Унижение Черногории

22.05.2016

А в штаб-квартире НАТО в Брюсселе на этой неделе министры иностранных дел стран-членов альянса подводили предварительные итоги сезона. Это была своего рода артподготовка перед большим саммитом НАТО, который пройдет в Варшаве в первых числах июля. В числе прочих вопросов тема победного марша НАТО по Восточной Европе была одной из главных. Здесь было, чем похвастаться. Усиление альянса в Румынии, Польше и, главное, в Прибалтике оправдывали привычно: Восточную Европу надо укреплять для сдерживания страшной и опасной России. Русский вопрос вообще не сходил с повестки дня. В какой-то момент Черногория даже начала нервничать - ведь по плану именно ее вступление в члены альянса должно было стать главным событием нынешней встречи.

Но вот - подписи под протокольным документом были поставлены. Теперь Черногория в общем списке альянса. Конечно, она полностью вступит в права только после того, как документ ратифицирует каждая из стран-членов НАТО. Но право сидеть за этим общим столом у нее уже есть. Только этот стул ей будет стоить дорого. Черногория стала 29 членом НАТО. И если для альянса не очень заметен приход такого маленького бойца, то самой Черногории придется внести новую строку расходов в свой и без того некрепкий бюджет. Впрочем, премьер был полон праздничного настроения:

Мило Джуканович, премьер-министр Черногории: «Власти Черногории продолжат реформы для того, чтобы подготовить общество к жизни в общей семье европейских стран в XXI веке».

Общество подготовить действительно надо. И объясниться с ним. Ведь договориться с ним власти страны так и не удосужились. Более 50 процентов жителей Черногории были против этого военного союза. Но ведь таков новый тренд Европы - народ спрашивают, но не слушают. Зачем НАТО эта маленькая страна на берегу Адриатики - понять можно. Брюссельские вояки вообще не гнушаются брать все, что есть под ногами. Но зачем это парламенту и премьеру Черногории? Врагов у страны нет. А что такое война, здесь помнят очень хорошо. И чья это была война - тоже. 16 лет - срок короткий. Наш специальный корреспондент Наталья БАНДУРИНА отправилась в Черногорию, чтобы спросить: а дальше-то что?

По извилистой горной дороге из аэропорта Тивата на такси едем в столицу Черногории - Подгорицу. За рулем - Мирослав. Он серб. Неплохо знает русский, только вот разговор явно не клеится. Делает громче радио любимое, с русскими хитами, уже в конце пути все же делится причиной своего плохого настроения.

Мирослав, водитель такси: «Этот договор, эти партнеры. Я думаю, это плохо».

Мирослав говорит о последних новостях – в Брюсселе подписан договор о вступлении Черногории в НАТО. И в этом нет ничего хорошего. Он не один так думает. В стране даже не стали проводить всенародный референдум, потому что мнение народа и так всем известно - «НАТО нам не надо». Об этом кричат даже стены домов в центре столицы. Такие граффити повсюду – но больше всего их перед домом правительства и зданием ООН. Причина этому одна - «Помни 99 год»

Март 1999 года. Силы НАТО начинают крупномасштабные бомбардировки всей бывшей союзной республики Югославия. Официальный повод - Сербия не вывела свои войска из Косово. С этого момента и в течении 78-дней авиация Северо-атлантического альянса сбросит 23 тысячи бомб, конкретно американцы - 218 крылатых ракет. Впервые под прицелом химические заводы. Белград будут утюжить бомбами с обедненным ураном. Страшные последствия тех атак - радиоактивное загрязнение и рост онкологических заболеваний сегодня. Но самой трагической точкой на карте этих не военных действий - бойни - станет маленькое горное село Мурино, на севере Черногории.

В контексте

29.04.2018

Двойные стандарты памяти современной Германии

Радомир Коматина, житель села Мурино: «Вот оттуда они прилетели… со стороны Косово».

Мост, по которому идем, построили относительно недавно. Раньше старинная каменная переправа - по проекту русского архитектора, кстати - была местной достопримечательностью. Ее не стало в один момент. А жизнь села, в котором тогда проживали всего-то 500 человек, поделилась на две части - до налета натовской авиации и после.

Радомир Коматина, житель села Мурино: «Это был обычный солнечный день, и ничто тогда не предвещало беды. Никто и подумать не мог тогда, что наш маленький поселок подвергнется такой атаке. Я могу сравнить это только с терроризмом, это были преступники. Здесь погиб мой отец, а еще трое детей, моя соседка и мой друг. Дети, которые лежали без рук и без ног, я до сих пор слышу, как они просят меня о помощи….»

По официальной версии, этот мост бомбили, потому как имел он огромное стратегическое значение, связывал северные участки страны с Косово, но достаточно и беглого взгляда на реку в этой ее части, чтобы понять - перейти ее может даже ребенок. Но тогда, 10 мая 1999 года сюда сбросили 26 бомб.

Потом причиной трагедии назовут ошибку пилота. По такой же якобы «ошибке», к слову, уничтожена и текстильная фабрика в поселке. О той бомбардировке сейчас напоминают обелиски с фотографиями погибших, которых слишком много для такого маленького села. А площадь в центре Мурино, куда пришелся один из ударов авиации теперь называется «площадью жертв НАТО». Книги в местной библиотеке хранят осколки до сих пор.

Зоран Йокич, директор библиотеки села Мурино: «Это свидетельство агрессии НАТО, эти книги, они ранили наши души, они ранили наши сердца».

Здесь же, в библиотеке - фотографии, которые были сделаны сразу после бомбежки. У Мирко Кнежевича в тот день домой не вернулся сын - ему было всего 13.

Мирко Кнежевич, житель села Мурино: «Я обвиняю правительство Черногории, потому как они ничего не сделали, не предупредили об этой трагедии, не осудили это преступление. Мы два раза подавали в суд, а нам отказывали с формулировкой – не обоснованное заявление. Как не обосновано, если ребенка нет в живых?»

Почти сразу после бомбардировки Мурино власти распорядились выплатить компенсацию семьям потерявшим своих родных и близких - по 10 тысяч евро. Однако после того как у правительства Черногории появились шансы самим вступить в ряды Североатлантического альянса, этим людям - с каким-то невероятным цинизмом - предписали компенсацию вернуть.

Радомир Коматина, житель села Мурино: «Да, от нас сейчас требуют деньги. А поэтому, что я могу сказать, когда завтра сюда придут НАТОвцы? Я не смогу им никак отомстить, я только смогу плюнуть им в лицо. Что с нами делает наша власть? Джуканович говорит - мы свободный народ, но какой мы свободный народ, когда мы даже не можем выразить свою волю, что наш единственный союзник - это Россия».

Редакция местного интернет-телевидения в Подгорице. Здесь на 8 квадратных метрах пятеро сотрудников каждый день пристально следят за работой правительства. Именно здесь планировали  все акции протеста, когда только-только премьер-министр Мило Джуканович стал агитировать свой народ  за вступление в НАТО.

Гойко Рачиевич, лидер организации «Нет-войне, Нет-НАТО»: «Это меня бьют и моего оператора».

В октябре этого года во время одной такой акции протеста люди в масках и бронежилетах напали на лидера местной оппозиции, не согласной с политикой черногорских властей, Мио Мартыновича. Его практически забили до смерти. С множеством переломов и ушибом мозга его доставили в больницу. А ведь этот человек умеет дать отпор – в прошлом он спортсмен, боксер, сейчас глава Ассоциации профессионалов.

Миодраг Мартыновичвот, председатель Ассоциации профессионального бокса Черногории: «Я не «за» НАТО, я «против» НАТО, я против любой армии, которая бы сюда пришла. Они единственный военный альянс – единственный, почему мы должны в него вступать - у нас есть Хорватия, Босния…. Почему им нужны наши побережья?»

«Партнерство и взаимопомощь, - неустанно повторял премьер Черногории, приводя аргументы «за» союз с НАТО. Только истинные причины этой якобы дружбы известны чуть ли не каждому жителю балканской страны.

Гойко Рачиевич, лидер организации «Нет-войне, Нет-НАТО»: «Джуканвич в свое время контролировал всю контрабанду сигарет, по этому факту заведено ряд судебных дел в Швейцарии и Германии. Чтобы оставаться на свободе, он должен был  выполнять все задания Вашингтона. А в интервью Жака  Ширака, это не мои выдумки, вообще говорится о том, что Джуканович лично приезжал в Вашингтон и отдавал команду на бомбардировку Югославии. Ну а конечная цель НАТО - руками Джукановича свести счеты с Россией. Так Черногория автоматически будет противопоставлена России».

За 27 лет своего правления Джуканович от комсомольского лидера добрался до кресла премьер-министра, именно он довел свою страну практически до черты бедности. Чтобы переломить ситуацию, есть только один выход, говорят оппозиционеры: свергнуть действующее правительство. Пока надеются, что это удастся сделать мирным путем, через выборы.

Андрия Мандич, председатель партии «Новая сербская демократия»: «Теми акциями протеста, которые были недавно, мы практически свергли это правительство, но  вмешались силы США, но мы активно действуем в этом направлении. Кроме того, нельзя верить тому, что у нас тут не появится военных баз НАТО, они сейчас активно и аккуратно анализирует побережье Черногории. Но нам этого не надо. Но если бы нам и пришлось когда-нибудь выбирать, в каком союзе быть, то однозначно это была бы Россия».

Реформа оборонного сектора страны - еще один лозунг правящей силы Черногории, только со времен Югославии вряд ли что- то осталось от этого самого сектора. Весь военно-морской флот - вот эти несколько кораблей, которые соседствуют с прогулочными катерами и яхтами. Иными словами – нет никакой базы, кроме как НАТОвской. На протяжении веков с функцией «обороняться» и «грозить» успешно справлялись эти пушки у старинной крепости города Будва. Но большой и самый больной вопрос: нужно ли тут еще оружие? Особенно если оно будет в руках тех, кто уже проливал кровь безоружных людей на этой земле.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ