Сирия. Окопная правда

01.11.2015

Мои коллеги Анатолий МАЙОРОВ и Сергей КОРОЛЕВ на этой неделе встречались с жителями Дамаска и видели, в какие руины эта война превратила сирийские города, следили за работой наших летчиков в Латакии. Кстати, наши ребята тоже на этой базе с первых дней.

Восемьдесят шестой район южного Дамаска — район Меззе, сотканный из бедных кварталов беженцев. Почти все, кто спасся из родных городов после штурмов исламистов, теперь живут здесь и работают на улицах. Перед сном, торговать лепешками выходят семьями — с рук, головы, машин и мусорных контейнеров. 50 лир или 14 рублей за упаковку для многих в Меззе это основной доход. Что продашь — на то поешь, торговли нет — не будет завтрака. В крошечной квартире, напоминающей советскую хрущевку, точнее — ее третью часть, семейство Ахмедов может позволить себе то, что уже даже не снится остальным. Кофе, кальян, телевизор, отдых — и, главное - их дети не работают, а делают по вечерам уроки. В Дамаске — это нонсенс, ведь Ахмеды — такие же беженцы как все.

Мясар Ахмед: «Все оставил. Забрал несколько рубашек, вещи для детей и переехал с женой. Украли все там, не знаю что с домом. Нельзя даже думать поехать туда».

Бросив дом, в котором они прожили 20 лет, и который сейчас уже наверняка заняли боевики, Ахмеды переехали в район 86. Пока спасают накопления, но если наступление сирийской армии вдруг захлебнется, то перспективы ближайших месяцев понятны — торговый ряд на вечерней улице Дамаска.

Рахаб Ахмед: «Конечно, мы понимаем, что никогда больше не вернемся к нашей прошлой жизни. Но главное — мы уцелели. И готовы начать с ноля, так же как и тысячи других беженцев. Главное — чтобы эти нелюди исчезли».

Всю минувшую неделю, сирийская правительственная армия забрасывала исламистов снарядами 130-ого калибра. Артиллерийские удары в северных районах Хамы оттесняли террористов к границе с Турцией и в восточном направлении — в сторону столицы ИГИЛ — Ракки. Дорогу указывали гаубицы, пушки и реактивные системы залпового огня «Град». Известно, что полевые командиры радикальных группировок уже начали проводить массовые казни своих же: за массовое бегство с поля боя. С другой стороны — накрыть артиллерией массовое скопление живой силы террористов не так просто — игиловцы используют тактику летучих боевых бригад — постоянно перемещаются между укрепрайонами, все чаще — предугадывая будущий сектор обстрела.

В контексте

08.04.2018

Назир Амеш, хозяин текстильной фабрики: «У этих дикарей, которые не бреют бороды и режут головы — очень современное оружие, они даже пытаются действовать тактически. Есть точная информация, что некоторые группировки обладают средствами спутниковой разведки — откуда это все? Если даже у нашей сирийской армии нет таких новейших средств?»

Назир Ахмеш — хозяин текстильной фабрики из пригорода Джобар под Дамаском - был у боевиков в плену — продали бывшие друзья по бизнесу. С тех пор, Назир — даже в гости ходит с пистолетом. За две недели заточения, он несколько раз прощался с жизнью — исламисты демонстративно включали камеру и готовили узника к жестокой казни. Как выяснилось позже — просто повышали цену за его освобождение. В итоге за огромный по местным меркам выкуп - 200 тысяч долларов, неверный был искалечен, но отпущен. Еще дешево отделался, мрачно шутит Назир. Изначально на дело джихада просили аж полмиллиона.

Назир Амеш, хозяин текстильной фабрики: «Они постоянно кому-то звонили, разговаривали на английском — советовались, как будто джихадисты согласовывали каждый свой шаг с кем-то еще».

Кроме боевиков ИГИЛ, в Сирии уже пятый год действуют десятки группировок радикальных исламистов. Многие из них — почти официально — поддерживает запад и страны Персидского залива. Южный фронт, армия ислама, армия завоевания, армия сподвижников пророка — зарубежные помощники цинично продолжают называть эти банды оппозицией. Хотя они уже давно начали резать головы и тоже обещают создать всемирный Халифат, в том числе — у границ с Россией. При поддержке наших самолетов, наземная операция сирийской армии нарушила планы джихадистов, и теперь боевики, даже не скрываясь, просят у своих кураторов оружие. Разговор — о «стингерах» от США, зенитных ракетах — от Саудовской Аравии, тренировочных лагерях от Катара. Не трудно догадаться, что собрав с мира по винтовке, исламисты могут начать контрнаступление. По крайней мере, хотя бы попытаться. Это линия фронта. Один из стратегически важных населенных пунктов, которые джихадисты могут начать штурмовать с новым оружием в руках. Еще в октябре Саудовская Аравия заявила о своем желании поддержать зенитками так называемую «Армию завоевания» в переводе на арабский это «Джейш-аль-Фатх» - крыло «Джебхат ан-Нусры», которая 2 года удерживала этот город».

Город Мурек почти на стыке провинций Хама и Идлиб — 2 тысячи мирных жителей бежали отсюда сразу после прихода исламистов. Судя по тому, что мы увидели на месте — никто даже не думал эвакуировать свое имущество, люди спасались от расправы одурманенных наркотиками боевиков-фанатиков. На земле — десятки использованных шприцев, в стенах — пробитые дыры для перемещения между зданиями. Характерный почерк боевиков ан-Нусры, которые перекрывали этим укреппунктом дорогу на Алеппо. Уже сейчас на окраинах замечены те самые — летучие бригады боевиков, которые могут попытаться вернуть Мурек обратно. Свидетелями одной из таких попыток мы стали в освобожденном городе Атшан. Террористы решили ударить по окраинам средь бела дня, буквально через 12 часов после отступления - когда из города еще даже не вывели штурмовые группы солдат сирийской армии. Конечно, попытки отчаянной атаки были отбиты всего за четверть часа, но важнее здесь — готовность исламистов штурмовать превосходящего противника. Что будет, если религиозные фанатики получат зенитные ракеты и зенитные комплексы от западных друзей? Которым так не нравятся победы наших самолетов в сирийском небе.

30 октября исполнился ровно месяц операции российских ВКС в Сирии. За это время с аэродрома Хмейним совершено более 1000 вылетов. Внушительные итоги, но даже это не повод для паузы. Сейчас, как обычно с этой полосы самолеты Су-24 уходят на боевое задание, прямо сейчас они понесут контролируемые авиабомбы к позициям радикальных исламистов.

Удары нашей авиации уже позволили сирийской армии освободить от террористов больше пятидесяти населенных пунктов (это 350 квадратных километров территории). Сирийский генштаб подтверждает - наступление, которого здесь ждали 4 с половиной года, началось только при поддержке с воздуха. Судя по данным аэроразведки, боевики перешли к оборонительной тактике почти на всей линии фронта.

Андрей Карталополов, начальник главного оперативного управления генерального штаба Вооруженных сил РФ: «В результате ударов российской авиации обстановка в Сирии претерпела значительные изменения. Террористы понесли существенные потери. Нарушена создававшаяся в течение последних нескольких лет система управления и снабжения бандформирований. Выведены из строя основные пункты управления и узлы связи. Уничтожены наиболее крупные базы снабжения боевиков оружием, топливом, боеприпасами. Разрушена инфраструктура, которая использовалась для подготовки новых террористов».

Российский Генштаб заявляет: уничтожены тысяча шестьсот объектов радикальных исламистов, убиты 28 полевых командирах — их отряды превратились в неуправляемое сборище фанатиков и начинают воевать друг против друга. Но в то же время, на самых проблемных участках фронта, боевики группировки «Джебхад ан-Нусра» объединяются с террористами «ИГИЛ». Вполне возможно, террористам просто некуда бежать, ведь в приграничных зонах, боевики уже не раз переходили в Иорданию и Турцию. В последнем случае, их организованно вывозили в Йемен.

Андрей Карталополов, начальник главного оперативного управления генерального штаба Вооруженных сил РФ: «Однако говорить о полной победе над террористами в Сирии пока преждевременно. Несмотря на значительные потери и массовое дезертирство, на ряде направлений боевики продолжают оказывать правительственным войскам сопротивление. При этом все попытки их контратак сирийскими вооруженными силами пресекаются с нанесением больших потерь бандформированиям».

Учитывая градус сопротивления, наша авиация увеличивает интенсивность вылетов. Проблем с боекомплектом, на аэродроме под Латакией нет и быть не может. По несколько раз в день здесь приземляются военно-транспортные самолеты с важным грузом. А сейчас на ваших глазах идет распаковка фугасно-осколочнных бомб ОФАБ-250 — уже через несколько минут их установят под брюхом Су-24 и Су-25, которые выстроятся в очередь на взлет. Возвращение на аэродром — в среднем, через полчаса. В случае необходимости — 40 минут на подготовку к очередному вылету и снова — на задание. Это похоже на сложнейший круглосуточный конвейер, который не останавливает ночь, дождь, истерики западных стран и агония радикальных исламистов. Последним вот уже второй день падают полуторатонные бомбы КАБ-1500 — умное оружие, которое летит в цель по лазерной указке и пробивает 20 метров грунта — на любимые подземные укрытия, террористам теперь просто бессмысленно тратить силы. 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ