Переломный момент

25.10.2015

У современной молодёжи есть такое модное словечко – бомбануло. Вполне цензурное и очень ёмкое. А обозначает оно целый спектр ярких эмоций: это когда аудитория шокирована, выбита из колеи, дезориентирована и не понимает, что ей делать – плакать, бежать, прятаться. Но, главное, что возмущению этой аудитории нет предела, но возмущение это совершенно иррациональное. Так вот, в среду утром бомбануло и в Штатах, и в Европе. Пресс-служба Кремля обнародовала видео встречи Владимира Путина с Башаром Асадом. Сирийский лидер прилетел в Москву, где состоялись очень важные переговоры. И вот это событие – поистине мирового масштаба – проспали все министерства иностранных дел и все разведки старого и нового света. И это была, поистине, очень изящная и безупречная комбинация. Понятно, что на встрече звучали искренние и совершенно непротокольные слова благодарности, которые Асад передал народу России от народа Сирии. Понятно, что лидеры сверяли часы и штабные карты – ведь наша авиация работает в тесном контакте с сирийским министерством обороны, и все цели согласовываются. Но что осталось за кадром? Наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ изучал и анализировал саму встречу и – что не менее важно – мировую реакцию на нее.

Протокольно-скупые кадры официальной хроники. Открытая часть этой встречи уложилась ровно в 610 секунд. Главный сигнал, как принято говорить в дипломатии, был подан в самом начале переговоров. Возможно, когда-нибудь это рукопожатие назовут историческим. Ведь по сути поздним вечером 20-го октября в Кремле начался процесс политического урегулирования кризиса в Сирии. Конечно, страна еще истекает кровью, правительственный войска насмерть бьются с террористами, но пока еще хрупкие очертания будущего мира уже начинают проступать.

В контексте

18.12.2016

Как Путин и Абэ договорились жить дружно

Владимир Путин, Президент РФ: «Мы исходим из того, что на основе позитивной динамики в ходе боевых действий в конечном итоге всё‑таки долгосрочное урегулирование может быть достигнуто на основе политического процесса. При участии всех политических сил, этнических и религиозных групп. И в конечном итоге решающее слово, безусловно, должно оставаться исключительно за сирийским народом».

Идет ли речь о выборах главы государства, или о некоем переходном периоде пока не ясно. Но судя по первым, осторожным заявлениям Башара Асада, он готов к началу переговоров с политическими противниками. Хотя, конечно, это станет возможным лишь после окончания горячей фазы боевых действий.

Башар Асад, президент Сирии: «Конечно же, каждый понимает, что любое военное действие предполагает дальнейшие политические шаги. И конечно же, единой целью для всех нас должно быть то, что хочет видеть сирийский народ в будущем своей страны».

Встреча в Кремле закончилась поздним вечером вторника. Уже на следующий день газеты Запада взорвались комментариями. Общий тон - Путин, похоже, опять всех переиграл, а Россия превратилась в одну из самых влиятельных сил на Ближнем Востоке. Наиболее подробно эти новые геополитические реалии растолковал легендарный дипломат - Генри Киссинджер.

Генри Киссинджер, государственный секретарь США 1973-1977 гг.: «Уничтожить ИГИЛ важнее, чем свергнуть Башара Асада, уже потерявшего больше половины территории, которую он контролировал некогда. Самое главное, чтобы эта территория теперь не превратилась в постоянный рассадник терроризма».

Его программная статья в одной из самых влиятельных мировых газет The Wall Street Journal - это декларация нового мироустройства. Когда-то в 70-е Киссинджер в роли главы Госдепа США начал, так называемую политику разрядки. В результате которой СССР и США перестали смотреть друг на друга только сквозь прицел, а опасность ядерной войны значительно уменьшилась. Почти 40 лет спустя Киссенджер призывает к чему-то похожему: США пора отказаться от модели насаждения демократии с помощью ковровых бомбардировок.

Генри Киссинджер, государственный секретарь США 1973-1977 гг.: «США должны решить, какую роль они будут играть в 21 веке. Ближний Восток станет для нас первым и, возможно, самым суровым испытанием. Проверке на этот раз подвергается не столько мощь нашего оружия, сколько готовность Америки понимать новый мир и управлять им».

Отчего, говоря языком 70-х так миролюбивы стали вашингтонские ястребы, в общем понятно. Чтобы охладить пыл заокеанских любителей политических интриг, хватило пары недель ракетно-бомбовых ударов, наносимых российскими штурмовиками.

Владислав Шурыгин, военный эксперт: «До этого была иллюзия, что еще немного усилий, неделю - две - три и Асад падет. С приходом России, с приходом Ирана, с приходом Хезболлы для всех вменяемых политиков становится очевидно, что военного решения нет и следовательно, нужно начинать договариваться».

Так что в случае с Сирией, война и правда стала продолжением политики другими средствами. Теперь, когда Дамаск спасен от угрозы полного окружения, даже когда-то верные ставленники США открыто критикуют бывших хозяев. Эпоха кровавого хаоса, начавшаяся в 2001 году с вторжения в Афганистан, похоже, окончена. Политика США - делай ставку на одних террористов в войне с другими, не сработала.

Хамид Карзай, президент Афганистана 2004-2014 гг.: «К сожалению, радикальные течения в Афганистане и во всем регионе сейчас сильны как никогда. Именно поэтому нужно пересмотреть стратегию борьбы с терроризмом. Нужно найти ответы в сотрудничестве с крупными государствами - я имею в виду Россию, Китай и Индию».

И пусть официальный Вашингтон на публике отвергает возможность обмена разведданными и координации военных усилий, часть военной и политической элиты США уже подает сигнал: мы не против переговоров. На этой неделе экс-президент США Джимми Картер открыто заявил: лично он уже начал помогать России информацией. На языке дипломатии это называется «прощупывание почвы»

Джимми Картер, президент США 1977-1981 гг.: «В четверг я послал письмо и спросил, нужна ли ему копия нашей карты, чтобы он мог безошибочно осуществлять бомбежки в Сирии. А затем, из российского посольства в Вашингтоне - позвонили и сказали мне, что были бы очень рады получить эту карту. Поэтому в будущем, если Россия будет бомбить не там, где надо, знайте - ошибся не Путин, а я».

Вот та самая карта, которую составил фонд Картера. Красным выделены позиции правительственных войск, они сосредоточились в Восточной части страны и контролируют самые густонаселенные районы. Зеленым цветом отмечена территория, где находится так называемая «умеренная оппозиция», которую экс-президент Картер, как и официальный Вашингтон, видимо, по-прежнему считает своей, то есть правильной. Хотя она, по сути, ничем не отличается от экстремистского Исламского государства. Провинции, удерживаемые его боевиками, отмечены серым. И, наконец,  в приграничных южных областях действуют курды - их территория выделена желтым. Распад Сирии на отдельные части сейчас главная опасность для страны. Но, возможно, в этом и заключается план Вашингтона. Политика контролируемого хаоса - давно стала привычным инструментом для США.

Тимоти Колтон, профессор политологии и русистики, заведующий кафедрой государственного управления Гарвардского университета: «Это не вмешательство извне, а скорее пример дестабилизации государства изнутри. У нас в этом смысле богатое прошлое: на протяжении нескольких десятилетий США то и дело вмешиваются во внутренние конфликты других государств и постепенно втягиваются в бесконечные войны, в которых мы, на деле, никогда не побеждаем. Этот кризис развивался медленно, но сейчас он достиг своего апогея».

Активным противодействием таким планам занимается, прежде всего, Россия. Коалиция Саудовской Аравии и США -  теперь уже не кажется такой незыблемой. На следующий день после визита Башара Асада -  21-го ноября президент России провел интенсивные телефонные переговоры  с президентом Турции Эрдоганом, королём Саудовской Аравии Сальманом Аль Саудом, президентом Египта Абдельфаттахом Сиси и Королём Иордании Абдаллой II. Если взглянуть на карту понятно, эти страны или ближайшие соседи Сирии или ключевые игроки на Ближнем востоке.

Дмитрий Абзалов, политолог: «Страны которые окружают Сирию серьезно обеспокоены усилением Ирана, который представляет шиитское, причем шиитско-персидское направление, в отличии от суннитско-арабского. И задача Москвы в том, чтобы, формируя коалицию, поставить во главу угла не религиозную составляющую, а судьбу Сирии как таковой».

Конкретный результат эти переговоры дали уже к концу недели. В пятницу в Вене прошла встреча так называемой ближневосточной четверки. Россия, США, Саудовская Аравия и Турция обсудили возможность политического урегулирования конфликта. Конечно, об итоговой декларации говорить еще рано, но главное - начался процесс согласования позиций. О немедленной отставке Башара Асада речь уже не идет, кроме того решено продолжить переговоры, к которым, возможно, подключатся и другие страны.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Наша позиция, прежде всего в том, чтобы  собраться на столом сирийцев и собрать отдельно представительную группу поддержки, в которую будут входить не только страны, которые собрались в Вене, мы отдельно выделили Иран и Египет, которые могут на ситуацию повлиять и, конечно, отсутствие которых в процессе этому не помогает».

Не исключено, что переговоры продолжатся уже на следующий недели. Джон Керри даже назвал предполагаемую дату встречи - 30 октября. Впрочем, это не означает, что попытки США и дальше раскачивать ситуацию в регионе будут прекращены.

После встречи четверки госсекретерь США вылетел в Иорданию, затем он намерен посетить и Саудовскую Аравию. Страну, которую открыто, называют одним из главных спонсоров террористов в Сирии. В Вене Джона Керри провожали вот таким плакатом. Дорогая Россия, спасибо, что сохраняете мир - этот лозунг, конечно, вряд ли порадовал главного американского дипломата. Так что понятно, США сделают все, чтобы и сейчас попробовать восстановить свое влияние на Ближнем Востоке. Не считаясь с жертвами.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ