитель генерального директора медицинского диагностического центра: «Ленинская больница тоже обратилась к нам. Их оборот 10,5 миллионов в год. Когда они обратились к нам, я сказал, что могу сократить до 8,5 миллионов, и я согласен экономить. Это экономия для города Биробиджана или нет?!»

Здесь, несведущему зрителю, стоит объяснить истинную цену вопроса.

Сергей Бурындин, журналист, депутат городской думы Биробиджана: «До недавнего времени очень хороший комплект оборудования для лаборатории стоил  4-5 млн. рублей. Объем гарантий только по этому году, по лаборатории - 55 млн. рублей».

Об этой махинации местным журналистам стало известно еще 10 лет назад, но только теперь после форума Народного Фронта и предупреждения президента, в Минзраве Еврейской автономной области хоть  неуверенно, но зашевелились.

Владимир Путин, президент РФ: «У нас руководитель Росздравнадзора здесь?»

Михаил Мурашко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения: «Да».

Владимир Путин, президент РФ: «А какие вам нужны указания, чтобы деньги не тырили у народа из кармана?»

А вот в известной Морозовской больнице все деньги, как говорят, на видном месте. Вы только представьте, здесь для поддержания жизни одного новорожденного пациента, администрация больницы тратит миллион рублей, препараты-то импортные.

Игорь Колтунов, главный врач Морозовской детской городской клинической больницы: «Здесь всё оборудование импортное. Наверное, столик пеленальный российского производства. Наверное, вот эта тележка металлическая».

Вот поэтому, отдельно для тех чиновников, кто в угаре ложного патриотизма еще не всё и не до конца усвоил, президент снова повторил…  

Владимир Путин, президент РФ: «Мы никогда не говорили, не говорим и не собираемся говорить, что мы будем запрещать какие-то импортные препараты или импортную технику, ни в коем случае».

На подготовку встречи с президентом у активистов Общероссийского Народного Фронта был почти год. Кто-то скажет - немалый срок, только спроси у любого из активистов ОНФ, и вам ответят: для того, чтобы собрать данные для анамнеза среди пациентов, созвать консилиум врачей и поставить диагноз нашему здравоохранению, и этого времени недостаточно. 

Ольга Савастьянова, член Центрального штаба ОНФ, Член правления Всероссийской общественной организации «Союз женщин России»: «Наши данные с чиновниками не совпадают, и более того, в ходе дискуссий, которые состоялись в преддверии встреч с президентом, нам было сказано, что мы преувеличиваем. И что ситуация не такая плохая».

Пока я пыталась понять систему здравоохранения на месте, наш продюсер Александра вела неравный бой с подмосковным Минздравом.

Консультация: «Абонент не доступен».

Пошли четвертые сутки. Сначала нам говорят, что консультация № 2 в Люберцах закрыта на ремонт, потом чиновник Юдаев делает заявление и того интереснее.

Виктор Юдаев: «У нас потолок, потолок обвалился там».

Александра Лусникова, продюсер: «Сегодня»?

Виктор Юдаев: «Сегодня вот лопнул».

Но мы проверили сами и убедились - консультация работает. И в здании ничего не напоминает о протечке. Вот уж чего не ожидали - в 24 километрах от самого Министерства здравоохранения России обнаружить тайну.

Наталья Политыкина, пресс-секретарь Министерства здравоохранения Московской области: «В чём для области будет плюс? Что область от этого получит?»

Александра Лусникова, продюсер: «А вы обычно после сюжетов получаете какие-то преференции?»

Наталья Политыкина, пресс-секретарь Министерства здравоохранения Московской области: «Если идёт сюжет, он согласовывается».

А теперь представьте, что на месте телевизионного продюсера окажется обычный пациент или беспомощная беременная женщина. После 4 месяцев полного погружения в нашу систему, мне и любимому мною эксперту, очевидно только одно: пока чиновники на местах не начнут слышать врачей и пациентов, вирус, поразивший нашу медицину, будет продолжать мутировать. И тут нужно найти новое лекарство, и на этот раз лучше создать его вместе: пациентам, врачам и, конечно, руководителям всё того же министерства.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ