Коридорная демократия

24.04.2016

А в самой Америке уже решают, кто станет новым хозяином Белого дома. Предвыборный марафон подходит к важной черте - сто дней осталось до решающего выбора обеих партий: в гонке должны остаться только два кандидата. Неужели Клинтон и Трамп? Ведь именно они снова выиграли праймериз в Нью-Йорке на этой неделе. А Нью-Йорк штат серьезный. Он один больше, чем иные европейские страны. После него надо пережить только Калифорнию.

Конечно, страсти кипят. Но речи, шарики, салюты и плакаты это декорация. Главный игрок сейчас - это деньги. На них покупают лояльность избирателей. Предвыборная гонка в США это гонка не политиков, а лоббистов, представителей крупных компаний, которые помогают кандидатам в президенты в обмен на определенные преференции. Потом, когда он войдет в Овальный кабинет, настанет час расплаты.

Наш собственный корреспондент в Нью-Йорке Нина ВИШНЕВА внимательно следит за тем, как идет борьба кандидатов в кандидаты. Она также встретились с человеком, который обладает эксклюзивной информацией о том, как работают скрытые механизмы власти. А как законно делать незаконные вещи, он знает лучше многих. Впрочем, лоббисты работают тонко. Обратите внимание: он говорит обычные вроде вещи, но, как говорится, читайте между строк...

Он и сейчас знает цену всем американским сенаторам, конгрессменам и даже президенту США. В том числе и тому, которого ещё не выбрали. Несколько лет назад его называли не иначе как «человек, купивший Вашингтон».

Джек Абрамофф, лоббист, бизнесмен: «Я был топовым лоббистом. И у меня были враги – все люди в Вашингтоне их имеют».

Джек Абрамофф – главный в Штатах лоббист, сделавший политическое давление сверхприбыльным бизнесом. Интервью с ним я ждала несколько месяцев - лоббисты секреты просто так не раскрывают, по лезвию закона ходят. И какой бывает расплата за эти секреты, Абрамофф знает лучше других – нескольких лет в тюрьме вполне хватило, чтобы это осознать. И все-таки – за какие ниточки дергают такие влиятельные кукловоды? Действительно ли лоббизм это и есть то самое топливо американской демократии, без которого государственная машина просто заглохнет? Особенно сейчас, во время предвыборной гонки.

Джек Абрамофф, лоббист, бизнесмен: «Лоббисты и плохие, и хорошие – как и все вещи в этом мире. Например, деньги – они плохие или хорошие? В зависимости от того, для чего вы их используете. А ружье? Плохое – если вы грабите кого-то, хорошее, если вы защищаете кого-то от ограбления».

Большое Яблоко – в красно-синих тонах. Праймериз в Нью-Йорке, о которых так долго говорили все, кому не лень, позади. Одни согласны доверить свое будущее Хиллари Клинтон, другие – Дональду Трампу. Собственно, в этом мало кто сомневался. Сферы влияния между двумя «нью-йоркерами» давно поделены.

Джейсон Хиртлер, политолог: «Проплаченная кампания», «проплаченные праймериз». Ты можешь бороться за Белый Дом, только если у тебя достаточно денег, есть поддержка Wall Street, «нужные» лоббисты и влиятельные корпорации».

Праймериз в США обходятся очень дорого. Эта кампания - просто «золотая». Американский Центр политических исследований «OpenSecrets», разоблачений которого, как огня боялись и боятся все власть имущие, приводит такие цифры: Кампания Хиллари Клинтон – почти 250 млн. долл. Корпоративные взносы (суммируя всех) – 75%. Берни Сандерс – 182 млн. долл. Корпоративных взносов нет, однако никому неизвестных крупных индивидуальных вкладчиков – аж 35%. На этом фоне совсем скоромно и очень результативно смотрится самый богатый кандидат - Дональд Трамп, он потратил лишь 50 млн. долл. Причем, своих денег – 75%. Иного пути нет - чтобы убедить миллионы ответить «да», надо потратить миллионы.

Лоббизм придумала не Америка, но только Америка довела его до абсурда, возведя в ранг закона возможность давить на правительство. Пример: в 70-е средний оборот лоббистской фирмы составлял около 80 тыс. долларов в год, спустя 30 лет эта цифра выросла до 1,5 млн. долл. За этот же период средняя стоимость успешной избирательной кампании в Сенат США возросла с 600 тыс. долл. до 9 млн.

Да что Сенат! Тот же Абрамофф в свое время установил прейскурант на Овальный кабинет. Точнее, на встречи в этом кабинете. За аудиенцию с тогдашним президентом Джорджем Бушем-младшим с премьера Малайзии Абрамофф запросил почти 1,5 млн. долл., а с президента Габон вовсе содрал 9 млн. 20 лет этот человек «промышлял» в высоких этажах американской администрации.

Джек Абрамофф, лоббист, бизнесмен: «Я возил конгрессменов за границу, я водил их в рестораны, я их поил и кормил. Я дарил им билеты на спортивные мероприятия, отдавал миллионы и миллионы долларов на взносы».

Его сравнивают то с Капоне, то с Корлеоне. Крестный отец лоббизма сначала попался на махинациях с казино – это главный бизнес американских индейцев. Конгресс хотел их обложить налогом, Абрамофф заступился - мол, пусть, сердешные, делом занимаются, все лучше, чем на пособиях сидеть. Про вину перед коренным населением напоминал, вождей по традиции с Бушем сводил. За такое заступничество индейцы заплатили своему лоббисту без малого миллиард. Потом появилось обвинение в подкупе американских конгрессменов. В итоге, Абрамофф пять лет отсидел в тюрьме. Раскаялся. Три года отслужил скромным бухгалтером в кошерной пиццерии. Написал книгу – «Суровая правда о коррупции» - о способах честного отъема денег и влияния на государственную власть. Теперь ездит с лекциями рассказывает - как плохо быть нечестным лоббистом.

Если переводить буквально, их следует называть коридорными. От слова «лобби», коридор. Есть такая легенда в Штатах: Улисс Грант, генерал, прославившийся в Гражданской войне, и в президентах армейских привычек не оставил – частенько сбегал из Белого Дома в один из вашингтонских отелей. Отдохнуть и выпить. Но чиновники доставали его и там, толпясь в коридорах. «Чертовы коридорные!» — сетовал Грант, потому как опять приходилось взваливать на себя государственные дела. Парадоксально, но лоббистская деятельность в США строго регламентирована. При секретариате Сената организации, желающие как-то влиять на внешнюю и внутреннюю политику Штатов, регистрируют специально обученных сотрудников, которые на платной основе предлагают услуги по «оказанию влияния на принятие решений в институтах законодательной и исполнительной ветвей федеральной власти». Проще говоря, давят, шантажируют, подкупают, - решают вопросы. Об этом все знают, но не все готовы мириться с такой конструкцией. Ведь получается, что любой хозяин Овального кабинета – вольно или невольно – становится звеном в коррупционной цепи, а решения, которые он принимает, помогают его спонсорам зарабатывать миллиарды. Ведь не за красивые же глаза корпорации финансируют кандидатов во время предвыборной гонки.

Кристофер Сер, участник общественного движения "Impeach Obama": «Ни один из тех, кто сейчас рвется в Белый Дом, не является достойным кандидатом. Прежде, чем выбирать президента, необходимо возродить институт президентства».

Нью-Йорк и Вашингтон трясет несколько недель подряд. Народ требует от Конгресса запретить крупные пожертвования в пользу кандидатов. Так называемые «СуперПАКи» - Супер-комитеты по политической активности, обнаглели вконец. Официально они не связаны с предвыборным штабом «нужного» кандидата, потому могут собирать и тратить на него неограниченные суммы.

Джеральд Селенте, политолог, издатель: «Я говорил это снова и снова, и я продолжу повторять. Америка – это больше не демократия. Это называется фашизм. Это слияние государственных и финансовых сил».

Именно Абрамофф стал причиной того, что в 2007 Буш был вынужден подписать закон о борьбе с лоббизмом. И открещиваться от знакомства со своим коридорным, из чего пресса сразу сделала вывод, что президенту изрядно перепадало от сделок. Пришел Обама, стал рубить под корень все, что наделал предшественник. К примеру, отменил конституционную поправку об ограничении корпоративных пожертвований на предвыборные кампании. Обама сразу замахивался на второй срок, стимулировал инвесторов. В итоге, по официальным данным, корпорации, которые лоббировали свои интересы и тратили капитал на переговоры с правительством Обамы, за счет государственных денег приумножили этот капитал в 70 с лишним раз!

Джек Абрамофф, лоббист, бизнесмен: «Если вы хотите быть должностным лицом в Америке, вам нужны люди, которые знают, как эта система работает. И они помогут вам получить то, что вы хотите».

Считается, что американский политик всегда под прицелом. И специальных комиссий, и СМИ. Не одни, так другие могут вытащить на свет божий что-нибудь, стоящее поперек закона. Выходит, тот, кто делает ставку на Белый Дом, должен быть или кристально честным, или – невероятно ловким и успешным лжецом. Обычно выбирают второе. Бывший конструктор коррупционных интриг Джек Абрамофф и сейчас, после пяти лет тюрьмы, уверен – если власть предержащего нельзя купить за деньги, значит, его можно купить за очень большие деньги. Правда, свою цену так и не назвал.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ