Диагноз – «Коррупция»

08.11.2015

На этой неделе Петербург принимал участников конвенции ООН. Наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН беседовал с участниками форума, вспоминал громкие дела последних месяцев и пытался понять, почему на деле коллеги из других стран не спешат объединять усилия в борьбе с этим злом.

Столица Крыма, Симферополь. Улица Карла Маркса. Мы ищем дом 14, дробь 9.

Местный житель: «Таких подробностей мы не знаем».

Местный житель: «Понятия не имею».

Местный житель: «Может быть, вот этот, что сгорел?»

Странно, по бумагам помещение по этому адресу стоит 72 миллиона рублей, должно быть немаленьким. Его купил ростовский банк "Донинвест". С трудом находим нужный адрес. Судя по обстановке, покупатель явно переплатил.

По версии следствия, руководители банка не просто расщедрились, а таким образом попытались вывести деньги, перед тем как лишились лицензии. Вот другой адрес - город Ростов-на-Дону, корпуса завода "Красный Аксай". Этому предприятию "Донинвест" выделил 57 миллионов рублей, а потом и вовсе переписал кредит на третью фирму. Сейчас во всех схемах разбираются правоохранительные органы и юристы.

Корреспондент: «Банк "Донинвест" здесь находится?»

Сотрудник банка: «Да».

Корреспондент: «А можно кого-то из руководителей увидеть?»

Сотрудник банка: «Нет. Банк не работает. Банк банкрот».

Подозревается незаконный вывод активов на 1 миллиард рублей, но пока именно сделка с домиком в Крыму и кредит разрушенному заводу - подтверждённые эпизоды уголовного дела о мошенничестве в особо крупных размерах. У банка отобрали лицензию, в помещениях прошли обыски.

Леонид Шафиров (Ростов), генеральный директор центра финансового консультирования: «Донинвест» был уполномоченным банком, так же, как и «Ростовсоцбанк», обслуживал счета областной администрации с 1993 года. На самом деле он был близок к областному правительству».

В контексте

31.01.2016

Оставить вора без штанов

«Донинвест» - один из старейших в России (основан в 1991 году) и крупнейших региональных банков. Его первый хозяин, Михаил Парамонов, в Ростовской области владел несколькими заводами, вот этим, например, гостиницами, судоходными компаниями. Но самый амбициозный проект - автосборочное предприятие ТАГАЗ. В 2008 году, он выпускал 100 000 легковых автомобилей.

Но на ТАГАзе «Донинвест» и погорел. В 2009 продажи автомобилей упали в 5 раз, на заводе начались сокращения, на банке повисли многомиллиардные долги. Последние три года «Донинвест» несколько раз менял собственников, в числе акционеров даже засветился продюсер, солист группы «Ласковый Май» и бывший депутат Думы Андрей Разин. Он много говорил о планах по спасению «Донинвеста», открыл одним из первых офис в Крыму

Андрей Разин, продюсер, бизнесмен: «Он лучше, потому что здесь среда другая, и предпринимательство другое, и цены другие. В Крыму намного легче и лучше, он более доступный будет по ценам и многие десятилетия».

Но громкое имя акционера банк не спасло. Владельцы и менеджмент продолжали меняться, как в калейдоскопе, а сделки начали вызывать все больше вопросов, причем не только со стороны коллег, которые видели, как рушится один из финансовых столпов Ростовской области.

Владимир Герасименко, председатель правления ПАО "Донкомбанк": «Попытка перепродажи, попытка прихода других собственников, которые, скорее всего, подтолкнули менеджмент к противозаконным операциям».

Во время финансовой агонии «Донинвеста», по версии следствия, в банк пришел новый хозяин, Александр Григорьев. Но не для того, чтобы спасти, а чтобы выжать все что можно, пока у банка были счета, сотрудники и самое главное - лицензия. До этого, Григорьев уже опустошил банки "Западный" и "Русский Земельный банк". Их также лишили лицензии за денежные махинации и вывод активов.

Семён Новопрудский, заместитель главного редактора информационного портала о банковской сфере: «Мы звоним ему, пытаемся узнать, достаем телефон. Он, оказывается, за пределами России. Мы спрашиваем: «У вашего банка проблемы?» Он нам, смеясь говорит: «У какого из них?» Человек достаточно иронично относился к своему банковскому бизнесу и прекрасно знал, что проблемы вскроются».

Проблемные банки Григорьев, по версии следствия, использовал как "прачечные", отмывал деньги. Частично - для клиентов в России, но в основном для вывода за рубеж. За последние годы правоохранительные органы вскрыли несколько подобных контор, считалось, что самая крупная была под крылом "Мастер-Банка", ущерб тогда составила 200 миллиардов рублей. Но группа Григорьева перекрыла этот антирекорд с размахом.

Елена Алексеева, официальный представитель МВД России: «За три года, начиная с 2011 года, задержанным и его сообщниками было выведено за рубеж порядка 50 миллиардов долларов. Вывод денежных средств в основном происходил через так называемую молдавскую схему».

Схема молдавская, но в принципе реализуется в любой стране с мягкими судебными нравами. И вот почему. Фирма «А» дает «по бумагам» в долг фирме «Б». Обе, как правило, английские, но со счетами в одном из молдавских банков. Сумма займа большая, потому были поручители, в данном случае – один гражданин Молдавии и одна российская фирма. Потом должник "Б" заявлял, что платить ему нечем, и фирма «А» подавала в суд – молдавский - на него и на поручителей. Один из них оказывался нищим крестьянином из глухой деревни. Зато поручитель из России, всегда без споров платил. Все, деньги чистыми, по официальному судебному решению уходили к искомой фирме «А». Схема работала, пока оборот прогоняемых сумм не превысил бюджет самой Молдавии, и на это уже нельзя было закрывать глаза. Подозрения у Кишенёва вызвали "совпадения" - все счета, через которые качали деньги, были в одном и том же «Молдинкомбанке», а дела многочисленных должников рассматривали одни и те же судьи. Вот кстати, один из них. Сейчас в отставке. Говорит, что интересам Молдавии ущерба не нанес, деньги-то российские.

Семён Новопрудский, заместитель главного редактора информационного портала о банковской сфере: «Они делали гарантами простых молдавских людей по этим кредитам, которые не могли с этими миллионами встречаться. Там не обошлось без подкупов судей».

Скандал с отмыванием денег вызвал волну протестов, правительство ушло в отставку. Тем более что вскоре вскрылась еще одна, похожая афера - из самой Молдавии, со счетов трех банков вывели миллиард долларов. Под подозрение попал бывший премьер-министр страны Влад Филат. Он лоббировал кредиты на сборку автомобилей и сельхозтехники для предприятия своих родственников. Автозавод прогорел, за ним банки. Все как в Ростове. Вернуть выведенные суммы хотят и в Молдавии, и в России. Но шансов на это практически нет. Деньги уже давно перекочевали в третьи страны, осели на счетах в Великобритании, Швейцарии и островных оффшорах. Возврату активов может способствовать межгосударственное сотрудничество, об этом много говорили на этой неделе в Петербурге, на конференции ООН против коррупции.

Сергей Иванов, руководитель администрации президента РФ: «Одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства, является коррупция. Только объединив усилия, мы сможем эффективно противостоять этой общей для наших стран угрозе».

О молдавской схеме Григорьева мы попытались поговорить напрямую с представителями заинтересованных стран, но делегата от Кишенёва было не сыскать, а швейцарцы отказали в интервью, сославшись на занятость. Представители от Великобритании - просто сбежали.

Виталий Воронин, корреспондент: «Как вы прокомментируете результаты конференции? Давайте поговорим про возврат активов?»

Владимир Тарабрин, посол по особым поручениям МИД РФ по вопросам международного антикоррупционного сотрудничества: «Великобритания - одна из стран, с которыми есть проблемы».

Отказ от сотрудничества объясняется просто - большинству стран не важно, какие деньги приходят в их экономику и откуда. Тем более что к лидерам Евросоюза, таким как Британия, средства поступают из прачечных, например, той же Молдавии, уже формально чистыми.

Семён Новопрудский, заместитель главного редактора информационного портала о банковской сфере: «Естественно, они всегда могут предъявить, даже если они будут инвестировать, вот у нас эти деньги получены в счет долга по исполнительному листу, есть решение суда страны».

Борьба с коррупцией в России вышла на новый уровень. То, что конференция ООН прошла в нашей стране, на самом деле подтверждает признание наших заслуг. Только в этом году в России правоохранительными органами были раскрыты громкие коррупционные дела, по которым под арестом оказались: бывший глава службы исполнения наказаний Реймер, губернатор Сахалина Хорошавин. В Республике Коми и вовсе под следствием вся властная вертикаль от главы республики до мэра Сыктывкара. Параллельно, пусть эта работа не так заметна, идет очистка банковского сектора. С начала года Центробанк отозвал лицензии у 85 учреждений.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета: «Надо понимать, что была труба, вот такая труба, пролетало все. Теперь благодаря действиям ЦБ эта труба сжалась».

Главная проблема в борьбе с махинациями в банковском секторе - судьбы вкладчиков. Нередко финансовые учреждения, попав под подозрение в махинациях, сознательно увеличивают число клиентов, чтобы потом сложнее было отбирать у них лицензию. Тот же банк "Западный", где орудовал Александр Григорьев, выплачивал проценты вперед. Когда его закрыли, один из вкладчиков, Александр Вдовин, в Белгороде даже захватил заложников, требуя вернуть деньги. К счастью, обошлось без жертв.

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета: «Почему мы все банки не закроем? Банки как живой щит используют вкладчиков. Выбивают из схемы самых опасных».

В двери "Донинвеста", хоть у банка почти год нет лицензии, все еще стучатся люди, потерявшие деньги. На счетах разорённого аферистами банка у Нины Васильевны была зарплата за полгода.

Нина Долгополова: «Здесь вообще никого невозможно найти. Куда теперь этот исполнительный лист?»

Общая сумма менее 100 тысяч рублей. Капля - в потоке выведенных из банка средств. Её деньги, скорее всего, сейчас покоятся на счетах какого-нибудь британского оффшора, или лежат в сейфах очередной отмывочной конторы. Ведь "Донивест" был лишь одной из транзитных точек коррупционной схемы. На этой неделе в Москве оперативники накрыли очередную финансовую прачечную. Видно, что тут готовились к рейду оперативников - двери замурованы. Пока их ломали, сотрудники успели уничтожить максимум улик. Сейчас проверяется, как связана эта точка с молдавской схемой.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ