Страшная ночь в Париже

15.11.2015

Париж накануне выходных. Футбол. Театр. Кафе. Друзья. Вечерние огни красивых улиц. Более безмятежного времени для этого огромного города не представить. Но один час пятницы уничтожил всё. Всё было разорвано взрывами, стрельбой, кровью, паникой.

Потом скажут, что такого теракта город еще не знал. Но статистика здесь бессмысленна, потому что удар был не только по Франции.

Крик террористов в театре был адресован всем: вы ответите за Сирию!

Во Франции объявлен трехдневный траур. Чрезвычайное положение. Комендантский час. На ногах уже двое суток вся полиция, спецслужбы, армия.

Почему город подвергся такой атаке, кто и где планировал этот многоходовый теракт, кем были эти молодые, не прячущие лиц люди с автоматами в руках - теперь этот клубок будет распутывать следствие. А еще отвечать на трудный вопрос: почему Париж снова оказался не готов?

Но это будет потом.

А пока миллионам обычных людей очень не хочется об этом думать, потому что увиденное и пережитое этой ночью не отпускает.

Конец недели, Париж отдыхал. Кто где. Одни в многочисленных кафе и бразери, другие - на концерте калифорнийской группы иронично называющей себя Eagles Of Death Metal - то есть Орлы смертельного металла. Кто-то этим же вечером срывал голос на футбольном матче - товарищеском, но всё-таки принципиальном. Германия-Франция. На VIP-трибуне - сам Франсуа Олланд и глава немецкой дипломатии Франк-Вальтер Штайнмайер. И для Олланда, и для его страны - это была пятница просто 13 число, за считанные секунды ставшая "11 сентября" - или, если быть уж совсем честным, Норд-Остом по-французски. Сначала смертники атаковали стадион - прямо во время матча прогремело два взрыва, которым фанаты напрасно так обрадовались. Это были не файеры и не петарды - килограммы взрывчатки. А в самом сердце Парижа - в 10 и 11 округах, неподалеку от символа свободы Франции - площади Републик начали раздаваться автоматные очереди. В театре Батаклан зазвучал уже совсем другой металл. По-настоящему смертельный.

Свидетель: «Я был в первом ряду, когда все это началось. Я подумал, что это петарды, такая плохая шутка, но потом я увидел бегущих людей. Кто-то кричал: «Аллах Акбар - Это вам за Сирию!» И потом я упал, все попадали, как домино. Все пытались как-то защититься». 

В контексте

23.04.2017

Выбирали безопасную жизнь или сытую?

Без разбора в тот же миг, смертники открыли огонь и по двум ближайшим кафе. "Счастливые часы" для десятков посетителей тут же превратились в чудовищную трагедию. 

Свидетель: «Я смотрел тот самый футбольный матч. Вдруг и здесь послышались выстрелы, полтора десятка убитых, здесь вся земля была покрыта телами».

Спортивную арену "Стад де Франс" в панике эвакуируют. В центре Парижа продолжаются перестрелки. А в притихшем концертном зале - террористы всех кто там находится без всякого намека на переговоры, начинают поочередно их казнить. 

Свидетель: «Мы легли на пол. Паника, крики, а они стреляли и стреляли. Их было двое, они были одеты в гражданское, на них не было масок!»

Остановить и ликвидировать боевиков удалось только в результате не менее кровопролитного штурма. Заложников и пострадавших эвакуировали по этой стороне. Здесь разбросана чья-то одежда, обувь, повсюду медицинский мусор. Реанимацию проводили прямо на ходу. А здесь, где сейчас зажигают свечи и возлагают цветы - очень много крови.

Житель Парижа: «Дай я тебя обниму. Это не спектакль, мне очень грустно».

Менее чем через сутки - опознаны тела двух смертников у стадиона - это граждане Сирии и Египта. Один из них мог проникнуть во Францию хорошо известным путём, вместе с беженцами. Более того, обнаружена связь боевиков с выходцами из иммигрантского района Брюсселя. В бельгийской столице тоже проходят обыски и задержание. Личность еще одного боевика, атаковавшего театр Батаклан, и вовсе ставит спецслужбы страны в неудобное положение. Ведь убийцей оказался француз, за которым долгое время вели наблюдение

по всей видимости, успешно завербованный группировкой "Исламское государство". Представители именно этой, запрещенной в России группировки, сразу же взяли на себя ответственность за серию кровожадных террористических атак на Париж. Объявив таким образом войну всей Пятой Республике. А, значит, и всему миру заявляет Олланд.

Франсуа Олланд, президент Франции: «Теракты в Париже и у стадиона "Стад де Франс" это акт войны. Он был совершен террористической армией - организацией "Исламское государство" против всей Франции. Эти военные действия были подготовлены, организованы и спланирован извне, но с участием внутренних сообщников, которых должно выявить следствие».

Впервые со времен алжирской кампании, то есть более, чем за полвека, во Франции вводится чрезвычайное положение. Закрыты некоторые станции метро, ограничивается движение транспорта, людям рекомендуется не покидать свои дома. Дополнительный контроль на границах, военные заступают на охрану крупнейших стратегических объектов. В стране объявляется армейская операция. Франция пересматривает свою доктрину безопасности. Страна при этом погружается в трехдневный общенациональный траур, который, конечно, не оставляет равнодушными ни парижан, ни жителей других городов. Но вскоре людям могут вообще запретить появляться на улицах.

Бернар Казнёв, министр внутренних дел Франции: «Я передал всем префектурам распоряжение, что они могут вводить комендантский час в случае, если существует угроза общественному порядку. Также правоохранители на местном уровне смогут создавать "зоны особой защиты" в публичных местах».

Во французском обществе царит страх, негодование и тотальный раскол. Что на этот раз скажет "Шарли Эбдо", как посмеётся теперь над своей страной. Или, может, пришло время выходить с полностью черной обложкой.  

Местный житель: «Терроризм это всегда мусульмане».

Приезжий: «Это политики. Политики во всем виноваты».

Местный житель: «Нет, политика Франции должна быть только для французов».

Приезжий: «Да о чем вы говорите».

Местный житель: «Португальцы, тунисцы, испанцы, марокканцы - все хороши и у всех могут быть проблемы. Может и французы виноваты!»

Но в то же время как будто бы никто не хочет войны: после частичного снятия оцепления известный уличный музыкант исполнил перед зданием театра, где удерживались заложники самую пацифистскую песню Джона Ленона. А новым символом атакованного государства стала превращенная одним художником в символичный пацифик, знак "против войны". В другой части города - очереди в пунктах переливания этой самой крови. И в морги. Более 300 трехсот пострадавших, многие из которых - по-прежнему в крайне тяжелом состоянии. Список погибших растет из-за этого ежечасно. Не смотря на все предостережения и меры защиты - французскую нацию так просто, оказалось прижать к стенке и фактически расстрелять. О случившемся в этом кафе еще долго будут напоминать отверстия от пуль. Точно, раны не только на Франции, но и на всей Европе. А уже через несколько часов вдали от городов, но всё в той же Франции сходит с пути и опрокидывается в воду скоростной поезд. Пятеро погибших, десятки раненых. И хотя официально это ЧП - на железной дороге - связывают с превышением скорости и сбоем техники,  никто не может сказать на сто процентов - стало ли это случайной трагедией или всё-таки кто-то помог пустить состав под откос. Ведь до сих пор террористы не придумывали "ничего нового": они просто "соединяют самолёты и башни", взрывные устройства и стадионы, огнестрельное оружие и оживленные улицы городов.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ