Человек, который спас мир

27.09.2015

И под финал мы хотим вам рассказать одну поучительную историю о политике, войне и здравом смысле. Она случилось давно - в сентябре 1983 года, но ее полезно было бы услышать тем, кто любит сегодня пугать весь мир близкой войной, агрессией или обещаниями создать на чужой границе новые военные базы. Страшно представить, до каких бед могут довести неадекватные политики, если случится что-то действительно серьезное сбой техники или провокация. Это история о том, как осенью 1983 года едва не началась ядерная война. А ведь угроза была реальна: ночью системы предупреждения ракетного нападения взвыли по тревоге - в сторону Советского Союза запущены ракеты с американской базы. Инструкция на случай такого ЧП была одна - ракеты сбивать. Но был в ту ночь на дежурстве подполковник Петров, который этот приказ не выполнил и кнопку запуска не нажал. Между трибуналом и здравым смыслом он выбрал последнее. Но кто он - герой или нарушитель присяги? Так что случилось тогда, ночью 26 сентября 1983 года, кто едва не начал против нас ядерную войну?

Подробности этой давней истории искал наш специальный корреспондент Дмитрий ПИЩУХИН. Но сначала он отправился в подмосковное Фрязино, чтобы встреться с самим Станиславом Евграфовичем, ныне военным пенсионером.

1983 год. Самый пик «холодной войны». Американский президент Рональд Рейган впервые называет Советский Союз «Империей зла». Западная пропаганда старательно лепит из нашей страны образ кровожадного врага. Под предлогом угрозы нападения, США модернизирует свои стратегические ядерные силы и строит новейшие межконтинентальные баллистические ракеты. Впрочем, никто даже не мог представить, что ядерный Армагеддон может начаться не по злому умыслу, а случайно из-за роковой ошибки.

Подмосковный город Фрязино. Типовая многоэтажка. Жители дома явно удивлены приезду телевидения. Похоже, никто не догадывается, что их сосед - скромный военный пенсионер однажды спас мир от ядерной катастрофы.

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Скажите, вы считаете себя героем?»

Станислав Петров, бывший сотрудник командного пункта «Серпухов-15», подполковник в отставке: «Нет, чего я не считаю, так это героем».

В конце сентября 1983 года подполковник Станислав Петров вышел на службу вместо заболевшего напарника. Заварив по привычке крепкого чаю, он готовился к еще одной скучной смене. Расположение американских ракетных шахт аналитик знал наизусть. Спутники-разведчики фиксировали любое необычное явление на территории противника. Но вдруг ночную тишину неожиданно прервал оглушительный сигнал тревоги.

В контексте

16.10.2016

Горбачев-Рейган: что не так пошло в Рейкьявике?

Станислав Петров, бывший сотрудник командного пункта «Серпухов-15», подполковник в отставке: «Это было как снег на голову. Ноль часов пятнадцать минут на электронных часах. Вдруг начинает реветь сирена, вспыхивает транспарант «Старт!» большими кроваво-красными буквами».

Компьютеры показывали Петрову, что Соединенные Штаты только что развязали ядерную войну. С одной из американских военных баз совершен пуск межконтинентальной баллистической ракеты, об этом однозначно свидетельствовали данные со спутника. Времени на раздумье оставалось не больше 15 минут – именно столько летит боеголовка от США до СССР. Решение об ответном ядерном ударе нужно было принимать незамедлительно. По спине Петрова пробежал холодный пот.

Станислав Петров, бывший сотрудник командного пункта «Серпухов-15», подполковник в отставке: «Привстал из-за пульта, и у меня сердце так прихватило. Смотрю, люди растеряны. Операторы головы повернули, вскочили со своих мест, все смотрят на меня. Я испугался, откровенно говоря».

Что делать в случае ядерной атаки, все отлично знали, советские офицеры не раз проходили подобные сценарии на учениях. Но можно ли было хладнокровно нажать на кнопку «пуск», когда все ещё хорошо помнили страшную катастрофу Хиросимы и Нагасаки? Тем более что буквально только что, в сентябре 1983 накал отношений между СССР и Западом достиг своего пика. В советское воздушное пространство над Камчаткой без разрешения залетел самолет, который проигнорировал все радиосигналы и предупреждения. Командование решило, что это американский шпион, и приказало его уничтожить.

Джонатан Сандерс, профессор факультета журналистики университета Стоуни-Брук, бывший корреспондент CBS в Москве: «Это была провокация со стороны ЦРУ, которая сделала плохую ситуацию еще хуже. Русский диспетчер сказал пилоту сбить самолет. Незадолго до этого в небе над Камчаткой действительно пролетал американский шпионский самолет. И тут он вновь появился на радарах. И раз он был в советском воздушном пространстве - из-за глупости, просто глупости! - у нас могла начаться мировая война».

Оказалось, истребители выпустили ракеты по гражданскому Боингу южнокорейских авиалиний, который сбился с курса. Погибли больше двухсот пассажиров и членов экипажа. Рейган вновь обвинил во всем «Империю зла». Этот случай развязал руки Америке - Штаты начинают размещать в Европе ракеты средней дальности. Тогдашний Генсек Андропов заявляет, что в ближайшее время будет дан симметричный ответ.

Матвей Полынов, доктор исторических наук, профессор кафедры новейшей истории России СПбГУ: «Мир оказался на грани ядерной войны. Когда мы поставили свои ракеты в ГДР и Чехословакию - это не уравновесило нашу безопасность. Дело в том, что если американские ракеты достигали территории СССР, они покрывали всю европейскую часть СССР, то советские ракеты не достигали цели - США».

В таких драматических обстоятельствах подполковнику Петрову нужно было принять непростое решение – доложить наверх о ядерной атаке или еще раз перепроверить данные. Считая время подлета ракет до Москвы, аналитик спецслужб набрал номер командующего.

Несмотря на то что системы обнаружения оценили вероятность нападения как стопроцентную, подполковник Петров отказался выполнять должностные инструкции и сообщать о нападении наверх. Его смутило, что все запуски американцы осуществили с одной единственной базы. Поэтому Петров отключил сигнал тревоги и взял всю ответственность на себя.

Станислав Петров, бывший сотрудник командного пункта «Серпухов-15», подполковник в отставке: «Поднимаю трубочку. Я вам выдал ложную информацию. И в это время опять сирена заревела – второй старт пошел! Я утверждаю - вторая цель тоже будет ложной».

Сложное решение, которое принял Станислав Петров, грозило ему военным трибуналом. Но опытный военный не поддался эмоциям и в итоге оказался прав. Мир, который в течение 15 минут был на волоске от гибели, оказался спасен.

Станислав Петров, бывший сотрудник командного пункта «Серпухов-15», подполковник в отставке: «Была мысль шальная, а что если я ошибся. Ну что они смогут пять ракет? Максимум упадут на Москву, но не более того. Государство останется целым».

Еще со времен учебы в военном училище Петров помнил показательный случай. В октябре 1962 года во время Карибского кризиса, советская подводная лодка попадает под американскую бомбежку возле кубинских берегов. Субмарина вынуждена залечь глубоко на дно из-за чего теряет связь с берегом. Москва две недели не дает никаких сигналов. Командир приходит к выводу, что началась третья мировая война и решает выпустить весь ядерный арсенал в сторону Америки. Останавливает капитана помощник, который предлагает на свой страх и риск осуществить всплытие. Уже на поверхности моряки осознали, что могли совершить роковую ошибку.

Сергей Боев, генеральный директор ОАО "РТИ", генеральный конструктор национальной системы предупреждения о ракетном нападении: «Человеческий фактор всегда присутствует в сложных технических системах, и мы должны к ним всегда быть готовы, с одной стороны. Но с развитием технологий, быстродействия и обработке той информации, которую она получает, то, конечно, безусловно, сегодня влияние человеческого фактора сокращается».

Гриф «секретно» с истории, которая произошла с Петровым, сняли только в конце девяностых. Десять лет назад в штаб-квартире ООН подполковнику в отставке даже вручили специальную премию - «Человеку, который спас мир».

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Вы бы могли начать третью мировую войну?»

Станислав Петров, бывший сотрудник командного пункта «Серпухов-15», подполковник в отставке: «Виновником третьей мировой не буду, вот и все».

В том далеком 1983 году мир жил как обычно, не ведая о катастрофе, перед которой стоит. Тот факт, что Петров предотвратил практически неизбежный обмен ядерными ударами, признали многие военные эксперты. Но что если бы на его месте был кто-то другой? Или в тот день подполковник пришел бы на службу в плохом настроении? Чтобы было бы с нами, если бы у военного в последний момент сдали нервы? Как бы выглядел мир после ядерного Апокалипсиса? И смогла ли эта история чему-то научить ядерные державы?

После длительной проверки выяснилось, что оптика военных спутников приняла солнечные блики на поверхности высотных облаков за ракетные шлейфы. Кризис 1983 года разворачивался за закрытыми дверями и выявил множество недостатков ядерных щитов обеих стран. Но главное, о чем узнал мир, – безопасность планеты может зависеть от хладнокровия и ответственности всего одного человека.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ