Немолочная продукция

25.10.2015

Вот, например, сыр. Ударим отечественными сырами по импортным! Даешь замещение! – бравурный настрой местных производителей в последние месяцы мог только радовать. Да и правда, вот он наш ответ санкциям - прилавки ломятся от разных сортов и видов: сыр твердый, мягкий, сулугини, копченый, с плесенью, сметанный и творожный. Конечно, вкус не всегда «тот», но мы потерпим — научимся делать лучший в мире сыр. Однако, Россельхознадроз предупреждает: дело вовсе не во вкусе - согласно свежим данным 78 процентов сыра в России фальсификат. Подделка.

Неужели в такой большой стране сыр не из чего сделать? Диетологи и медики убеждают, что сыр – уникальный молочный продукт питания и по ценности превосходит даже мясо. Там нет ничего наносного, химического и вредного.

Но вот вам простая математика: если верить нашим производителям молока — надои (какое забытое слово) в стране увеличились на 4 процента, а производство молочной продукции выросло - на треть!!! Не бьётся что-то, да? Так из чего же тогда делают наше молоко, если не из молока? И почему именно этот год стал рекордным по завозу в страну пальмового масла? Наш специальный корреспондент Дмитрий ПИЩУХИН провел собственное расследование. Он уверяет, что вот так начнешь копаться и поймешь, что ничего от сыра в этом сыре не осталось. Кроме трех букв...

Пока западные фермеры затягивают пояса, российские молочники подсчитывают прибыль. Импортозамещение, кажется, наконец, набирает обороты. Витрины с сырами и сливочным маслом ломятся от изобилия, но что там на самом деле скрывается за красочной этикеткой?

В контексте

11.12.2016

«Черный бизнес» на маршрутках

Работник склада: «Опасности никакой, опасно жить на самом деле».

Промышленный район Петербурга. Сырой подвал бывшего советского предприятия. В этих депрессивных интерьерах продают так называемый тропический жир, или проще говоря, пальмовое масло, которое недобросовестные производители щедро подмешивают в молочные и кондитерские изделия.

Работник склада: «У нас очень большие продажи. Почти с колес, у нас контейнера приходят, мы сразу разгружаемся».

Но на ярких упаковках готовой продукции о дешевых растительных добавках нет ни слова. Ведь только одно упоминание о них, должно сбить цену, минимум, в половину. Мы устроили контрольную закупку – один и тот же сыр купили в торговой сети.

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «А можно его попробовать?»

И у поставщика молочной продукции.   

Александр, завхоз сырного предприятия: «Сейчас молоко не дешевое, очень много желающих по базам получить молоко».

Перед серьезными клиентами, а мы старались показаться именно такими, сотрудник компании не скрывал, из чего и при каких условиях на самом деле сделано вот это.

Александр, завхоз сырного предприятия: «Сырный продукт идет с добавлением растилки. Это растительный жир».

Но тогда почему та же самая мечта вегетарианца на ценниках в магазинах называется сыром и стоит на порядок дороже. Узнать, кто же вводит нас в заблуждение, можно только в лабораторных условиях. Здесь закроют глаза на громкие бренды, обозначив образцы номерами, чтобы разложить их на химические элементы.   

Ольга Иванова,начальник сектора физико-химический испытаний лаборатории экспертизы: «Визуально здесь определить ничего нельзя, пока не пройдет идентификация жировой фазы».

В октябре Россельхознадзор сделал громкое заявление – почти 80 процентов сыров в российских магазинах явный фальсификат. Правда, потом статистику снизили в четыре раза, видимо, чтобы не пугать население. Данные независимых экспертиз балансируют на грани: как минимум каждый второй сыр в нашей стране не может называться сыром по определению, поскольку содержит растительные жиры. А часто – вовсе не содержит молока.  

Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: «Пальмовое масло в семь раз дешевле молочного жира. Поэтому прибыль очевидна. Конечно, соблазняясь этими цифрами, недобросовестные производители идут на умышленную замену».

Настоящий сыр делают исключительно из натурального молока, молочнокислых бактерий и соли. Каждая головка должна созревать не меньше недели в особых условиях. Если вместо молока добавить растительные жиры, то процесс сокращается до нескольких часов. В отличие от крупных производителей, частные сыровары на качестве не экономят – репутация важнее.

Элла Дмитриева, частный сыровар: «Что у коровы на языке, то и в молоке, что у козы на языке, то и в молоке. Если пытаться сэкономить на питании, хорошего молока не будет».

Простая математика - чтобы получить один килограмм сыра необходимо одиннадцать литров молока. Если сюда прибавить затраты на производство, аренду помещения, зарплаты сотрудников и содержание скота, то стоимость конечного продукта должна быть не ниже тысячи рублей.

Элла Дмитриева, частный сыровар: «Сыр начинается с молока, если оно высшего качества – получится хороший сыр. А есть молоко не сыропригодное, из него ничего не получается».

Но почему тогда в магазинах головка сыра, порой, стоит в четыре раза дешевле, чем у реальных производителей? Ответ прост – внутри пальмовое масло. Его отжимают из плодов масличной пальмы, которая растет в далеких Малайзии, Индонезии и Таиланде. Тропический жир самый дешевый из всех растительных масел. В советское время пальмовое масло в основном использовалось для производства туалетного мыла. О том, что сегодня его можно найти в составе того или иного продукта, производитель стоически молчит. Между тем, растительные жиры есть в твороге, сметане, йогурте, мороженом, конфетах, чипсах и даже детском питании. Но проблема не в том, что производитель заведомо нас обманывает, а в том, что к нам в страну попадает пальмовое масло плохой очистки. Жестких нормативов использования пальмового масла в России нет. Это позволяет многим дельцам скупать его технические варианты по бросовым ценам в странах третьего мира, чтобы добавлять в продукты вместо молочного жира. Еще одна проблема  - у нас нет норм по транспортировке пальмового масла, что позволяет перевозить его даже в цистернах из-под нефти или гудрона.

Мария Кожевникова, депутат Госдумы РФ: «Во всем мире есть техническое пальмовое масло и пищевое, оно отличается перекисным числом, чтобы было понятнее – коэффициент порчи. То, что в Европе не идет даже на смазывание рельсов, я уже не говорю о биодизеле или мыле, идет к нам в еду». 

Не сложно догадаться, что будет с организмом, который постоянно питается сомнительным жиром, предназначенным для производства косметики, лакокрасок и моющих средств. 

Елена Соломатина, диетолог: «Когда он попадает в наш организм, то он его не может узнать. Клеточная мембрана начинает неправильно функционировать, что приводит в конечном итоге к атеросклерозу, заболеваниям сердца, раннему старению, к онкологии».

Так почему же пока мы травимся дешевыми подделками, а производители суррогата катаются как сыр в масле? 

Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока: «В Российской Федерации штрафные санкции пять тысяч рублей, 50 тысяч – совершенно не соответствуют тому уровню сверхприбыли, которую получают производители».

Против рядового потребителя, похоже, организован настоящий сговор, в котором участвуют торговые сети, производители и даже контролирующие органы, которые не могут убрать с прилавков товары сомнительного качества. Вот и в лабораторном центре, куда мы сдали сыр на экспертизу, кажется, не ожидали такой наглости от так называемых «сыроделов».

Ростислав Шипицын, директор Центра контроля качества товаров, работ и услуг: «По трем образцам мы по протоколам испытаний мы видим несоответствие результатов заявленных на этикетке и полученных по факту. То есть явно выраженный фальсификат».

Суррогатом оказался не только сыр, но даже сырный продукт - говоря проще, это подделка подделки. С результатами лабораторных анализов мы направляемся к производителю. Может быть, там объяснят, почему в их сыре практически нет молочных жиров. 

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Видите протокол испытаний – не соответствует содержанию молочного жира и менее пяти процентов жировой фазы.

Александр, завхоз сырного предприятия: «Видимо, вам не то попалось или вы не то сдали, скажем так».

Ответы нас не удивили – мы якобы специально сфальсифицировали результаты экспертизы. Впрочем, просьба показать производство или хотя бы пункт приемки молока была проигнорирована. Единственное на что согласился сотрудник компании – попробовать сыр собственного изготовления. 

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Кисловат немного».

Александр, завхоз сырного предприятия: «Да, с кислинкой».

Итак, сейчас мы попробуем в бытовых условиях создать суррогат, который под видом сыра продают нам в магазинах. Для этого нам понадобится сухое молоко, лимоны, вода и главный ингредиент – 20 килограммов пальмового масла, которое с огромным трудом мы купили у производителя. Как видите без цвета, никакого характерного запаха и наощупь напоминает крем для рук. Чтобы смешать все эти ингредиенты в единую массу нам поможет специальный гость – повар Алексей.

Алексей Довгий, шеф-повар: «Сейчас выдавливаем лимон».

Дмитрий Пищухин, корреспондент: «Зачем нужен лимон?»

Алексей Довгий, шеф-повар: «Чтобы свернулось молоко сухое».

Меньше чем за час с использованием пальмового масла, сухого молока, воды и лимонов, мы сделали нечто похожее на этот мягкий сыр, который можно купить в магазине рублей за 300-350. При этом на изготовление этой субстанции у нас ушло 50 рублей.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ