Не в ладах с реальностью

24.01.2016

С 1 января новая жизнь началась для экономики Украины. Пришло счастье, о котором мечтали. А вместе с ним и то, о чём совсем не мечтали. Напомню, что с нового года вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли Украины с Евросоюзом. Одновременно Россия приостановила действие соглашения о зоне свободной торговли стран СНГ. Граница для большой группы товаров, идущих с Украины, закрыта совсем, для части продукции - ввоз серьезно органичен.

В результате с полок украинских магазинов пропадают российские продукты. Что с этим делать, в Киеве не знают. «Поскольку Россия вряд ли передумает, давить на нее бесполезно, уговорить, что торговля с Украиной пойдет ей на пользу, невозможно, остается одно действенное средство - поднять шум». Начать шельмовать на всех углах от Крещатика до Европы. Какая знакомая картина, не правда ли. Даже любопытно прочитать об этом плане мести вот так, в украинской газете, черным по белому.

Некий Тарас Качка из Государственной фискальной службы Украины прописывает план действий: «Что же делать, если Россия намерений вернуться к конструктиву не проявляет? (пишет он) Ответ выглядит очевидным - использовать действенный механизм и давить, давить, давить. Нужно сделать вопрос действий России предметом обеспокоенности всего сообщества. Мы должны использовать те инструменты, которые привлекут всеобщее внимание». То есть обеспокоенности нет, но надо ее создать!. Как? - больше шуметь в ЕС, в ВТО, писать везде жалобы о том, как она, эта Россия, мешает Киеву жить. «Мы постоянно, каждый день должны работать над созданием условий, когда Россия, как сейчас Иран, будет радоваться возвращению к нормальным условиям торговли». Итак, отношения с нами в который раз названы войной. А как же выглядит их мир с желанной Европой? Ведь с 1 января Незалежная буквально и нескромно распахнута Европе.

Константин РОЖКОВ изучал торговый парадокс и читал документы, которые и в Киеве стоило бы почитать перед тем, как подписывать...

Эти кадры были сняты 1,5 года назад, но именно сейчас их будет уместно вспомнить. Сияющий Петр Порошенко в Брюсселе вместе тогдашним руководством Евросоюза торжествующе позирует перед фото и телекамерами. Буквально несколько минут назад президент поставил подпись под соглашением об ассоциации с ЕС. В истории украинской экономики началась новая глава. И Петр Порошенко на пресс-конференции убеждал всех, что уже скоро для Украины наступит светлое европейское будущее.

Петр Порошенко, президент Украины: «Подписание соглашения об ассоциации означает новые инвестиции. Новые правила работы, без коррупции. Новые инвестиции и новый рынок сбыта. Самый большой рынок в мире».

Спустя 1,5 года мы решили провести эксперимент. Отправить журналистов в разных странах Евросоюза на поиски украинских продуктов, которые, если верить киевским политикам, теперь-то должны быть в избытке на рынке ЕС. Вот, например, продовольственный супермаркет в Берлине.

Роза Майер, покупатель: «Нет, я никогда не видела и не пробовала украинские продукты, даже не знаю, где такие можно купить».

Может быть это такой магазин, только для немецких товаров?

Фейза Айтум, продавец: «У нас есть боснийские, албанские и турецкие продукты, а вот об украинских продуктах я никогда не слышала».

Ладно. До Германии ведь еще доехать надо. Другое дело Польша, у которой с Украиной есть прямая сухопутная граница. Здесь-то точно должно быть хоть что-то из Незалежной.

Пан Пшемек, владелец магазина: «Нет, с такими товарами мы не сталкивались. Сюда не приезжали никакие торговые представители. Нам украинские товары неизвестны».

Конечно, заглянуть в каждый магазинчик невозможно. Может быть, где-то что-то и есть. Но факт в том, что массовый европейский потребитель об украинских товарах за эти полтора года не слышал вообще ничего. Это сайт «Государственной службы статистики Украины». Данные, которые здесь представлены, являются официальными, так что этот ресурс уж точно нельзя заподозрить в умышленной попытке очернить соглашение об ассоциации. Но упрямые цифры говорят сами за себя. Экспорт за 2015 год составил 69% от того, что был годом ранее. То есть вместо того, чтобы вырасти, он, наоборот упал, даже обвалился. Причем, сразу на треть. Спад зафиксирован по самым доходным статьям. Металлургия – 61,5% от прошлогодних объемов, машиностроение и оборудование – 65,5%. То есть Украина здесь недополучила больше трети доходов. Зато, если верить данным официальной статистики, за этот год удалось чуть-чуть нарастить экспорт изделий из соломы, а также головных уборов. Смешно, конечно: то ли Украина собралась завалить Европу соломой, то ли шапками закидать? Ирония судьбы: за что боролись, на то и напоролись. Бывший премьер-министр страны, Николай Азаров в Правительстве Януковича он тоже вел переговоры о торговом соглашении с ЕС, но предлагал тогда не спешить с его подписанием.

Николай Азаров, премьер-министр Украины 2010-2014 гг.: «Прошло 2 года, и экономика Украины потеряла более четверти своего ВВП. Банкротство банковской системы, банкротство промышленности, остановка предприятий, - показала, что мы были правы».

На Украине, конечно, скажут, что Азаров сейчас в роли обиженного оппозиционера, вот и критикует. Но соглашение об ассоциации начали критиковать даже внутри страны. Причем не политики, а что важно – сами бизнесмены.

Юрий Косюк, глава правление «Мироновский хлебопродукт»: «Зона свободной торговли, о которой сейчас так много рассказывают, это обман Украины!»

Это скандальное интервью украинского олигарха Юрия Косюка, наделавшее много шума, как ни странно вышло на прозападном «Радио Свобода». Только в телесюжет взяли маленький фрагмент, а полный текст решились опубликовать лишь на сайте.

Юрий Косюк, глава правления «Мироновский хлебопродукт»: «Никакого открытия рынков не произошло. Знаете, в колесах есть такой механизм, называется ниппель. В одну сторону пропускает, в другую сторону — нет. Вот такая примерно ситуация сейчас у нас с европейскими рынками. Европа говорит о Зоне свободной торговли с Украиной, и в то же время подписаны куча исключений и ограничений для экспорта украинских товаров. Поэтому это такая себе Зона свободной торговли только в одну сторону, только в сторону Украины».

Юрий Косюк не просто один из богатейших и влиятельных людей на Украине. Он – действующий советник Петра Порошенко, то есть человек, приближенный к новой майданной власти. Его комбинат по производству курятины – крупнейший на Украине. Казалось бы, вот, кто должен выиграть от ассоциации с ЕС. Но ничего подобного.

Александр Охрименко, президент украинского аналитического центра: «Мы все время забывает, что Европа является крупнейшим экспортером готовых продуктов питания по всему миру: твердые сыры, кондитерские изделия».

То, что Украина, скорее всего, потеряет российский рынок, и как следствие лишится всего высокотехнологичного экспорта, ориентированного на Россию, в Киеве не могли не понимать. Но судя по всему, надеялись, что станут больше поставлять в Европу. Уже, правда, не станки и оборудование, а хотя бы продукты питания. Но и тут не сложилось. Все выглядит так, как будто на Украине изначально нарисовали некую идеалистическую картинку. Вводится зона свободной торговли, пошлины отменяются, и составы с украинскими товарами тут же устремляются в сторону европейских границ. В действительности все оказалось намного сложнее: помимо пошлин, которые и правда отменили, на пути украинского экспорта в ЕС тут же возникли новые преграды в виде квот и сложных процедур сертификации. В результате экономика Незалежной вроде бы и встала на европейские рельсы, но, по сути, так никуда и не сдвинулась.

По данным Госкомстата, квоты, выделенные Украине Европейским Союзом, оказались смехотворными. Так, например, Украина может без пошлин ввезти зерна только 7% от общего объема собранного урожая. А это одна из основных статей украинского продовольственного экспорта. С сахаром ситуация чуть получше, но все равно  – речь только 16%  того, что Украина могла бы поставлять. Мясо птицы – 10%, молоко – 11%, яйца – 2,5%, говядина – 38%. То есть большую часть своей сельхозпродукции Украина, как и до подписания соглашения об ассоциации, может экспортировать в ЕС только после уплаты дополнительных взносов. Спрашивается, за что умирали на Майдане?

Денис Денисов, политолог, директор украинского филиала института стран СНГ: «Европейцы получают возможность экспортировать свои товары, экспортировать свои услуги. Но в то же время своими жесточайшими нормами качества, сертификации они закрывают свой рынок от товаров из Украины».

Но даже для того, чтобы попасть в эту мизерную квоту, предприятию еще нужно пройти так называемую сертификацию соответствия европейским стандартам. Чтобы понять, что это, приведем простой пример. Вот образцовый, по украинским меркам, завод. Выпускает мясные полуфабрикаты. В цеху конвейерная лента, кругом сплошная автоматика. Продукция поставляется в США и Канаду. Но на экспорт в Европу директор даже не рассчитывает.

Людмила Дрыгадо, директор предприятия по производству мясных полуфабрикатов: «Европа сегодня играет в одни ворота. Мы понимаем так, что для отечественного производителя будет тяжело и сложно отправлять туда продукцию хотя бы потому, что у них есть определенные стандарты, завышенные по отношению к нам».

Чтобы этот завод мог поставлять пельмени в Европу, хозяину сначала нужно продать все оборудование и купить новое у европейцев. Не потому что оно лучше, а потому что соответствует стандартам ЕС. Потом заплатить европейской лаборатории за экспертизу. Можно, конечно, обратиться к украинским специалистам, но у них нет европейских сертификатов, а чтобы их получить нужно ехать учиться в Европу, то есть опять платить. Чтобы хоть что-то заработать на европейском рынке, Украине сначала самой нужно хорошенько потратиться. Николай Азаров в 2013 говорил ровно об этом. Давайте мы сначала подтянем себя к стандартам ЕС, а уж потом подпишем бумаги.

Николай Азаров, премьер-министр Украины 2010-2014 гг.: «Подписать соглашение о зоне свободной торговли вовсе не означает провести колоссальную работу по модернизации нашей промышленности по переходу ее на европейские стандарты. Этот процесс по моим расчетам должен был занять лет 10-15 и стоить порядка 160-200 миллиардов евро».

Если вдуматься, то сейчас выходит, что чиновники из Брюсселя рассказывают украинцам, как им правильно вареники лепить? Абсурд. То, что какие-то продукты не соответствуют стандартам ЕС, еще не значит, что они плохие и не вкусные. Просто Европа хочет, чтобы у нее купили оборудование. И в итоге так и будет. Полтора года назад в Брюсселе Петр Порошенко, возможно, думал, что это он всех «сделал», а на самом деле «сделали его». То, что соглашение об ассоциации – это такая форма вежливого «развода», на Украине начинают потихоньку понимать.

Олег Бабанин, глава пресс-службы общественного движения «Украинский выбор»: «Это рецепт каши из топора. Потому что мы подписываем соглашение об ассоциации с ЕС – это топор. Потом Украина проводит реформы, налоговую либерализацию, отдает свои ресурсы, трудовые ресурсы. Варим кашу, кормим Европу, немножко остается нам. А европейские ценности смотрите: почти не уварились».

Украинскому бизнесу в Европе надо разбираться с квотами и получать какие-то сертификаты. А Европейскому бизнесу на Украине ничего этого делать не надо. И это тоже часть сделки. Да, сейчас в стране война, обвал гривны, население беднеет, но когда-нибудь это закончится. И тогда произойдет то, что, например, в свое время случилось в соседней Польше, где теперь на каждом углу можно встретить вывески немецких, а не польских гипермаркетов, банков и частных компаний. Это не значит, что Польша в Европе загибается. Загнулся  польский бизнес, который, проиграв конкуренцию, скажем, в сфере розничной торговли, съежился до размеров таких вот лавок и ларьков. И это тоже был их европейский выбор.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ