Мир. Труд. Минск

13.06.2016

В Минске на этой неделе встречались президенты России и Белоруссии. Эта встреча лидеров двух стран была только частью большой деловой программы. Форум регионов России и Белоруссии проходил уже в третий раз. И здесь ключевое слово - регионы. Прямые отношения регионов - отдельная важная тема. Это когда Минск работает с Калугой, Могилев с Новосибирском. Именно так, напрямую, давно работают Краснодар, Самара, Петербург.

Уровень доверия между нами высок. По данным Фонда общественного мнения, Белоруссия возглавляет список самых близких и дружественных России стран. 70 процентов жителей России сказали, что им легко находить с белорусами общий язык. Однако сейчас на встрече в Минске Александр Лукашенко посетовал, что на самом деле россияне мало знают о том, что происходит в союзной республике. "Я хочу, чтобы вы знали, чем живут ваши младшие, но все-таки братья!" - сказал он.

Наш специальный корреспондент Анна ВОРОПАЙ поехала в Минск, чтобы рассказать о работе форума, а получилось, что отчасти исполнила мечту Батьки. Так чем живет Белоруссия и почему она сохранила особый, забытый советский дух?

Фрагмент клипа: «Саня останется с нами»: «Саня останется с нами! Останется с нами! Все будет о`кей!»

Кажется, он услышал эту песню, впервые спетую еще в 2010 году, и решил остаться совсем. Бессменный лидер Беларуси с 1994 года, он и не планирует уходить на пенсию. Ещё недавно его называли последним диктатором Европы, но после исторической минской ночи, когда Путин, Меркель, Олланд и Порошенко ели собственноручно приготовленные им бутерброды, Александр Григорьевич вновь рукопожат и допущен в первый эшелон мировой политики. Над ним смеялись, когда после войны санкций через границу его страны в Россию хлынула волна устриц и креветок, выращенных на тайных фермах Беловежской Пущи, его пугали Майданами и вливали миллионы долларов в марионеточную оппозицию, а он всё так же как и прежде - оставался с нами. Сложный, неформатный, другой. 61-летний холостяк, которого обвиняли во всем, что только может прийти в голову, но только не в коррупции и стяжательстве. Однажды он произнёс волшебное слово и заморозил Советский Союз на одной, отдельно взятой небольшой территории. И попробуй найти того, кому это не нравится.

Фрагмент клипа: «Саня останется с нами»: «Чистые улицы, солнышко жмурится. Дождик, как душечка, ласкает душу, ездят трамваи такси и автобусы. Самое чистое место на глобусе!»

Это не съемочная площадка ностальгического сериала и не съезд реконструкторов-любителей советского прошлого. Даешь пятилетку в четыре года! Битва за урожай! - всё это на полном серьезе произносится сегодня, в 2016 году. И не только произносится - это работает.

Леонид Заяц, министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии: «Агропромышленный комплекс нашей страны развивался на базе 4 государственных программ на 4 пятилетках. И эта продовольственная победа, которую мы сегодня озвучиваем с трибуны - это есть сегодня итог совместной работы серпа и молота».

В контексте

28.02.2016

Встреча в «нечужой Белоруссии»

В центре всеобщего внимания – бык Юрза – гигант весом больше тонны. Хозяин – директор компании с труднопроизносимым ностальгическим названием «Белплемживобъединение» – с гордостью рассказывает: вот качественное потомство, вот победы в селекции. Если закрыть глаза, то можно представить, что сейчас из-за поворота выйдет колонна весёлых комсомольцев с кумачовыми знаменами. Выйдет, пройдёт, и скроется за горизонтом, где ждут рекордные надои, центнеры с гектара и небывалый урожай паслёновых.

Анатолий Хотько, генеральный директор Белорусского государственного объединения по племенному животноводству: «Та аналогия или сравнение с Советским Союзом – оно для меня где-то в душе даже и радует. Я лично считаю, что надо смотреть на все лучшее, и пусть все это лучшее с нами остается. А то, что кого-то не устраивает, мы не должны использовать в нашей работе».

В Беларуси - а страна называется именно так - не стали в погоне за прочими младоевропейцами переименовывать милицию или ГАИ. Более того - даже аббревиатура КГБ никого не пугает, а звучит как-то тепло и по-домашнему. В Уголовном Кодексе предусмотрена смертная казнь, которая реально практикуется. За время правления Лукашенко - а это уже 22 года - государство прибегало к исключительной мере защиты 243 раза. И если еще два десятилетия назад случались годы, когда казнили по 40 человек, то в последнее время - всё меньше и меньше. А на центральных улицах блестят огнями казино. Не Лас-Вегас, конечно, но вполне достойно. Парковки перед игорными заведениями по выходным забиты автомобилями с российскими номерами. Так похоже на Россию, только всё же не Россия. И, конечно, не Советский Союз. От которого, впрочем, удалось сохранить всё самое лучшее.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь: «Наши отношения – самые продвинутые на постсоветском пространстве, и другие интеграционные объединения всегда ориентируются на тот опыт, которым мы обладаем».

Продвинутые отношения – это множество совместных проектов Союзного государства. 180 межгосударственных договоров: о свободной границе, взаимном признании трудового стажа, пенсионном обеспечении. Москва по-прежнему остается для Минска основным инвестором и торговым партнером с долей почти в половину товарооборота. Темпы экономического сотрудничества вполне предсказуемо подпортили кризис и колебания курсов валют – об этом и говорили президенты на двусторонних переговорах. Но пришли к выводу: все эти сложности – на самом деле – лишний повод еще теснее сплотиться.

Владимир Путин: «Действительно, у нас были определённые потери в прошлом году; в этом году всё-таки объёмы восстанавливаются, причём объёмы белорусского экспорта в Россию увеличиваются большими темпами, чем российский импорт в Белоруссию. В целом, это нормально».

Общение двух лидеров началось совсем уж неформально, по-родственному. Два президента о чем-то тихо разговаривали, и чувствительные микрофоны профессиональных телекамер ухватили важное: Путин и Лукашенко могут говорить о личном. О том, что никогда не откроешь чужаку, врагу, потенциальному сопернику. Собственно, из таких мелочей и состоит настоящая политика.

Владимир Путин: «Сплю мало. Позавчера спал четыре часа. Эту ночь пять часов».

Дальше, уже гарантированно без телекамер в таком же спокойном и доброжелательном тоне говорили о том, что не совсем нормально. О газовом долге в 125 миллионов долларов – Белоруссия по-прежнему отказывается его признавать, требуя дополнительной большой скидки. А после – на форуме регионов – Владимир Путин не мог не обойти тему контрабанды санкционных товаров. Кто ж из россиян теперь не знает о белорусских устрицах, выдержанных сырах и креветках… Желание заработать - вполне понятно, но гораздо проще и - главное - полезнее для добрососедских отношений делать это в реальном, а не в сером секторе экономики.

Владимир Путин: «Нужно воспользоваться сегодняшней ситуацией, чтобы расширить своё производство, в том числе под нужды российского рынка. Если мы сегодня этого не сделаем, а будем пропускать на свой рынок санкционированную продукцию, и белорусским производителям будет сложнее осваивать российский рынок, а мы хотим здесь иметь и яблоки, и другие сельхозпродукты, мясо, молоко именно белорусского происхождения, а не транзитом проходящие через белорусскую территорию».

Расширение, по сути, уже произошло: по всей России работают сети магазинов белорусских продуктов, и в их торговых залах всегда многолюдно. Сделано в Беларуси - сегодня это такой своеобразный знак качества для русского потребителя. Часть ностальгии по Советскому Союзу, вера в несокрушимость стандартов и ГОСТов. Чем заполнят белорусы российские прилавки, можно было увидеть как раз там, где временно обитает гигантский бык Юрза - на выставке Белагро. И здесь не только зерно, овощи, молоко и колбасы. Рядом - тяжелые промышленные машины, без которых встанут угольные разрезы в Кемерове или остановится дорожное строительство где-нибудь в Ленинградской области - огромные БелАЗы, МАЗы, и гигантские трактора минского завода.

Участник выставки: «Будем говорить, мы передовые. Не отстаём. Сейчас осталось провести сезон в пахоте».

Владимир Путин: «А они где-нибудь есть у нас?»

Участник выставки: «Пока только в Белоруссии. Но мы вместе тестируем».

Новинки производства показывает главный конструктор минского тракторного завода. Андрей Стасилевич на МТЗ попал по обязательному распределению еще молодым специалистом, еще при Союзе. Да так и остался на всю жизнь, а в его родной Беларуси с тех пор ничего принципиально не изменилось. В трудовой книжке – много записей, но всё это лишь отметки о повышении. А место работы, как и прежде, одно. Но с особой гордостью Андрей Григорьевич вспоминает сегодня не этот славный трудовой путь, не свои 60 патентов на изобретения, а человека, который помог ему сделать по-настоящему правильный выбор.

Андрей Стасилевич, генеральный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»: «Первое, что делается на заводе – это закрепляется наставник. То есть человек более опытный, который помогает молодому человеку познать завод, включиться в работу, с коллегами познакомиться. Вот этот наставник, он как бы азам учит - тем, которым не учили в институте».

Система наставничества сохранилась и сейчас. Учитель Андрея до сих пор работает на МТЗ, занимается компоновкой и - в это трудно поверить - дизайном машин. А генеральный конструктор еще с первых курсов университета отслеживает перспективную молодежь. Для этого есть совместные кафедры МТЗ и различных учебных заведений. А он руководит приемной комиссией и поэтому сразу видит тех, кого готов взять на стажировку. Большинство местных институтов и университетов так и работает – по окончанию учебы выпускники не отправляются на все четыре стороны, не становятся бесполезными офис-менеджерами или коммивояжерами, а попадают на производство по договорам. Если уж государство бесплатно тебя учит, то изволь, получив диплом, отдать родине долг. Советская система послевузовского распределения, которую так ругали российские демократы, в соседней Беларуси прекрасно, без сбоев, работает и сегодня. Учился на журфаке - отправляйся на три года в районную газету писать о битвах за урожай. И только после этого можешь вернуться в Минск и пытаться претендовать на работу в центральной прессе. Получал рабочую или инженерную специальность - добро пожаловать на завод. Оттуда, кстати, редко уходят, отработав положенные годы. Так и становятся настоящими профессионалами, мастерами своего дела. И делают, казалось бы, невероятное. Например, этот трактор - совместный российско-белорусский проект - не имеет аналогов в мире. У него – полностью автоматическая трансмиссия, и еще одно неоценимое качество.

Андрей Стасилевич, генеральный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»: «Трактор может работать в качестве электростанции».

Анна Воропай, корреспондент: «Это как?»

Андрей Стасилевич, генеральный конструктор ОАО «Минский тракторный завод»: «У него уже есть генератор, на 220 киловатт, это в принципе хорошую ферму может снабжать электроэнергией».

Белагро – выставка для крупных государственных предприятий. Частных компаний здесь не найти. Впрочем, и во всей Беларуси их тоже очень мало. Хотя смельчаки все-таки находятся. Вот Константин Зайцев – бывший инженер-электрик – ныне птицевод – до сих пор в шутку, словно извиняясь, называет себя городским. Давно оторвался от земли, в городе засыпал и просыпался. Но так сложилось: после смерти отца остался дом в деревне, у самого с работой перед пенсией не сложилось. Вот и решил разводить кур. Сейчас в его небольшом стаде 200 голов 16 пород. Золотых яиц курицы так и не принесли, но на семью хватает.

Константин Зайцев, птицевод: «Денег, конечно, съедает это очень много. Деньги зарабатывают промышленные фабрики, с которыми конкуренции нам – мы и не пытаемся им составить конкуренцию. У нас просто курочки для души».

Для своей страны птицевод Зайцев - как белая ворона. В масштабе - вся Белорусь для соседней России примерно так и выглядит. Но он не просит поддержки у государства и просто работает. Пусть постоянных покупателей немного, зато они знают: куриное мясо и яйца от Константина Зайцева - знак качества.

Константин Зайцев, птицевод: «На породном птицеводстве заработать невозможно. Это затратное дело и этим занимаются только любители».

И опять - всё в масштабе. Государство Беларусь ровно так и зарабатывает, торгуя с Россией. Не агрохолдинг, а колхоз. На антибиотики, а природные корма. Потому и очереди в таких магазинах Москве, Петербурге или Нерюнгри. И Лукашенко подобных Зайцеву фермеров если и не поддерживает открыто, то уж точно не душит. Ведь его курочки - пусть и в миниатюре - а демонстрируют всему миру модель современной белорусской экономики: хотим и можем.

Константин Зайцев, птицевод: «Дело в том, что у нас в плане субсидирования ничего не получится. Потому что как бы... Государству это не интересно. Наверное. Государству более интересно такие, то, где хорошая рентабельность и все остальное. А это чисто вот как хобби».

Но хобби можно превратить в бизнес, причем - в большой бизнес. Например, бумагу для того самого евро, оказывается, вырабатывают из белорусского льна на государственных белорусских предприятиях.

Иван Голуб, директор Института льна, заслуженный работник сельского хозяйства Белоруссии: «Да в принципе все деньги, которые есть Европе – они из нашего волокна сделаны. Материал, из которого делают деньги, стараются такой подобрать, чтобы они были крепкие, не могли разрываться, и так далее. В любых условиях могли – даже в воду попали, они были целые эти деньги».

Вполне себе мирный лен можно использовать и в военных целях. Из него белорусы научились делать все виды пороха – для артиллерии и стрелкового оружия. В условиях, когда НАТО приближается к границам Союзного государства, лён неплохо бы держать сухим.

Александр Лукашенко, президент Республики Беларусь: «Понятно, что определенным силам и у нас, и у вас не по душе наше всестороннее сотрудничество и сопряжение. Всякими способами они стремятся разрушить наше единство. Рассорить Беларусь и Россию, ослабить наши позиции тем самым. Поэтому нам ни в коем случае нельзя поддаваться на эти потуги и вбить клин в наши братские отношения».

Отношения между странами действительно братские - у России и Беларуси есть опыт жизни в едином государстве. Когда-то – в Советском Союзе, теперь – в Союзном государстве. И это больше, чем партнерство. За последние века у нас не было испытаний - отдельно русский и отдельно белорусских.

Фрагмент клипа: «Саня останется с нами»: «Саня останется с нами! Останется с нами! Все будет о`кей! Саня останется с нами! Останется с нами! Все будет о`кей!»


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ