Шанс для Сирии

27.12.2015

Но начнем с Сирии. О том, как стремительно началась эта операция и почему это произошло буквально через два дня после выступления президента России на юбилейной сессии Генассамблеи ООН, мы еще будем сегодня говорить.

Но сегодня мы можем точно сказать, что вступление России в сирийский конфликт стало одним из самых значительных событий года, а, может быть, и столетия.

Появление русских самолетов в небе над Сирией имело особый, отрезвляющий эффект. Проблема терроризма и растущего зла под именем ИГИЛ была окончательно признана проблемой номер один. А еще - наконец-то - многие поняли слова президента Путина про русского медведя, которого не стоит дразнить уж слишком отчаянно.

Западная пресса уже не раз отметила, что русские ведут беспрецедентно открытую военную кампанию: с первого дня операции Генштаб начал публиковать не только подробные информационные сводки, но и видеозаписи проведенных операций. А на сайте Минобороны даже появился специальный раздел на русском и английском языках.

Операция «Возмездие» идет уже 90 дней. Успехи есть. Но Новый год наши военные тоже будут встречать там. Кстати, говорят, что на базу в Латакии уже привезли елку.

Наши коллеги, корреспонденты Пятого канала, работают в Сирии с первых дней операции. И видят не только работу наших летчиков, но и жизнь вокруг - обычных, мирных, сирийцев, ради защиты которых мы туда и вошли. Хотя, конечно, давайте будем и здесь честны: защищаем мы, в первую очередь, себя. Итак, сирийский кризис в истории Игоря МАКСИМЕНКО и Алексея ЗВЕРЕВА.

На улицах Латакии — будничная восточная суета. Шумный базар, хаос на проезжей части, специфический запах кухни. Но почти на каждом углу - блок-пост. Ведь город, по-прежнему, прифронтовой. Война, правда, потихоньку уходит отсюда. Боевиков ан-Нусры, которые рвались в Латакию, удалось отбросить уже километров на 30. Поэтому тут стало намного многолюднее.

В контексте

01.10.2017

Два года назад Россия присоединилась к спецоперации на территории Сирии.

Бассель Аль-Салим, житель Латакии: «Стало лучше конечно. Это поднимается, конечно, настроение у всех людей. Чувство такое, что все улучшается. И все будет лучше. Даст Бог, конечно».

Выпускник ленинградского вуза доктор Бассель очень обрадовался, когда услышал русскую речь. Принял нас за пилотов ВКС, которые служат неподалеку, на аэродроме Хмеймим. Стал благодарить за помощь его народу в борьбе с террористами.

Бассель Аль-Салим, житель Латакии: «Это прекрасная помощь. Без неё я думаю было бы очень тяжело. Потому что я считаю, что весь мир против нас, против сирийского государства».

Русские летчики для сирийцев как настоящие ангелы спасения, сошедшие с небес. С появлением в Латакии наших специалистов жизнь здесь реально изменилась. Прекратились бои в пригородах и ракетные обстрелы. Сирийская армия после долгой окопной войны, начала наступление на ИГИЛ и его союзников. Здесь, на севере республики, радикалов уже выдавили к турецкой границе. Настоящий переворот в сирийской войне произошел практически сразу, как наши истребители, бомбардировщики и штурмовики начали атаковать позиции «игиловцев». Террористы на собственных шкурах узнали, что такое огненный ад.

Сергей Рудской, начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ: «С 30 сентября российской авиационной группой в Сирии выполнено 5240 боевых вылетов, в том числе 145 вылетов самолетов стратегической ракетоносной и дальней бомбардировочной авиации. ВКС России ежедневно наносятся ракетно-бомбовые удары по основным объектам инфраструктуры, опорным пунктам, скоплениям военной техники и живой силы террористов».

А еще наши летчики помогают остановить разграбление страны. Ведь выручка от продажи украденной сирийской нефти - главный источник доходов террористов. Теперь эта «золотая жила» заметно истощилась. На захваченных ИГИЛ территориях самолеты ВКС методично делят нефтяные промыслы на ноль.

Сергей Рудской, начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ: «За последнюю неделю было уничтожено 37 объектов по добыче и переработке нефти, используемых террористами, а также 17 колонн наливников, перевозивших нефтепродукты. Всего, с начала нанесения ударов ВКС России, на территории Сирии уничтожено около двух тысяч таких автоцистерн».

Самый первый крупный успех сирийской армии тоже напрямую связан с ударами нашей авиации. Бывший сержант сирийской армии Баха Мухаммед вспоминает как изменился настрой солдат, когда они увидели российские самолеты в деле.

Баха Мухаммед, житель Алеппо: «Когда русские самолеты стали бомбить ИГИЛ, нашей армии удалось отбить у террористов дорогу Дамаск — Алеппо. У нас в Сирии люди плакали от счастья. Туда, в Алеппо, сразу повезли продовольствие, медикаменты, воду. Там люди от голода уже умирали. У них ничего не было. Бандиты все отобрали».

А еще внутри Сирии начался долгожданный процесс национального примирения. До недавнего времени с ИГИЛ боролись и правительственная войска, и разрозненные отряды оппозиции. При этом, попутно эти силы воевали фактически друг против друга, что, конечно, было только нА руку террористам. Теперь значительная часть патриотически настроенных сил оппозиции свои операции планирует вместе с армией Асада. Причина понятна. Наша авиация вместе с сирийской армией за три месяца сделала больше, чем все противостоящие ИГИЛ силы за три года. Ощутимой помощи от возглавляемой США так называемой международной коалиции так и не дождались. Пресловутая «политическая поддержка» той же оппозиции не смогла заменить поддержки огневой. На западе были больше озабочены свержением существующей власти в Сирии, нежели реальной борьбой с исламскими радикалами.

Баха Мухаммед, житель Алеппо: «Многие в Сирии надеялись на коалицию. Думали, что они помогут нам избавиться от террористов, а между собой мы как-нибудь договоримся. Это все были пустые мечты».

Сирийцы, по большому счету, разобрались, кто есть кто в этой ситуации. Полутона в проявлении чувств исчезли. Тех, кто «за Сирию» - здесь считают защитниками, их искренне любят и не стесняются своих чувств.

Продавец: «Путин — руска!»

Российская государственная символика, совместные фото Владимира Путина и Башара Асада — почти обязательные атрибуты городских улиц. Отношение к нашей стране здесь и раньше было весьма дружелюбным. Сейчас связи стали еще теснее. Объяснение простое: Россия ни на мгновение не отворачивалась от своего попавшего в беду восточного друга. Самый большой в Сирии лагерь беженцев развернут на территории латакийского спортивного центра имени Хафеза Асада. Здесь постоянно проживают около 8 тысяч человек. Большая часть из них — дети. Многие родились здесь и другого дома не знают. Большинство вынужденных переселенцев в Сирии сейчас — так называемые внутренние беженцы. Это люди у которых нет практически ни одно шанса попасть в Европу. Потому что их имущество уничтожено или разграблено террористами. Здесь в Сирии им мало кто помогает. В основном — частные благотворительные организации и правительство. Но есть еще и друзья из России. Регулярно, из нашей страны сюда привозят продукты, медикаменты, теплые вещи и одежду. Несчастные и обездоленные люди это знают. Именно поэтому в каждом лагере беженцев можно увидеть вот такие плакаты — с благодарностью в адрес России.

Ибрагим Хурд Ас-Салем, губернатор провинции Латакия: «Очень многие в мире сейчас называют себя «друзьями Сирии». Много говорят и мало делают. Русские просто привозят этим детям еду и лекарства. И еще много чего. Мы вам очень благодарны, Наши сердца, наши дома открыты для вас».

Слова губернатора Латакии подтверждают и поступки местных жителей. Городской Музей древностей. Он закрыт уже три года, с начала войны. Охранник на входе спрашивает, откуда мы. Узнав, что из России — немедленно открывает ворота. Нам разрешают смотреть что угодно и сколько угодно.

Мустафа, сотрудник музея Латакии: «Здесь мы храним древние предметы из тех городов, которые сейчас в зоне боевых действий. Вывезли, чтобы террористы не захватили и не разрушили. Вы знаете, что они с ними делают? Все видели, что от Пальмиры ничего не осталось».

Вот эти экспонаты - из Угарита, одного из древнейших городов мира. Радикалы расстреливали его из артиллерии и минометов. Тысячелетние скульптуры, гробницы, ритуальные предметы и колонны вывозили под шквальным огнем. После атак российской авиации сирийской армии удалось игиловцев от Угарита отбросить. Но обратно раритеты колыбели цивилизации пока не везут. Ждут полного и окончательного избавления страны от террористов. За мир на сирийской земле молятся и в христианских церквях. Рождественская служба в храме Успения пресвятой Богородицы в Латакии. Сегодня, в который уже раз, звучат молитвы за заступников — воинов России.

Ибрагим,настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Латакии: «Мы снова теперь можем проводить службы. Когда террористы подошли к Латакии, нам пришлось закрыть храм, убрать эти иконы. Теперь нам спокойно. Рядом русские братья-православные».

Прихожан в храме не больше двух десятков. Многие местные христиане, не только православные, но католики, протестанты, копты, вынуждены были бежать из страны от преследований исламских радикалов. США и Европа, очень много рассуждавшие о защите традиционных ценностей в Сирии, в том числе и религиозных, этих людей спасать от ИГИЛ, кажется, и вовсе не собирались.

Нажи Собур, прихожанин церкви Успения Пресвятой Богородицы в Латакии: «Представьте себе, этот ИГИЛ как сюда приезжает — все уничтожает. Кресты поломали, иконы убрали».

Новый год жители Сирии, как и все нормальные люди, ждут с надеждой. В первую очередь, на лучшую жизнь — мирную и спокойную. Мечтают, чтобы скорей кончилась война, чтобы уладился внутренний конфликт в государстве. Первые, и очень серьезные, шаги к этому уже сделаны. С помощью нашей страны.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ