Надежда трещит по швам

26.06.2016

На этой неделе были большие европейские смотрины Надежды Савченко. В Страсбурге прошла сессия ПАСЕ - этого парламента без прав при Совете Европы. Того самого, где нас лишили голоса. А поскольку Савченко, пока сидела в СИЗО, успела неожиданно для себя стать депутатом этой организации, то приехала сюда - работать, да и себя показать. Работа у нее была понятная - рассказывать про угнетенную Украину и ужасную Россию. На родине не сомневались, что Савченко «сможет без труда покорить депутатов ПАСЕ и даже выбить из них слезу».

Просто удивительно, что в Европе кипят нешуточные страсти вокруг мигрантов или нападок Эрдогана на депутатов Бундестага, или Брексита, который вообще затмил все новости, а в ПАСЕ жизнь будто законсервировалась. Они как обсуждали плохую Россию два года назад, так до сих пор и обсуждают. И Надя со своими довольно примитивными взглядами и лозунгами хорошо вписалась в этот контекст. К тому же теперь она не наводчица, не сиделица, а борец за права человека. Вот так просто - встаешь однажды утром и ты уже мать родная для всех политических заключенных. Кстати, почему там, в ПАСЕ, никто не спросил у этого борца за права человека, каково это - убивать безоружных? Жаль только, что ее триумфу мешал мой коллега Константин Рожков. Он был, наверное, самым внимательным ее слушателем. И за свои реплики и вопросы на этой неделе стал даже звездой украинских СМИ. Все рассказали, как нападал на Надю ужасный русский журналист и как она его совсем-совсем не боялась. Как там было на самом деле - он сейчас сам расскажет.

А пока Надя ездит по европам, на родине за нее идет битва. На сайте президента Порошенко всяк желающий может вывесить любую петицию и начать собирать подписи. И вот - Савченко герой этой доски объявлений. Требуют разное. Одни - лишить Савченко звания «Героя Украины» как агента ФСБ. Другие взывают: «Надю - в президенты!». Есть и другой вариант - Надю в премьер-министры. Есть еще предложение назначить ее послом Украины в России. Сразу несколько групп собирают подписи, чтобы назначить Надю министром обороны. Кто-то хочет назвать именем Савченко аэропорт Борисполь в Киеве. И, наконец, здесь есть воззвание к самому Порошенко перестать спекулировать именем Савченко. Хотя, мне так кажется, что он сам уже не рад ни ее возвращению, ни такой активности.

Наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ, тот самый, которого цитировали всю неделю украинские СМИ, сегодня сам расскажет о своих впечатлениях от личного знакомства с Савченко и о том, зачем портил ей французские каникулы нехорошими вопросами.

Владимир Ариев, глава делегации Украины в ПАСЕ: «А теперь я хочу дать слово российскому пропагандисту…»

«Российские пропагандисты» – это мы. Съемочная группа Пятого канала в Страсбурге. Потом украинские СМИ напишут: «Наша Надя жестко ответила российскому пропагандисту». Во время выступления мы положили микрофон прямо перед главной виновницей этого торжества. На тот момент она уже знала, кто мы и какую страну представляем.

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Вот такие вот «журналисты», как лежит вот здесь Пятый канал, они бегают по полям, поднимают осколки и говорят: «Ой, там бомбы сыплются», а сами ничего не понимают».

По работе мы часто сталкиваемся с подобными обвинениями с украинской стороны и, как правило, это остается за кадром. Но тут молчать было нельзя, особенно, когда речь идет о твоих коллегах, которые вообще-то рискуют жизнью, украинские бомбы падают и с ними рядом тоже.

Дмитрий Кулько, корреспондент: «Они обстреляли многоэтажки вот такими огромными снарядами».

Анатолий Майоров, корреспондент: «Это и есть 100-процентное и достаточно тяжелое доказательство нарушение минских договоренностей».

Семен Еремин, корреспондент: «Ну и вот такой сегодня редкий трофей у бойцов ДНР».

Константин Рожков, корреспондент: «Я не собирался высказывать, но вы в своей речи упомянули российских журналистов, поэтому небольшую ремарку себе позволю…»

В контексте

18.06.2017

Безвиз для Украины. Путь на свободу или в нелегалы?

Но сначала вернемся в тот самый день, когда Надежда Савченко впервые появилась у стен Парламентской Ассамблеи Совета Европы в Страсбурге. Трудно сказать, было это простым совпадением или нет, но первыми, кто узнал ее, оказались не политики и даже не журналисты, а местные чудаки. Уличный художник из Грузии, который целыми днями рисует картины о страшной России, сразу увидел в Наде родственную душу.

Константин Рожков, корреспондент: «Что-то почувствовали, когда ее обняли?»

Шоту Лиладзе, уличный художник: «Дааа, конечно! От нее хорошая энергия идет. Аура такая. Я очень рад».

Константин Рожков, корреспондент: «Но ведь она при этом людей убивала, она же военнослужащая».

Шоту Лиладзе, уличный художник: «Я не знаю, дорогой. Я не думаю, что она убивала кого-то».

Не успела расстаться с художником, попала в объятья лохматого мужчины с босыми ногами. Это он в образе Иисус Христа, объяснили потом местные жители. Так ведь и Надю на Украине почти канонизировали.

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Дорогой, я не знаю английского».

Кажется, на лице Надежды Савченко проскочила неизвестная ранее эмоция - смущение. У себя на Родине она уже всех приучила: ей палец в рот не клади. Может и матом если что…

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «На…ем людей кожен дэнь!»

И на скучном совещании прикорнуть. И даже без обуви явиться на заседание Верховной Рады. Такого депутата в Совете Европы еще не было.

Константин Рожков, корреспондент: «Расскажите, чего вы ждете от сегодняшнего посещения ПАСЕ? О чем вы будете говорить сегодня?»

Адвокат: «Речь идет не о посещении, Надежда идет работать».

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Я жду конкретной работы».

Повезло! С ходу не послала, по камере бить не стала. Что-то не то. Изменения налицо. Во-первых, внешний вид. Вместо джинсов и вышиванки - деловой костюм и туфли, пусть на небольшом, но все же каблуке. Вполне формальная одежда. Образ Надежды Савченко в Европе изначально был, как на тех фотографиях, что расклеены внутри Парламентской Ассамблей – сильно отретуширован. Но в жизни, и правда, как будто «отфотошопили». С европейскими депутатами Савченко просто душка: терпеливо фотографируется, улыбается. Это в Раде она могла занять трибуну и говорить без остановки и даже петь. На открытии сессии ПАСЕ уложилась в строгий регламент – 2 минуты.

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Сейчас Украина стоит на передовом рубеже огня. Мы платим за спокойствие Европы и за мир в своей стране своей кровью и жизнями своих людей. Я прошу вас поддержать нас в этом своей твердой, последовательной, четкой позицией».

Этот новый европейский образ как будто кем-то старательно скроен. Украинским журналистам, например, Надежда Савченко рассказала, что костюм, в котором появилась в ПАСЕ, она сшила еще возрасте 17 лет. И он, правда, ей мал. А сзади даже заметны стежки, будто брюки зашивали. Мы бы не стали обращать внимания, но ведь по большому счету Надежда Савченко или те, кто ее консультируют, хотели, чтобы это заметили. В первый же день, мы поинтересовались, будет ли Надежда Савченко, как депутат общеевропейского парламента, заниматься, в том числе, общеевропейскими делами, а не только говорить об ужасной России.

Константин Рожков, корреспондент: «Что вы думаете по нарушению прав человека в Турции? Что вы думаете по поводу истоков кризиса мигрантов в Греции?»

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Вам наверное лучше ответить на русском языке, да? Чтобы вы меньше переврали, когда будете меня переводить. Хорошо, я вам отвечу. К сожалению, в нашем мире, неидеальном, права человека нарушаются. Я отслеживаю ситуацию, что происходит в мире. И в Турции, и с беженцами. Я на это имею свою точку зрения».

Вот на трибуне выступает лично премьер-министр Греции Алексис Ципрас, говорит как раз о беженцах. Есть возможность узнать информацию из первых уст. Но кресло Надежды Савченко пустует. В этот момент она совершенно в другом месте. На этой сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы как никогда много говорят о России. А учитывая, что наша делегация отсутствует, получается, говорят за глаза. Темы круглых столов самые разнообразные: свобода прессы в России, нарушения прав человека в России, проблемы выборов - они еще, правда, не начались, но проблемы очевидно будут - тоже в России. Каждый раз эти встречи проходят при участии членов украинской делегации и лично Надежды Савченко. ПАСЕ - это такое место, где украинцы рассказывают европейцам, как в России страшно жить. Так это обычно и происходит. Кто-то от Украины устраивает какой-нибудь круглый стол. В названии, кстати, «Россия», может и не упоминаться. Например, так: «Свобода перемещения СМИ». Тут надо смотреть, кто модератор. Часто это, Владимир Ариев, глава украинской делегации в ПАСЕ.

Константин Рожков, корреспондент: «Я когда увидел эту сессию «Свобода СМИ», мне она очень понравилась. Я наконец-то понял, кому могу свой вопрос задать. Меня и моих коллег с Пятого канала из Украины депортировали без объяснения причин».

Владимир Ариев, глава делегации Украины в ПАСЕ: «Потому что вы не журналисты, вы пропагандисты».

Константин Рожков, корреспондент: «Смотрите, у меня есть аккредитация Совета Европы, для Совета Европы я журналист».

Люди с откровенно русофобскими взглядами здесь вообще почетные гости.

Константин Рожков, корреспондент: «Господин Джемилев, можно несколько слов для российского канала?»

Сопровождающий: «Нет, мы сейчас заняты. У нас сейчас выступление».

Бывшего лидера крымских татар Мустафу Джемилева, например, пригласили обсудить – цитата – «нарушения прав человека на оккупированных украинских территориях». Имеется в виду Крым. Разговор шел за закрытыми дверями. Хотя было интересно послушать, как о правах людей рассуждал тот, кто сделал все, чтобы оставить 1,5 миллиона человек без продовольствия и без электричества.

Константин Рожков, корреспондент: «Если предположить, что один человек организовал продовольственную и энергетическую блокаду на одной отдельно взятой территории. Он таким образом нарушил право на жизнь?»

Мустафа Джамилев, уполномоченный президента Украины по вопросам крымскотатарского народа: «Я на гипотетические вопросы не отвечаю».

Но все они в Европе уже примелькались. И на некоторых европейских депутатов, судя по всему, стали нагонять тоску.

Тини Кокс, председатель группы «Объединенные европейские левые» в ПАСЕ: «Я призываю наших коллег из России: возвращайтесь к нам на Ассамблею. Не потому что мы любим вас или ненавидим вас. Но вы нужны нам для диалога».

Это вообще было довольно странное собрание. Вопросы Надежде Савченко почему-то задавали не журналисты, как это обычно бывает, а сами же члены украинской делегации. Вот, например, советник главы СБУ Юрий Тандит. Спрашивается, что он вообще делает в Страсбурге. И кстати, потом он подошел к нашей съемочной группе и допытывался, настоящие ли мы журналисты. Вот еще один вопрос из зала. На этот раз задает депутат Верховной Рады Леонид Емец. Одним словом, кругом все свои. Кроме нас, разумеется.

Константин Рожков, корреспондент: «Вы сказали, что в репортажах российских корреспондентов мы часто показываем осколки и что-то придумываем. Действительно, часто российские журналисты берут в руки осколки, просто потому что ребята оказываются там, где идут бои. К сожалению, эти осколки часто находят в детских больницах, школах».

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Я против того, что вы называете не ту марку оружия, осколка, гранаты. То оружие, которое вы берете, вы называете другими именами».

Константин Рожков, корреспондент: «Какая разница, какая марка, если снаряд попал в школу?»

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Не вопрос, вы тогда скажите, что она попала в школу, но вы не говорите, что именно попало. Одно дело если попала минометная мина, другое дело, если это фосфорная бомба».

Владимир Ариев, глава делегации Украины в ПАСЕ: «Для того чтобы не брать в руки осколки, перестаньте присылать в Украину свое оружие».

Аплодировать тут можно разве что тому, как грамотно они оба ушли от темы. Убивать мирных жителей нельзя никаким оружием, ни фосфорным, ни каким иным. Именно об этом, а не о марках украинских бомб, снимают репортажи российские журналисты. При этом часто они получают ранения, а иногда погибают. Савченко ли это не знать?

Житель Юго-востока Украины: «У нас дом разбитый, прямое попадание было, мы сами все сделаем, прекратите войну!»

А еще нельзя сажать в тюрьму людей за их убеждения, как, например, это произошло в случае с Русланом Коцабой, жителем Ивано-Франковска, которого арестовали только за то, что он выпустил один единственный ролик, где призывал своих граждан бойкотировать очередную волну мобилизации.

Руслан Коцаба, журналист: «Ваши эти повестки, какие бы вы ни присылали, в присутствии своих малолетних детей я будут засовывать вам в одно место».

Дело в том, что Руслана Коцабу не только признан узником совести международной организацией Amnesty Internation, по иронии судьбы - его дело рассматривалось в Страсбургском суде по правам человека в тот самый момент, когда в соседнем здании Надежда Савченко рассказывала о судьбах сотен политзаключенных, но не в украинских, а в российских тюрьмах.

Татьяна Монтян, правозащитник: «Она (Савченко) играет свою роль. Она получает свои деньги, она себя чувствует великолепно. И несмотря на то, что именно Коцаба ее прославил, взял первое у нее интервью, она даже не помнит, кто это такой».

Мы решили напомнить Надежде Савченко, а заодно и всем остальным в Парламентской Ассамблее, кто такой Руслан Коцаба.

Константин Рожков, корреспондент: «Собираетесь ли вы расследовать такие случаи только на территории России, моей страны, или будете в том числе делать это на территории вашей страны, Украины?»

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины, член постоянной делегации Украины в ПАСЕ: «Я очень хочу, чтобы украинский суд был на порядок выше российского суда, чтобы у нас не было к чему придраться, так как вы ведете суды. Поэтому да, я будут заниматься всеми этими вопросами».

Мы считаем это публичным обещанием - депутат Парламентской Ассамблеи Совета Европы Надежда Савченко будет лично заниматься делом украинца Руслана Коцабы, а также проблемами всех остальных политзаключенных на Украине, осужденных за так называемый «сепаратизм». И если хотя бы один человек, окажется на свободе, вот это и будет жесткий ответ «российскому пропагандисту». Пока же бывшая наводчица по прозвищу «пуля» больше сама напоминает пропагандистскую машину, вернее, винтик, в чьих-то руках. Для Украины самое главное, чтобы в Европе о ней не забывали. Но Надежда трещит по швам.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ