Под контролем президента

22.05.2016

На этой неделе главы регионов и министры докладывали президенту о том, что они сделали, чтобы жизнь людей стала лучше. Да, по сути, их отчет был именно об этом. Потому что «исполнение майских указов» - это только сухая формулировка. А за ней большой план работы, в котором прописаны многие «больные» и столь знакомые нам проблемы - нехватка детских садов, помощь больницам и поликлиникам, поддержка многодетных семей, права дольщиков. Вечная проблема - доступное жилье. И еще знакомая беда - бюрократические проволочки. Список едва ли не бесконечен.

Большая программа действий была написана еще четыре года назад. Задания розданы. Сроки указаны. За неисполнение - всем чиновникам президентом была обещана «публичная политическая персональная ответственность». На сегодня сделано немногим более половины задуманного. Меньше, чем ждали. Да и за то, что сделано, можно отчитаться цифрами и графиками, но есть и другой способ проверить результат - посмотреть вокруг - люди заметили перемены?

Конечно, это разговор долгий и трудный. И в Кремле многим докладчикам пришлось отвечать не только по заготовленной бумажке, но и с трудом подбирая слова для оправданий. А президент напомнил, что у всех сегодня есть исторический шанс решить проблемы, которые мучают Россию уже не одно поколение. Хорошо бы. Только чиновникам надо думать не о том, как они будут смотреться в истории, а о том, как сегодня посмотрят людям в глаза. Анна ВОРОПАЙ расскажет подробнее.

Клятва врача: «Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь: честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека».

Эльвира Умерова, терапевт вилинской участковой больницы: «Оооой… почему я сюда вернулась вообще? Охххх. Честно – не знаю вообще, почему я сюда вернулась! Ха-ха! Я никогда не думала, что вообще сюда вернусь».

Сытый мегаполис, респектабельная частная клиника с обеспеченными пациентами - казалось бы, всё решено и заслужено годами обучения в Медицинском университете.

Эльвира Умерова, терапевт вилинской участковой больницы: «Это мое родное село, я решила вернуться туда, чтобы помогать своему населению. Потому что я здесь родилась, выросла, ходила в школу, в детский садик в этом селе».

В контексте

23.12.2018

Про обманутых дольщиков.

Стать земским доктором Эльвира захотела сама. Вроде болеют люди везде одинаково. Но здесь опыт набираешь быстрее, потому что и пациенты, и проблемы - всё близко. И твоя помощь нужна всегда.

Эльвира Умерова, терапевт вилинской участковой больницы: «В принципе мне не скучно. То я нахожусь здесь, в 4:30 у меня рабочий день не заканчивается. Я еду дальше, на выходных у меня свои дежурства есть. Мне интересно работать. Я не жалею, что осталась в селе работать, я этого не чувствую».

В деревне терапевт – один на всех. И давление померить, и жизнь спасти.

Клятва врача: «Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать…»

Вот, вроде простые слова, а ведь в них и есть самое важное: уважение к человеку. Тогда и работа в радость, и помощь всегда придет, и жизнь наладится. Большая программа из многих пунктов была принята еще четыре года назад. Она стала главным поручением правительству, когда Владимир Путин вступил в должность президента. Круг проблем — широчайший, но главные те, что важны для каждого из нас: Именно об этом в 2012 году, вступая в должность Президента, говорил Владимир Путин. Качественная медицинская помощь, собственное жилье, бюджетникам — достойные зарплаты, детям — отличное образование.

Владимир Путин: «Мы взяли на себя тогда большую ответственность перед гражданами и должны работать без ссылок сегодня на сложности и внешние ограничения».

Конечно, тогда, 4 года назад никто и подумать не мог, что нас окружат санкциями, что вырастет валюта, а нефть уйдёт в крутое пике. Но майские указы — не просто план. Это обещание, которое дано людям. Поэтому и спрос с чиновников здесь особый. Строгий. И результат важен не на бумаге — в цифрах и графиках, а на деле — что построено и что уже работает. Вот и сейчас: отчитались за 88 процентов сделанного. А на деле оказалось меньше. С каких пор министры математику забыли

Александр Бречалов, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, секретарь Общественной палаты РФ: «Из 162 поручений, мы рекомендовали к снятию только 24. То есть по нашим данным, если говорить в штуках, процентах, 15 процентов или 24 поручения выполнены полностью. Здесь нет ничего удивительного, у ОНФ и у Правительства несколько разный подход к оценке выполнения того или иного поручения».

Разная оценка — это так: Чиновники умудряются отчитываться о выполнении поручений, не всегда достигая результатов. Вот построили дом. Застройщик его сдал, местная власть приняла, счастливые новоселы получили ключи. Формально, для оценки — полный порядок. А жить в нем невозможно.

Нэла Рахманголова, житель села Кукелево: «Здесь вот идет грибок. Я вот тут заделывала резиной и скотчем все залепила. Под подоконником тоже замазывала все дыры. Отовсюду дует, обои отвалились все».

Этот дом Нэле Рахманголовой местные власти построили после того как все, что у нее было, разрушило и унесло наводнение. Новый дом был для нее мечтой, а теперь и жаловаться сил нет: в зиму было так студёно и сыро, что не на улице, а здесь пенсионерка так и ходила в валенках. Спасибо, говорит, чиновникам, что не угорели вместе с соседями...

Нэла Рахманголова, житель села Кукелево: «Затопляем печку, и дым идет в квартиру. Было угарно сильно. Вот до сих пор даже потолки черненькие. А соседка – соседке 2 раза скорую вызывали».

Спустя год после настойчивых просьб трубы Нэле все-таки поменяли. А учредителю и директору строительной фирмы предъявили обвинение по статье «выполнение работ, не отвечающих требованиям безопасности по предварительному сговору». Теперь предприниматели могут отправиться за решетку на 6 лет. А ведь задача власти предельно проста — поднять уровень жизни людей. Сделать так, чтобы в центре России и на Дальнем Востоке, в небольшом поселке или огромном городе жизнь была в равной степени комфортной, чтобы нормой, а не диковинкой были хорошая поликлиника, музыкальная школа, спортивный зал, библиотека, детские кружки. И такую жизнь нельзя нарисовать только в пухлом отчете. Здесь оценку должны дать люди.

Владимир Путин: «Оценивать результаты проделанной работы (я уже об этом говорил, причём, по моему, в этом зале в прошлом году) надо не по количеству снятых с контроля поручений или по объёму написанных отчётов – это у нас делать умеют, научились. Люди должны почувствовать реальные перемены к лучшему».

Но главным для любого человека всегда будет его дом. Поэтому к жилищной программе всегда очень вопросов. Мария перед самым Новым годом переехала в собственную однушку под Нижним Новгородом. Качественный муниципальный ремонт уже входил в стоимость.

Мария Коробова, житель Богородска: «Были сразу поклеены обои, прибиты плинтуса. Постелен линолеум».

Это кажется фантастикой: квадратный метр здесь стоит всего 35 тысяч, вместо средних по региону 70. Но в этом и суть особых условий, которые дает программа «Жилье для российской семьи». Мария признается – если бы не помощь государства, она вряд ли бы принимала гостей в собственной квартире.

Мария Коробова, житель Богородска: «Было бы проблематично, потому что все равно накопления – это немножко другая сумма, скажем так. В большем объеме. И я думаю, лет через 10, через 15 возможно. А тут шанс выпал, надо пользоваться».

Попасть под требования программы может практически каждая вторая российская семья. Тем более что условия упростили.

Надир Хафизов, депутат земского собрания Богородского района Нижегородской области: «Молодая семья изначально должна была иметь ребенка. А где ж детей-то делают? Сначала надо квартиру. И мы добились расширения, уточнения этой категории. Вот заключил брак в ЗАГСе – прям можешь сразу попадать в список».

Механизм снижения цены – простой. Соседние дома и таунхаусы продают чуть дороже, квартиры по госпрограмме – дешевле. А в совокупности прибыль у застройщика та же. И сдавать удается точно в срок. Пресловутый квартирный вопрос испортил жизнь тем, кого давно называют «обманутыми дольщиками». Каждый месяц где-нибудь по стране проходит очередной митинг таких несостоявшихся новосёлов – они перекрывают дороги, бросаются под машины, штурмуют офисы строительных компаний. В отчаянии от того, что их проблема не решается годами.

Виктор Мельчеков, куратор общественного движения «Дольщики России»: «Пока не понятно, сколько еще будут стоять вот эти недостроенные дома, когда они будут достроены – тоже не ясно».

От недостроя не спрятаться, не скрыться - новая квартира Виктора по иронии оказалась рядом с чьей-то такой же заброшенной стройкой. И на свое первое жилье он до сих пор смотрит через такой же ржавый забор. В ту самую двушку, ради покупки которой было продано все что можно, переехать не удается уже 13 лет. Нет ни жилья, ни компенсации – хорошо написанный на бумаге закон про страховые выплаты в реальности не работает.

Виктор Мельчеков, куратор общественного движения «Дольщики России»: «Это просто узаконенные поборы, которые, значит, никогда не вернуться к дольщикам в виде квартир в случае остановки строительства. Если банкротиться застройщик, банкротится та компания, которая страховала риски».

Пока нет ни одного примера, где стройку завершили за счет страховки. Поэтому президент предлагает создать государственный компенсационный фонд. Он должен стать спасением  для обманутых дольщиков. Но с одним важным условием:

Владимир Путин: «Мы не должны создать такого механизма, который бы вечно прикрывал чьи-то огрехи, неэффективную работу, либо ещё хуже – чьё-то жульничество. Государство не должно быть спонсором такой некорректной работы».

Сегодня в стране помощи от государства ждут почти шесть миллионов российских семей. Это намного меньше, чем пять лет назад, но цифра все равно огромная. Кому-то помогут программы для молодых семей. Те, кто сегодня молод и настроен на работу, сможет взять ипотеку. Уже сейчас государство гасит часть процентной ставки. Благодаря этому уже взят каждый третий кредит. Но надо искать новые способы финансирования и помощи людям. Просто потому, что проблему доступного жилья решить можно. Совсем. Как бы фантастично это сейчас ни казалось.

Владимир Путин: «Если мы будем действовать эффективно, будем действовать настойчиво, то и в каждом регионе, и в стране в целом ситуация кардинально может поменяться, понимаете? Кардинально. Вот поверьте мне, у нас есть такой исторический шанс!».

Не все, кто был в зале, поверили в то, что это действительно возможно. Но - это план на завтра Сегодня им надо выполнить то, что уже людям обещано. Отозваться на чужую боль и чужие трудности. И не на 15, а на все сто процентов.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ