Непрерывная работа

06.12.2015

Но вернемся в Кремль - к посланию президента. Мы уже говорили об ожиданиях, что значительная часть послания будет посвящена позиции России в мировой политике.

Однако большая его часть, напротив, была о нас с вами, о проблемах внутренней жизни.

И это справедливо. Потому что как бы мы сейчас ни были включены в подробности сложных международных отношений, мы все-таки каждый день проживаем свою жизнь. А она состоит из экономики, медицины, работы, вопросов образования.

Я всегда советую обратиться к первоисточнику - прочитать текст послания, найти в нем то, что важно именно вам. Наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ тоже слушал послание президента в Кремле и выделил основные его тезисы.

Ту часть Послания, в которой Президент говорил о приоритетах  во внутренней политике, все, кто был в зале заранее назвали самой ожидаемой. Потому что всё в нашей жизни связано – пока ВКС России в Сирии наносят мощные удары по террористам, по нам самим пусть и не так сильно, как раньше, но до сих пор бьют мировые цены не нефть. И этот кризис нужно преодолеть.  Президент как раз и дал оценку экономической обстановки в стране.

В контексте

04.03.2018

Президент выступил с Посланием Федеральному Собранию

Владимир Путин, Президент РФ: «Ситуация действительно сложная, но – говорил уже об этом, хочу повторить – не критичная. Уже сегодня мы видим позитивные тенденции. Промышленное производство и курс национальной валюты в целом стабилизировались, наметилось снижение инфляции, по сравнению с 2014 годом мы фиксируем существенное сокращение оттока капитала. Но это не значит, что надо успокоиться и ждать, что теперь всё чудесным образом изменится, или просто ждать, когда повысятся цены на нефть».

О том, что неплохо бы начать поставлять за рубеж что-то еще, кроме бочек с нефтью, говорили и раньше, но теперь, как следует из президентского послания, это вопрос экономического выживания. Поэтому государство собирается потратить на поддержку несырьевого экспорта беспрецедентные суммы. В идеале должно получиться что-то наподобие этого: высокотехнологичное, дешевое, отечественное.

Представитель компании: «Вот такой перфоратор дешевле на 50%, чем аналог импортный».

С первого раза поверить трудно, но придется: строительные инструменты российского производства относительно недавно стали продаваться в странах Евросоюза, в том числе в Италии и Испании. То есть где-нибудь в Мадриде сейчас работает бригада ремонтников, например, вот с таким отечественным шуруповертом. Производят все на заводе внутри особой экономической зоны «Алабуга» под Казанью. Цеха больше похожи на космическую станцию: все белое, стерильное, людей немного - большую часть операций выполняют роботы. В итоге в Европу идет наше оборудование, к нам – валютная выручка. Тут многое удачно сошлось: талантливая команда инженеров смогла освоить сложные западные технологии, а чиновники из профильных ведомств в нужный момент проявили расторопность и помогли с госкредитом. Теперь удачный пример осталось размножить.

Владимир Путин, Президент РФ: «Для содействия тем, кто готов к такой работе, создан Российский экспортный центр. Кроме того, предлагаю сделать рост объёмов несырьевого экспорта одним из ключевых показателей деятельности отраслевых ведомств, да и Правительства в целом».

Кстати, еще одной прибыльной статьей экспорта, помимо продажи нефти и газа, вполне может стать сельское хозяйство. Цифры, которые президент озвучил во время послания, кому-то могли показаться неожиданными, но только не тем, кто последние полтора года, после того, как было введено продуктовое эмбарго и взят курс на импортозамещение, в прямом смысле слова  пахал в полях.

Владимир Путин, Президент РФ: «В прошлом году российский экспорт сельхозпродукции составил почти 20 миллиардов долларов. Это на четверть больше, чем выручка от продажи вооружений, или около трети доходов от экспорта газа. И такой рывок наше сельское хозяйство совершило за короткий, но плодотворный период. Большое спасибо селянам».

Это действительно большой успех, еще и потому, что на наших глазах рвется шаблон, с которым мы все почему-то свыклись: будто русские умеют только качать нефть и штамповать танки. Другой вопрос, почему успехи в сельском хозяйстве не всегда отражаются на ценниках в супермаркетах. Ситуация абсурдная: некоторым, особенно крупным сетевым магазинам, порой выгоднее покупать более дорогой картофель из-за рубежа, чем под боком, у отечественного фермера. Все потому что до недавнего времени, в стране не было чего-то подобного.

Евгений Болтянский, заместитель генерального директора Агропромышленного парка: «Мы с вам находимся у макета рабочей версии АПП «Ставрополье».

На Ставрополье недавно был построен целый новый город, состоящий из овощехранилищ и цехов для сортировки сельхозпродукции. Это и есть то самое недостающее звено в отечественной продовольственной цепочке. У местных фермеров теперь не болит голова, куда разом сдать весь урожай, у магазинов – где взять продукты в больших объемах, и чтобы с расфасовкой по пакетикам и доставкой до двери. И здесь, к слову, тоже не обошлось без финансовой помощи государства.

Евгений Болтянский, заместитель генерального директора Агропромышленного парка: «Нам нужно научиться выращивать конкурентоспособную продукцию. Сложно это (конкурировать), из-за продукции, которая поступает к нам из Западных стран. Но наша продукция, она ничуть не уступает. Нужно действительно вводить ее на рынок».

Не проблема вырастить томаты такие же вкусные, как турецкие. Проблема, как быстро и недорого организовать их поставку в магазины. Иными словами, чтобы отказаться от экспорта продуктов, нужно поддерживать не только производителей, но и перевозчиков. Только так можно достичь озвученной в президентском послании цели: к 2020 году перейти на полную продовольственную независимость.

Владимир Путин, Президент РФ: «Мы не только можем сами себя накормить с учётом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт».

В мире, где даже те, кого мы считали друзьями, могут ударить в спину, важно ни от кого не зависеть и уметь все делать самим. Все – и здесь без шуток – вплоть до махровых полотенец. Поставки текстильных изделий из Турции, которые занимают львиную долю отечественной рынка, пока еще не под запретом. Но даже, если санкции придется расширить, по крайней мере, в этой отрасли это будет для нас безболезненно. В том числе благодаря одному из самых современных заводов в Барнауле.

Альберт Лунев, учредитель фабрики махровых изделий: «Для нас, если их (Турции) не будет на рынке, это будет подарком. Мы имеем огромный запас технологических мощностей. Мы можем в 2-3 раза увеличить производство».

Другое дело, и об этом президент тоже говорил в послании, не должно быть так, как в Советском Союзе, где свои полотенца тоже были, только жесткие и недолговечные. Под вывеской «импортозамещения», на которое государство, к слову выделяет немалые деньги, должны быть действительно стоящие товары и услуги.

Владимир Путин, Президент РФ: «Ни у кого не должно быть иллюзий, что, прикрываясь импортозамещением, можно подсунуть государству и гражданам суррогаты или залежалый, да ещё втридорога товар. России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоёвывать мировые рынки».

Еще важна финансовая независимость. А у нас большая часть капиталов, принадлежащих российским бизнесменам, по-прежнему оседает заграницей в офшорных зонах. Но еще в 2013ом году история с Кипром показала, что и в Европейских банках держать деньги не всегда надежно. К тому же там, в офшорах, заработанные в России капиталы, не приносят отечественному бюджету никой пользы: налоги с них не платятся. И над решением этой проблемы  в России бьются уже давно.

Константин Рожков (корреспондент): «А вы думаете, наши бизнесмены действительно могут свои капиталы из тени вывести? Это вообще реально?»

Ярослав Нилов, депутат Госдумы РФ: «Я думаю, этому процессу нужно дать яркий ход. Показать, что государство заинтересовано. И продемонстрировать полную гарантию того, что никто не будет преследоваться».

В прошлогоднем послании президент предложил объявить полную амнистию капиталов. Шаг для государства беспрецедентный. Иными словами бизнесменам сказали: вы несете деньги в Россию, а мы не спрашиваем, как вы их заработали. Но только один раз. Правда, соответствующий закон приняли только спустя полгода и в нынешнем виде он далеко не всех устроил.

Владимир Путин, Президент РФ: «Я слежу и за дискуссиями, которые идут сейчас в обществе по этому поводу. Говорят, то, что мы сделали, и те решения, которые приняли, немножко получше, чем аналогичные решения прошлых лет, но этого точно недостаточно и сегодня. Прошу Правительство провести консультации, дополнительные консультации с деловым сообществом, с Верховным Судом, с правоохранительными органами и в короткие сроки внести соответствующие коррективы, а саму амнистию предлагаю продлить ещё на полгода».

Тема доверия между бизнесом и властью для России больная и не случайно президент остановился на ней так подробно. Еще в своем прошлогоднем послании он объявил о так называемых надзорных каникулах для малых и средних предприятий сроком на 3 года. Чтобы тех, кто только создал свой бизнес не мучали постоянными проверками, которые, к слову, часто лишь разновидность поборов. Но, как выразился Владимир Путин, если в одном месте контрольные функции сокращают, они почему-то вырастают в другом.

Владимир Путин, Президент РФ: «Целая армия контролёров по‑прежнему мешает работать добросовестному бизнесу. Это не значит, что контролировать не нужно. Конечно, надо контролировать. Но я прошу Правительственную комиссию по административной реформе совместно с деловыми объединениями представить до 1 июля 2016 года конкретные предложения по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов».

В условиях, когда растет напряженность на внешних фронтах, чиновничий произвол и коррупция в органах власти – это тоже самый настоящий «удар в спину». Не случайно за этот год мы увидели сразу 2 громких ареста: сначала губернатора Сахалина Александр Хорошавина, а потом и главы Республики Коми – Вячеслава Гейзера. Найденные в их домах сокровища, вроде дорогих часов или ручек с бриллиантами, - это сотни миллионов рублей, которые из-за взяток недополучила отечественная экономика, то есть в том или ином виде каждый из нас. Что любопытно, в обоих историях существенную роль сыграли региональные отделения Общероссийского Народного Фронта, который сегодня становится авангардом борьбы с коррупцией.

Александр Бречалов, секретарь Общественной палаты РФ, сопредседатель центрального штаба ОНФ: «Дорогие автомобили как покупали, так и покупают. Деньги госбюджета лежат на счетах в банках и неэффективно расходуются. Но мне показалось, что президент более решительно в послании акцентировал внимание правоохранительных органов в поддержке нашей работы».

В Послании президент озвучил фактически революционное предложение: поставить на контроль не только отдельно взятых чиновников. Ведь, зачастую получалось так, как у бывших губернаторов Хорошавина и Гейзера, когда весь нечестно нажитый бизнес был записан на родственников: жену или детей.

Владимир Путин, Президент РФ: «Теперь раскрытию будет подлежать и информация о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц. Ситуация, в которой есть признаки личной заинтересованности, конфликта интересов, мгновенно попадёт в зону повышенного внимания контролирующих и правоохранительных органов».

Важнее борьбы с коррупцией и создания независимой экономики, сейчас могут быть только вложения в главный ресурс нашей страны – в людей. По мнению президента, в последние годы было много сделано: средняя продолжительность жизни выросла до 71 года. В 10-ки раз увеличилось количество бесплатных операций, которые стали делать в наших больницах на самом современном оборудовании. Российские женщины стали больше  рожать. Очереди в детские сады, это, конечно, беда, но куда страшнее было в 90ых, когда дошкольные учреждения  пустовали. Если в стране не будет критической массы молодых, сильных, здоровых людей, экономический рывок просто некому будет совершать.

Владимир Путин, Президент РФ: «Понимаем, насколько это сложно для бюджета, это большие, серьёзные средства. И мы говорили раньше, что мы должны будем посчитать, сможем ли мы, как говорят финансисты, это вынести, сможем ли мы это всё надёжно гарантировать и оплатить. Можем, несмотря ни на какие проблемы. Считаю необходимым продлить программу материнского капитала ещё как минимум на два года».

Еще одна важная тема, которую президент затронул в Послании – создание точек роста за пределами Москвы и Петербурга. Современные скоростные поезда, к примеру, должны ходить не только между столицами. Например, в Свердловской области совсем недавно встали на рельсы электрички нового поколения «Ласточки». Пассажиры, которые еще хорошо помнят старые холодные вагоны, где из-за стука колес не было слышно собеседника, за умеренную плату получили уровень комфорта, который раньше был доступен лишь в  «Сапсане».

Сергей Шадрин: «Мне есть с чем сравнивать. Я долгое время катаются из Нижнего Тагила в Екатеринбург. Все поезда, они мимо моей жизни прошли. «Ласточка» очень интересный поезд, видно, что здесь западные технологии применяются».

Собирают поезда здесь же в Свердловской области на совместном с Германией предприятии. Это и есть пример разумного импортозамещения, когда мы покупаем западные технологии, а не готовую продукцию. Вместе с заводом в регион пришли инвестиции, а в местный бюджет – налоги. Стала меняться жизнь на улицах. Так, например, сегодня выглядит город Нижний Тагил. На дорогах даже в ночное время – много света. У местных властей появились деньги не только на освещение, но и на новые детские площадки. Теперь это уже никак не назовешь депрессивной провинцией. Кстати, исторически город получил мощное развитие в 30-40 годы, когда страна совершила колоссальный рывок в промышленном развитии. Тогда, как и теперь, это был вопрос выживания. Либо мы их, либо – они нас. После того, как послание было зачитано, самое важное – то, как поведут себя конкретные исполнители, когда покинут стены Кремля и вернуться к своим рабочим местам. Президент поставил задачи, и обозначил приоритеты и теперь уже от губернаторов, министров, депутатов и сенаторов будет зависеть то, как в конечном счете, все это будет работать.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ