Ни мира, ни войны

14.02.2016

На этой неделе исполнился год с той ночи, когда в Минске был согласован и подписан план выхода из украинского конфликта - документ, который уже вошел в историю как Минские соглашения.

Уверена, все помнят как специально ради решения этой крайне серьезной проблемы в Минск прибыл мощный десант дипломатов и военных советников. Вели переговоры главы России, Франции, Германии и Украины (причем, для Меркель и Олланда это вообще был первый визит в обложенную евросанкциями Белоруссию).

Вопрос прекращения войны на Украине стоял особенно остро. Война шла уже много месяцев.

Уже были тысячи погибших, сотни разрушенных домов и населенных пунктов. Сотни тысяч беженцев. Масса людей попала в плен. Именно в те дни под обстрелом были Донецк, Горловка, Луганск. Шли тяжелые бои под Дебальцево. Положение украинской армии было критическим.

Наверное, это была самая трудная и бессонная ночь в политической истории Европы последних десятилетий. Беспрецедентно длинная ночь. Просто все знали, что не могут разойтись, пока не договорятся. Утром документ был представлен.

Минские соглашения - короткий и очень внятный документ. В нем прописаны шаги и сроки. Но главное - к концу 2015 года все пункты следовало исполнить.

И вот год прошел. Да, масштабные военные действия остановлены. Но почему жизнь людей там, на Донбассе, так и зависла между миром и войной?

Наш специальный корреспондент Виктор ЧЕРНОГУЗ, который год назад был свидетелем той исторической встречи нормандской четверки, искал ответ на этот вопрос.

Годовщину Минских соглашений, Александр Иванович - встретил как обычно - в погребе. Там у него давно уже все оборудовано.

Александр Мартышевский, житель поселка Зайцево: «Вот тут дуйчик, если есть электричество - включаю его. Вот тут ложу шкурки. Лег? Лежи и считай, сколько тут разрывов».

Стреляют здесь, как по часам, начинают обычно в 7 вечера. Дальше  - по настроению. Поселок Зайцево находится на самой линии разграничения, до украинских позиций пара сотен метров. Так что до домов мирных жителей достают даже пулеметные выстрелы. Не говоря о противотанковых ракетах, минах и гранатах. Такие "подарки" с украинской стороны тут в каждом дворе. Стрелять по соотечественникам - одно из любимых развлечений украинских патриотов. 

В контексте

27.01.2019

О столетии государственности Украины.

Александр Мартышевский, житель поселка Зайцево: «Знают, что тут люди жилая зона все равно стреляют».

В понедельник,  во время очередного обстрела шальной осколок ранил его двоюродную сестру. Разрыв артерии, сильное кровотечение - Лариса умерла уже в больнице. Ей было - 55. Сейчас об этой трагедии Александр рассказывает почти спокойно, к смерти здесь давно привыкли, хоронят в поселке почти каждую неделю. Год назад, во время переговоров в Минске, судьба жителей виделась совсем другой. Февраль 2015, протокольное фотографирование в Минском дворце независимости. Тогда наблюдателем хотелось верить в лучшее. Пусть они еще не пожимают друг другу руки, но все же стоят плечом к плечу. А значит, есть шанс покончить с кровавой бойней на Украине. Но уже тогда Владимир Путин специально отметил: чтобы слова - стали реальностью Киев обязан хотя бы начать разговор с Донбассом.

Владимир Путин, Президент РФ: «Киевские власти  до сих пор отказываются от контактов с представителями ДНР И ЛНР. Даже несмотря на то, что они непризнанные, но нужно исходить из реалий жизни. И если все хотят договориться на долгосрочной основе, выстроить отношения, нужно пойти на прямые контакты».

Этого сделано так и не было. Донбасс Киев не слышит до сих пор. Прямая ложь, дипломатические уловки, провокации и постоянные попытки экономически удушить ДНР и ЛНР - вот краткая суть политики украинских властей. 

Денис Пушилин, председатель народного совета ДНР, руководитель делегации ДНР в контактной группе: «Экономическая блокада только усиливалась, несмотря на то, что комплекс мер предполагал ее отмену¸ восстановление банковской системы и прочее».

Всего в тексте Минских соглашений – 13 пунктов. Большая часть из них касается - будущего Донбасса. Амнистия, обмен заложниками и главное - политические реформы. Начинать которые Киев отказывает на отрез. Хотя в тексте абсолютно четко зафиксировано: к концу 2015 на Украине должна быть принята новая Конституция, подразумевающая особый статус Донбасса. Кроме того, в регионе должны быть проведены выборы, и только потом возможен разговор о восстановлении контроля над границей со стороны Украины. Киев же пытается действовать строго в обратной последовательности.

Денис Пушилин, председатель народного совета ДНР, руководитель делегации ДНР в контактной группе: «Они пытаются преподнести, что начинаем с границы и все решим. Но эти решения для нас очевидны, что это зачистка, геноцид. Мы на этой пойти не можем».

В конце 2015 Рада показательно изменила свой регламент, дав возможность депутатам затянуть принятие поправок к Конституции еще минимум на полгода. Политическое шулерство оформили при молчаливом попустительстве Запада. 

Владимир Скачко, политолог, журналист: «Откровенное лицемерие, когда одной рукой, публично, западные кураторы призывают к миру, а другой рукой тайно обеспечивают ее инструментами войны. По крайней мере дают на это деньги».

Тактика затягивания исполнения Минских соглашений теперь, видимо, основа политики Украины. В Киеве уже не первую неделю бушует правительственный кризис, премьер на волосок от отставки, правящая коалиция, по сути, развалена. Тут уже не до Донбасса. Хотя изменение Конституции это, по сути, единственная мера, которая еще может удержать Украину от окончательного развала

Константин Бондаренко, политолог: «Украине нужны не правки в конституции, нужно принять новую конституция, которая стала бы результатом компромисса между Киевом, Донецком и Луганском и вообще между всеми гражданами Украины».

Но на перспективу в Киеве сейчас не думает никто. Нам бы ночь простоять, да день продержаться - главная модель поведения украинской верхушки. Известный репортер, британец Грэм Филипс, который прошел путь от Майдана до Дебальцево, уверен: скоро все это закончится печально для нынешних правителей Незалежной.

Грэм Филлипс, журналист: «Скорее всего, будет иметь место переворот в Киев. Порошенко становиться уже менее популярен, чем Янукович во время майдана».

Александр Тохтенков. 36 лет. Бывший солдат артдивизиона 56 бригады армии Украины. Еще несколько дней назад он дежурил на передовой. Но потом все же решился - перейти на сторону ДНР. После того, как понял, на этой войне, такие, как он - лишь пушечное мясо. Теперь Александр рассказывает: поступить так же как он в принципе готовы многие вчерашние резервисты, пока их останавливает страх перед тюрьмой. Так что со стрессом военнослужащие справляются привычными методами.

Александр Тохтенков, бывший военнослужащий ВС Украины: «Они не понимают что это такое, то есть люди, которые раньше служили в армии, они просто теряют дар речи. Они если не пили на гражданке, начинают пить, и таких, наверное, 70%».

Жизнь в скотских бытовых условиях, повальное пьянство, и пьяная же стрельба по селам и деревням - так Александр описывает будни украинской армии. Редкое развлечение - приезд наблюдателей от ОБСЕ. К визиту которых, готовятся отдельно.

Александр Тохтенков, бывший военнослужащий ВС Украины: «Подходит командир, говорит: «Надо выкопать ямы». Потом приезжают минеры закладывают тротиловые шашки и динамитные взрывают, и получается воронка. Потом приезжают ОБСЕ и им говорят: «Зафиксируйте, пожалуйста, тут обстрел был».

Эти провокации преследуют несколько целей. Во-первых, Украина привычно выступает  в роли жертвы. Во-вторых, так готовятся оправдания для наступления ВСУ. К которому, армия Незалежной готовится постоянно. Войска регулярно концентрируются на отдельных участках границы, буквально месяц назад была предотвращена очередная попытка прорыва

Эдуард Басурин, заместитель командующего корпусом Министерства обороны ДНР: «Одна из попыток была на юге, на мариупольском направлении, когда вмешательство, мое в частности с заявлением о том, что мы знаем об их намерениях, помешало им осуществить эти планы. Если бы это было не сделано, то началась бы военная операция со стороны Украины».

Подобные попытки впрямую нарушают Минские соглашения, согласно которым артиллерия и системы залпового огня стороны обязаны были отвести от линии соприкосновения не несколько десятков километров. В итоге должна была образоваться зона безопасности. Жителям которой, не угрожали бы артобстрелы. Все это в итоге так и осталось лишь на бумаге. Вот это и есть гильзы от того самого тяжелого вооружения, которое должно быть отведено согласно минским соглашением. Снаряд калибра 100 мм от пушки Рапира и 122 мм от гаубицы Д-30. Ополченцы нашли их в Дебальцево, в феврале прошло года, всего через пару дней после переговоров в Минске. Начав нарушать подписанные протоколы ещё сейчас, Украина продолжает делать это до сих пор. И сейчас Донбасс обстреливают фактически каждый день.

Передовые позиции ополчения, рядом с линией разграничения. Иссеченные осколками деревья, пулевые отметены повсюду, разрушенные минами дома - так здесь выглядят Минские соглашения в действии.

Боец ДНР: «Нас обстреливают постоянно практически. Все это начинается с вечера, танчик бывает, выезжает, стреляет не прицельно, но жути нагоняет».

В деревне по соседству не найти ни одного целого здания. Украинских военных здесь уже давно иначе как фашистами никто и не называет.

Николай Завражный, житель ДНР: «Не дают покоя, когда это кончится, я не знаю. Немцы прошли, такого не было. Мне было 13 лет, мне немцы хлеб давали, а эти что делают? Снаряды дают».

За эту неделю от мин и снарядов погибли как минимум 5 мирных жителей. Очередные жертвы необъявленной войны, которая уже по самым осторожным оценкам унесла как минимум 9000 жизней.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ