Миссия не выполнена

10.04.2016

А сейчас у нас для вас осталась одна история, в которой стоит разобраться, чтобы найти новые, забытые или потерянные детали.

Она отправит нас в начало 19 века, когда весной 1806 года в порт Сан-Франциско впервые с особой миссией прибыл уполномоченный русского императора - министр Русской Америки.

Думаю, многим из вас этот факт не покажется знакомым.

Но все знают эту историю такой: русский граф Николай Резанов приехал в Америку, влюбился в юную деву, но злая судьба их развела, оставив нам печальную историю любви и песни про «белый шиповник» в известном спектакле Марка Захарова и Алексея Рыбникова.

А ведь в этой истории важна не любовь, а политика. Ради большой политики и больших амбиций России отправился в эту экспедицию Николай Резанов. Начало 19 века - особое время для отношений США и России. Сегодня о нем не любят вспоминать в Америке, но тогда именно Россия встала на сторону США в конфликте с британской короной. Великая и мощная держава буквально спасла своей поддержкой молодую совсем страну.

Но были у нас и другие интересы за океаном. У нас была своя Русская Америка. Русские фактории уже строились не только на Аляске, но и на берегу Тихого океана в части сегодняшней Калифорнии и Канады. Так вот именно туда с особыми полномочиями и был отправлен из Петербурга граф Резанов.

Но почему эта миссия была неудачной? Зачем ему нужна была эта женитьба? И почему мы навсегда потеряли Русскую Америку? Да, история бывает несправедливой. Но, может быть, всем было бы выгодно, если бы он решил важные вопросы для России, но умер в безвестности без всяких этих «Я тебя никогда не забуду»?

Анна ВОРОПАЙ изучала старые документы.

24 января 1807, Сибирь. Уже тяжело больной граф Николай Резанов пишет свое последнее письмо. Вспоминает жизнь, полную интриг и приключений. И, конечно, любовь. Но, не к той, которую он называл Консепсией. «Любовь моя у вас в Невском, под куском мрамора, а здесь — следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Консепсия  мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня, я люблю ее и плачу о том, что нет ей места в сердце моем». Вряд ли перед лицом смерти граф был неискренним, впрочем, лукавства ради извлечения выгоды – как собственной, так и для государства - в этой истории было предостаточно. Началась она в Петербурге, когда камергер Его Величества вместе с Крузенштерном отправился  в то самое знаменитое кругосветное путешествие.

Альбина Павлова, заведующая музеем-пароходом «Св. Николай» Красноярского краеведческого музея: «У него умерла жена, и он хотел заниматься воспитанием детей, но Александр Первый пригласил его к себе и сказал: «Я и Отчизна хотим от вас жертвы».

Разругавшись в пух и прах с Крузенштерном, Резанов причаливает к берегам Аляски. Он так и не попал бы в Сан-Франциско, но голод в российской колонии Ново-Архангельска заставил его искать припасы у соседей. В архиве МИДа хранится донесение Николая Резанова к министру коммерции за 1806 год. В нем он отчитывается о поездке в Калифорнию и в том числе докладывает начальству о помолвке с испанской красавицей. И вряд ли эта любовная история так просто попала в официальный документ. Упоминание о первой красавице Калифорнии появляется только на 8 странице. И сразу же наводит на мысль:  а  не была ли женитьба Резанова на несовершеннолетней дочери коменданта крепости Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо долгоиграющим дипломатическим проектом? Местный губернатор больше месяца медлил с заключением сделки. «Видя положение мое неулутчивающееся, ожидая со дня на день больших неприятностей и на собственных людей своих ни малой надежды не имея, решился я на серьезный тон переменить мои вежливости». Обольстить Кончиту было не так сложно. Статный, хорошо образованный Резанов с изысканными манерами, не мог не произвести впечатление.

Юлия Басенко, первый секретарь историко-документального департамента МИД России: «Он все-таки исходит из политических и таких, скажем так, торговых некоторых аспектах, потому что, как человеку новому, из совершенно неизвестной страны, ему нужно было там закрепиться».

«Ежедневно куртизируя гишпанскую красавицу, приметил я предприимчивой характер ея, честолюбие неограниченное, которое, при пятнатцатилетнем ея возрасте, уже только одной ей из всего семейства делало отчизну ея неприятною. Всегда в шутках отзывалась она об ней: «Прекрасная земля, теплой климат, хлеба и скота много и больше ничего!»

Борис Аверин, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета СПБГУ: «Сан-Франциско не представлял из себя ничего. Какая-то жалкая крепость, это была скорее деревенька».

Перед Кончитой маячила роскошь балов Петербурга, девушку привлекала перспектива стать женой человека, приближенного к самому русскому императору. Но это был взаимовыгодный интерес. У Резанова явно были виды на кусок испанского захолустья. 

Алексей Истомин, ведущий научный сотрудник Центра европейских и американских исследований института этнологии и антропологии РАН: «Письмо – это по сути дела маленькая такая маленькая сводка разведданных о Калифорнии. Тут есть все – дороги, войска, экономика – все. Тут можно черпать информацию о том, как вести торговлю с Калифорнией и как ее завоевать».

Резанов подробно – на 86 страницах - описывает, какие товары производят здесь, как их можно использовать в России. Что это даст испанцам, и что это принесёт Российской империи. «Вот милостивый государь, начальный опыт торговли с Калифорнией, каждогодно может она приносить».

Сергей Чернявский, директор российского государственного исторического архива: «По меньшей мере, миллион рублей. Это баснословные деньги по тем временам».

Дальше идут таблицы, расчёты, цены на муку, пеньку, шкуры. Сравнение стоимости, подсчет прибыли  главное – он подметил земли недалеко от Сан-Франциско.

Сергей Чернявский, директор российского государственного исторического архива: «Часть этих владений вполне могла, бесхозных по сути дела, вполне могло отойти к России. И он эту идею тоже продвигал».

Это был бы удачный момент. Испания уже тяготилась колониями, а аппетиты слабых Соединенных Штатов еще не были настолько гипертрофированными. Добившись главного – прочных торговых отношений с испанцами, которые до помолвки совсем не шли на контакт, и, забив трюмы «Юноны» провизией, Резанов отбывает в Петербург. Просить разрешение на брак с иноверкой. И уже в Сибири случается то, что меняет ход истории.

Альбина Павлова, заведующая музеем-пароходом «Св. Николай» Красноярского краеведческого музея: «На их пути была горная бурная река Очакан.  При переходе через эту реку лошадь Резанова попала в водоворот и он оказался в студеной воде. Им бы где-нибудь обсохнуть, переодеться, но шел проливной дождь, они не смогли развести даже костер».

Резанов скончался под Красноярском. Кто знает, как сложилась бы судьба Русской Америки – и всей планеты, вернись Резанов обратно.

Дмитрий Полетаев, писатель, историк: «Александр Первый его очень любил. Он был человек умнейший, Резанов я имею в виду, и наверняка бы предложил какие-то новые схемы развития, в которых были бы все заинтересованы».

Смерть Резанова можно сказать, поставила точку в развитии проекта основания Русской Америки. Его дело продолжили другие – но уже – не так успешно. Спустя 6 лет русские  основали здесь форт Росс. Сейчас это – исторический парк США

Хэнк Бирнбаум, директор экскурсионных программ исторического парка «Форт-росс» в Калифорнии: «Многие думают о крепости Росс, но не знают, что были укрепления вокруг нее, это был не просто форт, земли распространялись на север и на юг».

И географически и стратегически, эта территория была важна России. Остается только гадать, что было бы, если бы всё пошло по плану Резанова. Но земля так и остались невостребованной.

Андрей Синельников, историк: «Он просто никому был не нужен, его взяли и продали, получили какие-то деньги небольшие, я думаю, прогуляли их тут же, прямо на берегу около Форта Росс. И уплыли домой счастливо».

С Фортом Росс Россия потеряла Аляску и Гавайи, а вместе с ними и геополитическое влияние  на севере Тихого океана.

Сергей Чернявский, директор Российского государственного исторического архива: «Потеряли богатейшие месторождения нефти, потеряли богатейшие месторождения золота, да мы потеряли, собственно, часть судьбы своей, богом нам уготованной, вот что мы потеряли».

Кончита 35 лет отказывалась верить в смерть жениха. Его последнее письмо, в котором он признается, что по-настоящему любит лишь одну женщину - свою рано ушедшую в мир иной русскую жену - историки считают попыткой оправдаться перед роднёй. Из-за романа на стороне, да ещё и с чужестранкой другой веры, детей графа могли оставить без наследства. Даже фразы из донесения министру можно толковать по-разному. Ведь Резанов, боясь обвинений в измене, написал его в разных вариантах, которые теперь по отдельности хранятся в архивах Москвы и Петербурга. 

Алексей Истомин, ведущий научный сотрудник Центра европейских и американских исследований института этнологии и антропологии РАН: «И вот он переписывает заново письмо, стремится показать, что он не имел никаких чувств, к Марии Консепсьон, и она тоже, в общем-то, по расчету с ним сошлась».

Влюбленные так никогда больше и не встретились. Хотя символически воссоединились. Несколько лет назад неравнодушные люди привезли в Красноярск горсть земли с ее могилы, а в обмен забрали с собой такую же капсулу с его захоронения.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ