Панамский пузырь

10.04.2016

На почетный приз главного скандала недели явно претендовала история с «панамским досье». Название и правда, дано с интригой. Для широкого обывателя непонятно, но, так и зачем больше?

А в чем собственно дело? И при чем здесь Панама - далекая от нас страна в Южной Америке с населением меньше, чем в Москве, раза в три?

Последний раз Панама была в центре мировых новостей... А я даже и не помню, когда она была в центре этих новостей. Наверное, лет сто назад, когда был открыт выкупленный американцами Панамский канал, оставивший ни с чем почти сто тысяч разорившихся вкладчиков.

И вот такая реклама - со всех страниц и экранов только и говорят про «панамский архив» и даже «Панамагейт». А произошел большой вброс финансовых документов, а за ними - обвинения в ведении бизнеса через офшоры, с целью ухода от налогов. Причем, среди сотен тысяч имен есть с десяток людей известных, что собственно и делает этот скандал таким привлекательным.

И даже удивительно, что несказанно повезло тем, кто разбирал и публиковал этот архив. Какая удача - найти в миллионах документов именно эти, про знаменитых...

Ведь вот вам простой пример: в Российском государственном историческом архиве (в фондах которого хранятся документы за все периоды истории России) сегодня 6,5 млн. единиц хранения, что его делает крупнейшим архивом Европы. А здесь архив только одной малоизвестной панамской юридической фирмы насчитывает, как говорят, миллионов одиннадцать. По четыре документа на каждого жителя Панамы, включая грудных детей. Вот и найди там знакомое имя. Тут без везения никуда.

Но вот сенсацию опубликовали. Кстати, один из основателей этой фирмы, панамский юрист Рамон Фонсека уже обвинил СМИ в подтасовке фактов и манипуляции выдернутыми из контекста данными. Компания уже подала жалобу в прокуратуру.

Но все-таки давайте разберемся, из-за чего вообще весь этот сыр-бор, почему хакерам вдруг стали интересны документы панамской фирмы и кто вдруг взял на себя труд их читать? Наш въедливый аналитик Петр МАРИНИН решил разобраться и выстроить факты в одну любопытную цепочку.

Итак, для начала разберемся – что такое «Моссак Фонсека». Это крупнейший оффшорный оператор: 40 офисов, полтысячи сотрудников по всему миру, на рынке уже более тридцати лет. Отцы-основатели – Рамон Фонсека и Юрген Моссак. Первый – гражданин Панамы с относительно непримечательной биографией. Упомянуть стоит, разве что, годы работы на ООН, некую благотворительную деятельность и творчество – в свободное от управления чужими деньгами время Рамон пишет политические триллеры. Такая вот злая ирония судьбы.

Его партнер – ещё большая загадка. Немец, сын ветерана Ваффен-СС, по образованию и по жизни – юрист и финансовый консультант.

Период расцвета совместного бизнеса приходится на конец 80-х, когда адвокатская контора «Моссак Фонсека» работает с финансами панамского диктатора Мануэля Норьеги. Американцы вскоре свергнут Норьегу, но дело у партнеров не загнется, а лишь расцветет: клиенты из Китая, Латинской Америки и бывшего Советского Союза тянутся бесконечной очередью. Последних – особенно много, и офшор начинает даже вести документацию на русском языке. «Моссак Фонсека» - напрямую или через вполне прозрачных посредников – имеет общие интересы и с мировыми правительствами, и с крупнейшими транснациональными банками. Попутно, (об этом много писали американские СМИ) консультанты компании управляют активами и имуществом, как минимум, 50 человек, объявленных правительством США террористами. Нужно отметить: формально, никаких законов панамские финансисты не нарушают, а их услугами пользуются и вполне приличные порядочные и публичные люди. Просто потому, что это выгодно и удобно. В «панамских бумагах», как их называют западные СМИ, не только политики – там есть звёзды спорта и шоу-бизнеса. Например, артист Джеки Чан и футболист Лионель Месси.

Господин Фонсека все обвинения отвергает. Тут, как говорится, слово против слова. Пока, по крайней мере, нет судебных решений. А тот же Мессии уже пообещал, что разорит горе-разоблачителей, затаскав их по международным суда.

Рамон Фонсека, соучредитель адвокатской фирмы «Моссак Фонсека»: «Все имена в списке, в том числе футболисты, различные мафиози, все они не являются нашими клиентами. Все они клиенты банка посредника, который приобрел одну из наших акционерных компаний, продал ее, и люди этим воспользовались, бог знает для чего».

По мнению экспертов, «Моссак Фонсека» были такой же мишенью, как и сильные мира сего, чьи имена попытались связать с панамским банкингом. А прогневали островные финансисты американцев совсем недавно – когда протянули свои руки к священному золотому тельцу Вашингтона – игорному бизнесу в штате Невада.

Но это – лишь присказка. А теперь – время самой сказки. Или точных цифр.

Итак, если верить разоблачителям – так называемому Международному Консорциуму журналистских расследований – примерно год назад кто-то слили им два терабайта секретных финансовых документов – более 11 миллионов бумаг. 400 журналистов из 76 стран стали их изучать. Получилось по 27 с половиной тысяч документов на брата (а в каждом поверьте, сильно больше десяти страниц – потрясающая работоспособность!). В итоге на свет Божий появилось тяп-ляп склёпанное расследование, в котором упоминаются, помимо простых и не очень простых бизнесменов, 143 политика разного уровня из 50 стран! Кажется, после этого мир, каким мы его знали, должен был провалиться в ад, - массовые отставки и суициды, политические и экономические кризисы, аресты и уголовные дела…. Но что-то пошло не так. Разоблачителям как-то не очень поверили… А ведь среди обвиняемых – и покойный папаша Дэвида Кэмерона, и премьер-министр Исландии, арабские шейхи и короли, есть даже целый президент европейской державы (правда, его зовут Пётр Порошенко, но всё равно). Нет в этом списке только одной фамилии. Ради которой, собственно, всё и затевалось.

Владимир Путин, президент РФ: «По этим офшорам прошлись: вашего покорного слуги там нет, не о чем говорить. Но задание‑то есть, надо работать. Что сделали? Сделали информационный продукт: нашли кого‑то из моих знакомых и друзей, я сейчас о них тоже скажу, чего‑то там поковыряли и слепили. Я смотрел эти картинки, там на заднем плане много-много людей, непонятно каких, а фотография вашего покорного слуги на переднем плане в большом формате, и это продвигается. Есть какой‑то друг господина Президента России, он чего‑то там сделал, наверное, это имеет какую‑то коррупционную составляющую. Какую? Да никакой там нет. А то, что за этим стоят, скажем, официальные лица и официальные органы тех же Соединённых Штатов, это сейчас нам Викиликс показал».

Неслыханное дело! «Викиликс», чей авторитет несоизмеримо выше загадочного Международного Консорциума, организация, которую никто и никогда не подозревал в симпатиях к России вообще и к Путину в частности, чуть ли не напрямую обвиняет горе-расследователей в заказухе и спланированной атаке на российского лидера. И не только Викиликс, кстати.

Крейг Мюррей, посол Великобритании в Узбекистане 2002-2004 гг.: «Нити от Международного консорциума журналистских расследований, который обнародовал панамские документы, связанные с офшорами, тянутся не только к Фонду Сороса, но и к Фонду Рокфеллера, Корпорации Карнеги и другим влиятельным организациям. Деятельность этого консорциума финансируют почти все крупные американские бизнес-структуры. Поэтому удивляться тут не приходится. Несмотря на то, что основная масса информации об офшорных счетах касается западных компаний и предпринимателей, пресса, контролируемая крупным бизнесом, почему-то ухватилась только за ряд эпизодов, связанных с Россией, и оставила без внимания всё остальное. Лично мне интересно, какие сведения содержат эти материалы о людях, владеющих западными СМИ. Но вместо этого нам рассказывают только о том, что, по их мнению, мы должны знать. Как глупо, что неизвестный инициатор утечки отдал такую информацию в руки корпоративных СМИ, а не передал её, к примеру, «Викиликс» и не разместил в Интернете».

Недоумения британского дипломата разделяют и простые англичане: ведь в панамском досье речь идёт о семье Дэвида Кэмерона, а местные газеты словно воды в рот набрали. «The Guardian» пишет о панама-гейте огромную статью на первой полосе, но ни разу не упоминает фамилию своего премьера. «Daily Mail» пытается быть чуточку объективней, но в заголовке – только про Путина, в тексте его упоминают аж 19 раз, а Кэмерона – всего шесть. Американская «The New York Times» вроде бы и выходит под нейтральным заголовком и, кажется, описывает содержание документов относительно корректно, но вот на фотокарточке – только президент России. Один. И это при том, что в обнародованном массиве украденной информации Путин не упоминается вообще. Никак. От слова «совсем». И так – во всех западных СМИ. Читателей и зрителей, впрочем, такая позиция уже давно не удивляет.

The Washington Post FiendNCheezes: «Вот это поворот. Украинский президент Пётр Порошенко лично включён в этот список. Тем не менее заголовок начинается со слов «Соратники Путина бла-бла-бла». Пропаганда в лучших традициях».

USA Today Tim Easter: «А теперь опубликуйте миллионы названий компаний и имён людей, которые занимаются тем же самым в США. Упс! Такое опубликовать нельзя, потому что эти самые люди и компании владеют телеканалами и газетами».

USA Today Mike Jones: «Погодите, ни одного американца в списке? Ха, да это чушь собачья, пропагандистская статья, нет ни одного крупного финансового кипежа, в котором не было бы грязной американской руки».

Daily Mail Kristian: «Я думаю, что буду говорить от лица многих британцев, если скажу, что меня больше интересует, где хранят свои деньги наши собственные парламентарии, а не то, что делал или не делал Путин».

Der Spiegel Levi2010: «В этом списке 100 или даже 1000 человек, в этом замешан даже Месси, и, несмотря на это, все немецкие СМИ пишут о Путине. Мне не нравится его политика, но если СМИ постоянно мне показывают «злых русских» и «дьявола Путина», то мне кажется, что мной пытаются манипулировать».

Le Figaro Sartin: «После успеха Путина в Сирии и освобождения Пальмиры, конечно, нужно было найти что-нибудь, чтобы очернить его имя. Странным образом ничего не говорится об американской верхушке. Эти-то, видимо, чисты, как родниковая вода».

Дмитрий Абзалов, политолог: «Это информационная составляющая, информационная компания, если внимательно посмотреть: ни одну доказательную базу, именно: конкретный документ-связь-подпись, видео-аудио запись, ничего предъявлено не было. И это делается специально, чтоб потом не пойти в суд. Потому что, как показала практика, и как упоминал Песков, РФ может туда обратиться. Панама традиционно находится в сфере влияния США, традиционно. И с военной точки зрения происходит, и с политической. И с юридически-экономической».

Кстати, глава Международного консорциума расследователей – некто Дрю Салливан, в той же самой сфере. О его доходах любой желающий может узнать из открытых источников за последние годы он получил шесть миллионов долларов от одиозного фонда USAID, который занимается финансированием цветных революций по всему миру.

Владимир Путин, президент РФ: «То, что они позволяют себе хамить иногда публично, нам за это принесли прямые извинения некоторые высокопоставленные чиновники администрации. Но я думаю, не потому, что им стало стыдно, а потому, что они умнее тех, кто это делал. А в чём проблема? В том, что когда официальные лица, скажем, Госдепа либо администрации США заявляют какие то такие хамоватые вещи, то это значит, они обозначают себя как заинтересованные лица. Это, конечно, с точки зрения достижения конечного результата плохо для них, но для нас хорошо, потому что мы понимаем, кто заказчик».

Так что же в панамских бумагах говорится о России, если о Путине там – ни слова? Вот тут действительно – и смех, и грех. Расследователи полагают, что одна из оффшорных компаний – ну, чисто теоретически – может иметь (а может – и не иметь) отношение к другу детства президента – знаменитому виолончелисту Сергею Ролдугину. Звучит тревожная музыка.

Владимир Путин, президент РФ: «Теперь что касается Сергея Павловича Ролдугина. Он не просто какой‑то музыкант, он народный артист России, блестящий музыкант, думаю, что один из лучших в стране. Многие творческие люди в России, я не знаю, каждый второй, может быть, если Вы обратите внимание, пытаются заниматься бизнесом, и, насколько мне известно, Сергей Павлович тоже. Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие‑то деньги зарабатывает. Это, конечно, не миллиарды долларов, чушь, нет ничего подобного, какие‑то зарабатывает. Почти все деньги, которые он там заработал, он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию, дорогие вещи. Мы всегда приветствуем, когда кто‑то делает что‑то подобное. Но он идёт ещё дальше, я знаю, что он уже несколько месяцев занимается чем? Оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений. И на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает из своих средств. Чем больше у нас будет таких людей, тем лучше, и я горжусь, что у меня есть такие друзья».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ