Турецкий интерес

20.03.2016

Сдержанный оптимизм. Осторожные шаги. Некоторые противоречия. В ЕС всю неделю пытались быть очень аккуратными в словах. Торг с Турцией продолжался. Условия, на которых Эрдоган закроет поток мигрантов в Европу, да еще примет тех, кто будет оттуда депортирован, согласовать никак не удавалось. Ведь Анкаре нужны не только деньги, она хочет безвизовый режим и гарантии вступления в ЕС.

А здесь все очень сложно. Если бы это зависело только от Меркель и Туска, все бы давно дали и открыли.

Но вето на это решение грозила наложить Великобритания. Кэмерон прямо заявил, что Соединенное Королевство не готово в приходу в Европу 70 млн турков. Да и с обещаниями вступления Турции в ЕС все зыбко. Как писала в начале недели The Guardian, «исход саммита висит на волоске из-за Кипра». У него тоже есть право вето. А для Кипра Турция страна-агрессор, которая еще в 1974 году вторглась на ее северные территории и до сих пор оттуда не ушла. Какой уж тут союз.

Турция могла стать новым мостом между Востоком и Западом, но превратилась в мишень для террористов-смертников. И снова льется кровь: второй за неделю теракт с жертвами. На этот раз в людном центре Стамбула. Залита кровью Анкара, подрыв полицейской машины в древнем городе Нусайбин, под прицелом боевиков вообще вся страна и уже сложно разобрать кто, где и кого взрывает. Очевидно, что турецкие спецслужбы больше не способны сдерживать этот, в том числе ими сотворенный хаос, и страна всё глубже погружается в постоянное кровопролитие. Но попробуй, упрекни в этом власть. Средствам массовой информации запрещается говорить о терактах, суды блокируют доступ в социальные сети, а президент Эрдоган меняет само определение терроризма. Теперь, наряду с убийцами, в него включены правозащитники, политики и журналисты.

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Не только тот, кто спускает курок, но и лица, сделавшие это возможным, должны быть названы террористами, несмотря на их звания».

Шаг за шагом Эрдоган упорно движется к строительству тоталитарного государства: постоянные разгоны демонстраций и митингов. Недавний полицейский захват офисов оппозиционной газеты с применением слезоточивого газа и водяных пушек. Не церемонятся уже и с иностранной прессой. «Империю Эрдогана» должен покинуть корреспондент немецкого «Шпигеля» Хаснайн Казим долгие годы писавший из Стамбула критические статьи о злоупотреблениях и ошибках турецкого правительства. И это не говоря уже о том, что Анкаре с незавидной регулярность приписывают финансирование «Исламского государства».

Вот уже и Германия из-за постоянно поступающих угроз спешно сворачивает в Турции деятельность своего посольства, но сама же вместе с остальной так называемой «цивилизованной Европой» почти подобострастно смотрит в сторону Анкары и закрывает на это всё глаза и вот так - не глядя — подписывает роковое соглашение.

Ахмет Давутоглу, премьер-министр Турции: «Достигнутое сегодня соглашение показывает, что у Турции нет будущего без ЕС, а у ЕС нет будущего без Турции».

Каким-то чудом устояв перед «греческим кризисом» и не дожидаясь непредсказуемого «британского референдума», Евросоюз, похоже, не придумала ничего лучше, чем покончить жизнь «самоубийством», всё-таки наставив на себя дуло новейшего геополитического оружия Эрдогана под названием «беженцы».

Актам Сулиман, журналист: «Разве они не понимают, с кем на самом деле заключили сделку? Неужели мы так легко поддались шантажу со стороны Турции. Это соглашение не остановит беженцев. Они найдут другие пути, чтобы достичь Европы, а вот требования Эрдогана на этом не закончатся».

В контексте

02.09.2018

Германию захлестнула волна антимигрантстких бунтов.

Уже через несколько часов после заключения сделки в Брюсселе турецкие власти демонстративно отчитались о первой успешной операции по сдерживанию беженцев. Турция превращается в гигантскую «миграционную тюрьму». То есть в действительности Анкаре ничего не стоило блокировать приток беженцев в Европу, но для Брюсселя счёт за такие услуги был выставлен: 6 миллиардов евро и половину суммы прямо сейчас. Якобы на обустройство лагерей. Но все всё понимают: даже сама Меркель не даёт гарантии, что денежные потоки удастся поставить под контроль с первого раза.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Процесс перевода Турции средств из первого пакета в 3 млрд. евро, который уже был одобрен, будет ускорен, что касается дополнительных 3 млрд, то они будут выделены до конца 2018 года. Каждый месяц мы будем проверять, как расходуются средства».

Не легко далось согласие и по еще одному требованию Турции - о безвизовом режиме. Ввести его для турецких граждан Евросоюз намеревается уже этим летом. Учитывая любовь турков надолго обосновываться в той же Германии, о каком решении миграционного кризиса вообще может идти речь. И шаткая европейская архитектура мгновенно отреагировала на это — в очередной раз пошатнувшись. Великобритания тут же поспешила отгородиться.

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Мы имеем особый статус в Евросоюзе. И у нас сохранится свой пограничный контроль. Мы не поддерживаем идею безвизового режима с Турцией и сохраняем свою миграционную политику».

И это было только начало длинного списка условий. Пожалуй, самое губительное из них - ускоренное принятие Турции в состав Евросоюза, оно еще сильнее обострило внутриевропейские противоречия. Итальянские политики назвали его «не соответствующим здравому смыслу», а громче всех о своём праве вето напомнил Кипр, чьи северные территории Турция оккупирует больше 40 лет.

Никос Анастасиадес, президент Кипра: «Все исключительно просто. Турция сначала должна в полном объеме выполнить свои обязательства и не в ущерб позиции Кипра».

Но самой странной вишенкой на этом политическом торте для Анкары стала очень хитрая схема обмена, а то и обмана. Евросоюз беспрекословно обязался забирать с турецких берегов столько нуждающихся в убежище сирийцев, сколько будет отправлять со своей территории в Турцию нелегалов. И ради чего это соглашение вообще тогда затевалось?

Хью Бронсон, политолог, представитель партии «Альтернатива для Германии»: «Судя по опросам, три четверти немцев не верят в то, что сделка с Турцией принесет положительный результат и число приезжих снизится. Большинство немцев хотят одного — прочных границ. А безвизовый режим с турками это вообще нонсенс. Кто сказал, что это безопасная для нас страна, ведь Турция граничит со странами, где идет гражданская война и визовые поблажки откроют новые и легкие пути в Европу для террористов».

Количественно ситуация уж точно не изменится. А качественно на неё можно повлиять, видимо, только на выборах, как это уже сделали простые немцы сразу в трёх федеральных землях Германии. Мрачные итоги для правящей коалиции: избиратели больше не голосуют за «партию Меркель», отдавая предпочтение оппозиции, которая говорит людям то, что они давно хотят услышать. Обложка свежего Шпигеля окончательно вгоняет немецкого канцлера в "краску": «Вы там наверху нас всех обманываете»

Карстен Кошмидер, политолог: «Если проблема с мигрантами не будет решена, если наши власть продолжит использовать детские спортзалы в качестве приютов, подселять тысячи беженцев в небольшие деревушки, то оппозиция, евроскептики и ультраправые проберутся и в Национальный парламент. Люди теряют доверие к правящей партии, они видят, что там заняты только поливанием друг друга грязью, а не решением миграционных проблем. Дошло до смешного: уже однопартийцы предлагают Ангеле Меркель сменить партию».

Столкнувшись с крупнейшей политической неудачей, Канцлер ФРГ всё равно не стала менять свой курс. И катастрофическая для Евросоюза сделка с Турцией — еще одно тому подтверждение. Вот уже и соратники Ангелы Меркель называют ее теперь не капитаном корабля, а «пианистом с тонущего Титаника». Погибать — так под музыку.

Хотя по версии режиссера фильма, до последнего, практически в унисон играл весь оркестр пока корабль шёл ко дну. Но так и решение о сделке с Турцией подаётся сегодня, как общее и согласованное всеми странами Евросоюза. В одиночку этот "корабль" уж точно было бы не расшатать. Специально для них протестующие в Брюсселе подготовили ровно 28 спасательных жилетов, которыми, впрочем, за время саммита ЕС-Турция, так никто и не захотел воспользоваться.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ