Шанс для Пальмиры

03.04.2016

И все-таки Пальмира освобождена. Это несомненный успех. Результат продуманной совместной операции сирийских и российских военных. Мировые СМИ вышли с огромными заголовками - то, что это важная победа в такой трудной затяжной войне отмечали те, кто, казалось, уже не способен на справедливые слова. Многие политики и вовсе совершили невозможное - отметили роль России. Даже лондонский мэр Борис Джонсон, правда, не без оговорок, но поздравил русских.

То, что промолчали лидеры многих стран - ну, что ж, во-первых, не ради их похвалы работаем, а во-вторых, есть в этом та ревность пополам с завистью, которая так часто встречается в жизни...

Но взятие Пальмиры не только важный военный успех: теперь открыта дорога на Ракку, которая считается столицей ИГИЛ. Пальмира - это отвоеванные в боях сокровища мировой культуры. Это памятник под открытым небом. Таких в мире единицы. Спасти Древнюю Пальмиру это все равно, что спасти Долину царей с пирамидами в Египте или Помпеи.

И теперь есть две задачи. Военная - идти дальше. И гуманитарная - спасать то, что еще здесь можно спасти. А как говорят музейщики, утраты в Пальмире огромны. Но сначала надо найти и обезвредить тысячи мин.

Казалось бы, идет война, до того ли. Но здесь время дорого: однажды Пальмиру нашли и буквально выкопали из песка. Сегодня песок пустыни ее снова может похоронить. Надо восстанавливать. А еще - начать большую операцию розыска украденных и уже распроданных по миру сирийских сокровищ. И здесь тоже опыт России очень важен.

Современная история древней Пальмиры в материале Дмитрия ПИЩУХИНА.

На камеру боевики ИГИЛ взрывали памятники древней Пальмиры и разбивали молотами ассирийские статуи. А за кадром вандалы тихо распродавали культурные ценности, награбленные в Сирии и Ираке. Несколько месяцев назад крупнейший аукционный дом Британии попытался выставить на торги редкий артефакт – нижнюю часть базальтового обелиска царя Ассирии. Согласно документам он якобы был найден еще в середине 1970-х. Впрочем, специалисты сразу разглядели историческую реликвию, которая недавно была вывезена из Пальмиры. Лот незамедлительно сняли с торгов. Но осадок остался.

Кирилл Алексеев, искусствовед: «То, что там было разграблено большая часть частных собраний. И вот там были вещи весьма интересные: миниатюры 12-13 веков, ювелирные украшения, коллекции ламп. Там каждый предмет стоит по полмиллиона евро».

Пальмира освобождена, но тысячи уникальных артефактов расхищены и распроданы на черном рынке. Барельефы, статуи древних богов, старинное оружие, предметы утвари и даже фрески - тысячи лет истории растворяются в частных коллекциях. Совсем недавно на интернет-аукционе меньше чем за сто долларов можно было приобрести древнеарамейские монеты и свитки. Эксперты говорят, выручка от продажи краденых ценностей едва уступает нефтяным доходам террористов.

Семён Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Это одно из самых насыщенных артефактами мест. Многие люди, зная об этом, специально заказывают. Ведь что делает ИГ, оно просто разрешило варварские археологические раскопки. Разграбление достигло фантастических размеров, человечеству долго придется приходить в себя от периода разграбления».

В контексте

02.10.2016

ИГИЛ меняет маски, но не хозяев

Проследить за судьбой исторических объектов в зоне боевых действий весьма сложно. Если сравнить снимки со спутника, сделанные до войны и сейчас, то хорошо заметно, что вокруг древних городов появились сотни вот таких темных пятен. Это раскопки «черных археологов». В древности вместе с умершим погребали ювелирные изделия, деньги и другие ценности. Теперь это стало добычей мародеров. Но кто покупает краденые реликвии? Немецкий эксперт по Ближнему Востоку Маркус Хильгерт долгое время изучал этот вопрос и пришел к выводу – пальмирские ценности нужно искать на Западе.

Маркус Хильгерт, директор берлинского музея Передней Азии: «Стороне ИГ уже развилась целая систематическая структура по продаже древних ценностей, которая очень хорошо документирована и развита и соответственно приносит огромную прибыль. Все эти ценности пользуются большим спросом в Америке и Европе».

По словам эксперта, у террористов имеются уже отработанные контакты с европейскими и американскими коллекционерами, которые указывают чуть ли не на то, в какой музей идти и какую картину привезти. Все похищенные реликвии террористы переправляли в Турцию, Египет, страны Персидского залива. Там для украденных предметов придумывали легенду, делали необходимые документы, после чего артефакты расходились по всему миру.

Маркус Хильгерт, директор берлинского музея Передней Азии: «Даже если объект будет стоить пару сотен евро на черном рынке, на самом деле это уникальный экспонат, которому нет цены. Конечно, есть очень дорогие объекты, которые продаются за несколько сотен тысяч евро или даже за семизначные суммы. Но главное то, что под видом спасения предметов искусства европейские коллекционеры уничтожают культурную идентичность сирийского народа».

За короткий срок Пальмира и ее окрестности стали военным трофеем Запада. Жадность американских и европейских коллекционеров толкает на преступное финансирование террористов. Не удивительно, почему иностранные политики весьма сдержанно отреагировали на освобождение Пальмиры сирийской армией при поддержке наших ВКС. В Совбезе ООН принимать заявление России по Пальмире отказались. В Госдепартаменте США и вовсе не нашли слов, чтобы прокомментировать громкое историческое событие. В 21 веке жемчужина древнего мира неожиданно вновь оказалась ареной противостояния цивилизаций.

Александр Сотниченко, доцент кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ: «Для них любой успех России - это поражение США, поэтому они не признают этих успехов. Сейчас они могут все плоды нашей победы записать на себя. Поэтому я думаю, что немедленно, после освобождения сейчас нужно посылать туда миссию, которая будет исследовать эти памятники и действовать во взаимодействии с ЮНЕСКО».

География грабежей и вандализма ИГИЛ впечатляет. В феврале 2015 боевики взорвали центральную библиотеку Мосула. Во дворе здания террористы разожгли костер из десяти тысяч книг и рукописей. В том же месяце радикалы опубликовали видеозапись, где они кувалдами уничтожают статуи в Музее Мосула. В марте террористы с помощью бульдозеров сровняли с землей развалины ассирийского города Нимруд в Ираке. В апреле боевики ИГИЛ выложили в сеть видеозапись, на которой они крушат остатки древнего города Хатра. Но больше всего натерпелась, конечно же, Пальмира. В августе террористы разнесли по кусочкам руины античного храма Бэла и Баалшамина, Долину Гробниц и Статую Льва — главные архитектурные памятники древнего города. Наконец, в октябре прошлого года джихадисты взорвали Триумфальную арку эпохи Древнего Рима. Историческую колоннаду палачи использовали в качестве эшафота для казни сирийских военнопленных. Местный античный театр и вовсе был превращен в «лобное место», где регулярно совершались казни. В числе жертв боевиков ИГИЛ оказался и всемирно известный сирийский ученый-археолог - 82-летний Халед аль-Асаад. Его лишили жизни за отказ выдать место хранения древних сокровищ.

Теперь, когда ужасы оккупации позади, время подумать о том, как восстановить разрушенное. В Государственном Эрмитаже это считают делом чести.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член-корреспондент РАН: «Разрушено примерно 70%, но эти 70% можно превратить в 30, если суметь поднять все камни, которые валяются. Взорванные здания, их детали, частично разлетелись, частично валяются и их можно будет подобрать. В этом и будет главная работа все тщательно изучить и попытаться это сделать».

Помимо прочего, город-музей еще и важный узел коммуникации, который откроет сирийским войскам дорогу на Ракку – неофициальную столицу ИГИЛ. Теперь важно удержать этот форпост. Ближайшее время по инициативе российской стороны Пальмира будет разминирована. Первые отряды саперов и специальной техники был направлены в Сирию уже на этой неделе. Нашим специалистам предстоит очистить от мин не только историческую часть древнего города, но и жилые кварталы.

Фрагменты скульптур, погребальные рельефы и старинные плиты с надписями на арамейском. Даже такая скромная «пальмирская коллекция» Эрмитажа дает представление о величии и богатстве древнего города в Сирийской пустыне. Две с половиной тысячи лет назад Пальмиру пытался уничтожить вавилонский царь Навуходоносор. Не удалось это варварам Исламского государства. Если бы не блестящая операция с участием российских ВКС, возможно, все эти артефакты сегодня стали бы последним напоминанием о жемчужине античной культуры.

Освобожденная от абсолютного зла, несущего страх и смерть, Пальмира стала настоящим символом перелома в войне с терроризмом.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ