Погибший рейс

01.11.2015

Этот день стал черным, в первую очередь, для Петербурга. Люди летели домой. С отдыха. Семьями. И когда по всем лентам новостей уже шли тревожные сообщения, что связь с российским самолетом потеряна, встречающим в аэропорту Пулково табло показывало: рейс прибудет вовремя. Так почему самолет резко ушел вниз через полчаса после взлета? Почему еще долгих три часа была надежда, что всем удалось спастись? Каким он был этот, последний полет? Подробности гибели рейса 9268 в материале Виталий ВОРОНИН.

«Прощай Египет, здравствуй Питер!» -  фотографию с такой подписью Ольга Шеина разместила в одной из соцсетей. На трапе самолета в Шарм-эль-Шейхе ее муж Юрий и маленькая дочка Анастасия. Вместе с другими пассажирами рейса 9268 они возвращались с отдыха домой. Фотографии были сделаны менее чем за час до катастрофы. На борту было 224 человека. С помощью специальной интернет-программы можно отследить последний маршрут разбившегося лайнера. Вот он стартует из Шарм-эль-Шейха и следует привычной траекторией. Разворот на курортными поселками и дальше вдоль побережья над заливом Акаба. Маршрут отработан до автоматизма, та же авиакомпания «Метроджет» делает десятки рейсов по этим популярным туристическим направлениям. Но через 23 минуты после взлета что-то пошло не так.

Андрей Красноперов, летчик-инструктор 1 класса: «В данном случае прошла нештатная ситуация, что экипаж даже не смог доложить дальше».

Вся дальнейшая информация - со слов представителей различных египетских ведомств. По их данным, капитан судна неожиданно запросил экстренной посадки. А потом связь с лайнером пропала. СМИ распространяли слухи, что якобы пилоты связались с Кипрскими и даже Турецкими диспетчерами, но потом все это было опровергнуто - за Синайский полуостров самолет не вылетел. Расследованием ЧП сразу же занялась комиссия, которую возглавил лично премьер-министр Египта.

Шериф Исмаил, премьер-министр Египта: «Сейчас идет поисково-спасательная операция на месте крушения, мы готовы начать расследование возможных причин катастрофы.

Долгое время все надеялись, что пассажиры могли уцелеть, просто к ним тяжело добраться. Связь с лайнером пропала где-то над центром  Синайского полуострова. Там - холмистая пустыня, где толком никто и не живет, до ближайшего города минимум сто километров. По сообщениям арабских СМИ, падающий самолет заметили кочевники - бедуины и сообщили властям. С их слов, лайнер падал уже объятый пламенем и дымом.

В контексте

19.06.2016

ПМЭФ: забег на длинные дистанции

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: «Там из местных жителей проживают бедуинские племена, которые пасут верблюдов, есть несколько оазисов, но они расположены очень далеко друг от друга. Там где упал самолет нет ничего».

В России было создано сразу два оперативных штаба - один в Москве, второй в Петербурге, куда направлялся лайнер. Представители МЧС и Министерства транспорта могли оперировать только официальными данными, а они из синайской пустыни поступали крайне медленно. И еще к середине дня еще вселяли хоть какую-то надежду родственникам. Связь с самолетам потеряна, но ведутся поиски.

Максим Соколов, министр транспорта РФ: «Уже можно говорить о том, что это не происшествие, не инцидент в небе, а произошла катастрофа с нашим авиалайнером и правительственная комиссия начинает уже работу по расследованию причин этой катастрофы».

В отсутствие официальных сообщений, СМИ публиковали непроверенные данные. Так несколько часов всерьез обсуждалась сообщение, будто на месте обнаружены вышившие и якобы даже из-под обломков слышны крики и стоны. Но в 4 часа дня в субботу, через 10 часов после вылета лайнера из Шарм-эль-Шейха премьер-министр Египта выступил с официальным заявлением - не спасся никто.

Шериф Исмаил, премьер-министр Египта: «Шансов обнаружить выживших не осталось. Самолет упал с высоты 9 с половиной километров. На месте крушения мы никого живым не нашли».

Ситуация осложняется тем, что на севере синайского полуострова орудуют различные исламистские группировки. Даже эти первые фотографии  с места катастрофы, были выложены в сеть также, исламистами, которые воюют с официальными египетскими властями. Чтобы на месте можно было работать специалистам и следователям, египетской армии пришлось зачистить и оцепить местность.

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: «Туда стянут столько сил, что террористам будет накладно нападать на армейские регулярные подразделения. До этого, они нападали на блок-посты, на отдельно проезжающие автомобили, а там вы представляете сколько будет войск».

Ситуацией воспользовались представители запрещенной в России группировки Исламское государство. Они заявляют, что сбили российский лайнер. Кроме того в сети появились несколько якобы подтверждающих это видео - явная подделка - например - это падение Боинга под Кабулом в 2013 году. Другие ролики - грубый монтаж, снять на телефон самолет, летящий на высоте 10 километров - невозможно. Равно как и сбить теми средствами, которыми обладают группировки на Синае. Но исламские пропагандисты идут на любые ухищрения ради собственного пиара.

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: «Взять на себя ответственность может кто угодно за что угодно. К тому же исламским радикалам, Исламскому государству выгодно взять на себя ответственность, что они свершили и этот теракт тоже».

Российский следственный комитет уже возбудил два уголовных дела по факту крушения. Изымаются документы, которые могут пролить свет на обстоятельства. Приоритетных версий две - отказ техники или ошибка экипажа. Впрочем, вина летчиков - пока наименее вероятная из причин - полет шел стандартно, лайнер набрал нужную высоту. Обычно, по ошибке экипажа аварии происходят или на взлете или при посадке. Тут за штурвалом были опытные пилоты.

Юрий Сытник, заслуженный пилот РФ: «Я просто по информации зная что командир налетал более 3 тысяч на этом типе и его налет в общем составляет 12 тысяч. Это говорит о том, что это был очень зрелый пилот, очень грамотный командир. У меня нет сомнений к экипажам».

Пока больше всего вопросов к техническому состоянию самого лайнера. Известно, что ему 18 с половиной лет. Это не критичный для пассажирского самолета, вопрос только в том – кто и как его эксплуатировал. До Российской авиакомпании он успел сменить еще 4-рых владельцев. Во время чартерных перелетов лайнер загружали по полной. Сейчас туристы вспоминают, что самолет часто ломался. Это видео снятое во время взлета лайнера этой же компании, слышно как натужно гудят двигатели...

Екатерина Королева: «10 октября 2015 года у нас задержали рейс с часу дня до 18:30 потому что нам сказали, что поломка, в самолете отвалилось колесо, что сейчас его поменяют и все будет нормально, мы полетим».

Еще такая деталь, в 2011 году другой борт Когалымаива - загорелся в аэропорту Сургута. Тогда погибли 3 человека. Впрочем, в компании перевозчике, все обвинения отрицают, они говорят, что как раз после того случая в Сургуте - полностью обновили авиапарк, закупили другие самолеты. А компания на всякий случай сменила имя на "Метроджет". Там сейчас уверяют - упавший лайнер был исправным. Он прошел все необходимые тесты и последний раз его проверили перед вылетом российские техники.

Оксана Головина, председатель холдинга TH&C: «Самолет полностью исправен, сертификат летной годности у него обновлен в 2015 году ирландскими властями, так как самолет с ирландской регистрацией. С точки зрения технической самолет полностью, стопроцентно, летногоден. Иначе бы он не взлетел в воздух, иначе бы у него не было возможности летать».

Однако, как нам удалось узнать, разбившейся лайнер в этом году уже попадал в аварию, в результате жесткой посадки он зацепил хвостом полосу аэродрома и его месяц держали в ангаре, проверяя все детали. Эксперты полагают, что после удара могли остаться скрытые повреждения, которые и могли сказаться во время рокового полета.

Андрей Красноперов, летчик-инструктор 1 класса: «Сказали, что его целый месяц диагностировали специалисты, разбирали, собирали, каждый узел проверяли, но поверьте даже при грубой посадке понять, что произошло смещение металла это нужно просвечивать весь самолет».

О причинах крушения могут рассказать записи черных ящиков. Оба бортовых самописца нашли и уже доставили на расшифровку в Каир. Расследование будут вести российские и египетские специалисты. На месте крушения уже побывал премьер-министр Египта, в Каир вылетел глава российского МЧС, следователи и авиационные специалисты.

Сергей Кирпиченко, посол РФ в Египте: «С момента этого трагического происшествия наши страны действуют в тесном контакте. Президент и правительство Египта выразили соболезнования в этой связи».

Соболезнования России выразили главы практически всех стран мира, Франции, США, Германии, руководство Евросоюза. К российскому посольству в Киеве несли цветы. На упавшем рейсе было 4 украинца и 1 гражданин Белоруссии. Все остальные - туристы из России. В основном жители Петербурга и Ленинградской области. В аэропорту Пулково на какой то момент смешались встречающие и провожающие - у соседних стоек были те, кто купил путевки в Египет и сегодня должны были вылететь в Шарм-эль-Шейхе.

Турист: «Мы до сих пор стоим, боимся, не можем еще решиться подойти к стойке регистрации. До сих пор у нас остается сомнение лететь или не лететь».

Для Петербурга крушение лайнера - не просто трагедия - болезненный рецидив. В 2004 году потерпел крушение другой самолет, который так же возвращался с курорта - из Анапы. Поэтому в субботу до последнего люди не верили, что несчастье может снова повториться в городе на Неве. Встречающие сколько могли стояли в аэропорту, надеясь дождаться.

Корреспондент: «Кто у вас там летит?»

Родственник погибшего: «Мама с бабушкой».

Корреспондент: «А у вас кто летит?»

Родственник погибшего: «Жена».

Как только стало понятно, что шансов на спасение не осталось, встречающих на автобусах увезли в ближайший отель, там был организован оперативный штаб. С ними начали работать психологи МЧС, родственникам погибших потребовалась реанимация.

Елена Плотникова, начальник Северо-западного филиала Центра экстренной психологической помощи МЧС России: «Работают 23 психолога МЧС России и привлечены 20 психологов от города, от Минздрава, от Министерства образования в помощь».

Это сама крупная авиакатастрофа в истории России. Акции памяти прошли во многих городах страны и за рубежом. Москва, Хабаровск, Севастополь, Донецк, Новгород, повсюду цветы, свечи и белые шары, которые отпускали в небо. Людей никто не собирал на площадях, они приходили сами ведь это большое горе - большой страны.  В разбившемся лайнере были жители 17-ти регионов.

Арина Клыкова: «То, что произошло, это для Новгорода, для каждого есть потеря. Это просто не описать, и со Старой Русы погибли, и с Шимска погибли, и с Новгорода. Тем более дети погибли за что?»

Но большего всего траурных свечей зажгли в Петербурге. Здесь беда пришла едва ли не в каждый район. В этом дворе погибли сразу две семьи. С детьми.

Алексей: «Очень трудно сдержать все это. Погибли люди, которые здесь, в этом дворе гуляли вместе с нами».

Горе сблизило ранее незнакомых людей. Те, кто прилетает в Петербург, уже теперь на опознание, начали обмениваться историями, выяснились случаи чудесного спасения: одна девушка опоздала на рейс, кто-то вылетел раньше.

Турист: «Мы хотели этим рейсом лететь с мужем. Потом решили, что мы летим слишком долго отдыхать и мы решили лететь 24»

Их просят заполнить формуляры, описать родственников и друзей для опознания. А они в растерянности, начинают листать, листать последние фотографии - те самые, сделанные на отдыхе. И рассказывают истории. 

Александр Копылов из Пскова полетел в Египет с женой Еленой отмечать её день рождения. Студент -  Евгений Явсин, как рассказали друзья - в Египте собирался сделать своей девушке Саше Черновой - предложение во время романтического путешествия. Семья Шеиных - отмечала 10-летие совместной жизни. С собой на отдых захватили племянников. Пятеро погибших в одной семье.

Татьяна Громова и ее муж Алексей очень хотели показать море маленькой дочке Дарине. Как раз во время отпуска в Шарме ей исполнилось 10 месяцев. На борту погибшего лайнера были 25 детей.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ