Сирийский узел

25.09.2016

Да, атака на сирийские правительственные войска в городе Дейр-эз-Зор и нападение на гуманитарный конвой ООН поставили под угрозу все достигнутые с таким трудом договоренности. Но именно поэтому надо не хлопать дверями, как Саманта Пауэр неделю назад в Совбезе, а провести расследование. Признать ошибки. Вернуться к соглашению. Но главное - назвать, наконец, врага врагом.

Константин РОЖКОВ анализировал последние изменения на военной карте Сирии.

Очередная попытка добиться мира в Сирии на грани срыва. После нескольких дней относительного затишья вновь идут бои. Правительственные войска Башара Асада перешли в наступление в районах Алеппо и Хомса. Отряды оппозиции, часть из которых продолжали воевать и во время перемирия, отвечают огнем самодельной артиллерии. В это же время отряды повстанцев, поддерживаемые Турцией, под шумок заняли 5 сирийских деревень. То ли для борьбы с Исламским Государства, то ли с курдами, - уже не разберешь. Сирия опять погружается в состояние войны – всех со всеми и против всех… Между тем еще недавно казалось, что перемирие возможно. Сначала в Китае на саммите G20 встретились Владимир Путин и Барак Обама. Спустя несколько дней в Женеве Сергей Лавров и Джон Керри объявили о подписании нового соглашения по прекращению огня. И оно даже успело вступить в силу, но только на пару дней.

В контексте

16.04.2017

Зачем Асаду химичить с химией

Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Это был преднамеренный удар по Дейр-эз-Зор, чтобы вытеснить оттуда Сирийскую армию «Исламским государством». А потом ИГ превращается в умеренную оппозицию. Вот, что такое Дейр-эз-Зор».

Первый удар по только что подписанным соглашениям нанесли сами же американцы, когда самолеты возглавляемой ими коалиции атаковали позиции сирийской армии в городе Дейр-эз-Зор. Официальные лица в США сначала вообще отказывались признавать свою вину, а потом назвали это «трагической случайностью», мол, извините ошибочка вышла. Целились-то в боевиков ИГИЛ, а попали в солдат правительственных войск. Стоит ли удивляться, что президент Сирии Башар Асад не поверил.

Башар Асад, президент Сирии: «Все это не было случайностью. Там было 4 самолета, которые атаковали позиции сирийской армии в течение часа. Нельзя совершать ошибку в течение целого часа. Это, во-первых. Во-вторых, атаковали не какое-то конкретное строение, а целый район, в котором никаких террористов не было».

Если взглянуть на карту, атака на Дейр-эз-Зор действительно выглядела странно. Город , который вот уже три года удерживают сирийские военные, расположен на территориях, подконтрольных «Исламскому Государству». На сотни километров вокруг нет никого, кроме боевиков ИГИЛ. Координаты и позиции сторон давно известны. Стреляй – не промажешь. Но бомбы почему-то упали ровно на позиции сирийской армии. Боевики «Исламского государства», не повершившие своему счастью, тут же перешли в наступление. В итоге погибли 62 сирийских военнослужащих, более 200 были ранены. Россия экстренно созвала заседание Собвеза ООН. В итоге российские и американские дипломаты обменялись публичными выпадами. Налет на Дейр-эз-Зор подорвал и без того условное доверие друг другу. Но не в этом ли и была истинная цель?

Александр Сотниченко, доцент факультета международных отношений СПбГУ: «Для них (американцев) задача, чтобы Россия не смогла установить в Сирии мир. Чтобы Россия терпела там потери, чтобы Россия тратила свои силы свои деньги на Сирийскую компанию, чтобы эта война никогда не заканчивалась».

Все расставить по местам и окончательно закрепить режим прекращения огня в Сирии могли бы в Нью-Йорке, где как раз открывалась генеральная ассамблей Организации Объединенных Наций. Но именно в этот момент из Сирии пришла еще одна трагичная новость. Гуманитарный конвой под Алеппо был атакован ночью. Погибли несколько десятков человек. Был частично уничтожен груз из медикаментов и продовольствия. При этом еще не успели догореть костры, как в случившемся обвинили Россию.

Сотрудник службы спасения: «Ровно в 7 часов Россия и сирийский режим… Вертолет атаковал эти грузовики с гуманитарным грузом, медикаментами».

Кто этот человек, дающий интервью, откуда он взялся, - не известно. Но это видео облетело все мировые СМИ. На утро после трагедии нашелся еще один комментатор.

Очевидец: «Вчера российские самолеты совершили более 25 ударов по автоколонне, принадлежащей сирийскому Красному Полумесяцу».

То есть ночью говорили, что это были вертолеты. Утром - уже самолеты. И даже количество ударов посчитали – 25. Ни больше, ни меньше. Доказательств никаких. Съемок, где бы было видно, что это именно российская авиация, нет. Да и как это можно было бы разглядеть, если была ночь. Так или иначе, к раскрутке версии о «русском следе» тут же подключились официальные американские лица.

Бен Родс, заместитель помощника президента США по вопросам национальной безопасности: «Это был именно авиаудар. А значит это могли сделать либо сирийский режим, либо российское правительство. Но как бы там ни было, мы все равно возлагаем ответственность за инцидент на Россию, так как они взяли на себя обязательства по прекращению огня».

Грубо говоря, логика такая: это были русские, потому что больше некому. Достоверно известно, что гуманитарный конвой выехал со стороны Алеппо, из района, который контролируют правительственные войска, но затем двинулся по территории так называемой «умеренной оппозиции» пока не остановился на разгрузку в районе населенного пункта Орем-аль-Кубра. Здесь и было совершенно нападение. Судя по характеру повреждений, это вообще мог быть НЕ авианалет. Скажем, на месте нет характерных именно для авиабомб глубоких воронок.

Виктор Мураховский, главный редактор военного информационно-аналитического журнала, полковник запаса: «На машинах следы повреждения скорее всего самодельными боеприпасами. В частности такие боеприпасы широко используют незаконные вооруженные формирования».

Вот одно из таких самодельных орудий. Конструкция элементарная: металлическая труба и подставка на колесах. Снаряды тоже самодельные: те же трубы, только меньше в диаметре, набитые гвоздями. Проблема в том, что точность стрельбы низкая: куда прилетит, туда прилетит. И по-хорошему такую с позволения сказать артиллерию надо обязательно наводить, особенно если огонь ведется ночью, как это и было при нападении на гумконвой. И вот тут действительно не обойтись без авиации. И, как минимум, один летательный аппарат в момент атаки действительно был неподалеку. Его засекли российские военные радары.

Игорь Конашенков, начальник Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ, генерал-майор: «Именно в этом районе. В воздухе. На высоте 3600 метров со скоростью 200 км/час находился ударный беспилотник международной коалиции, взлетевший с турецкой авиабазы Инжирлик».

Это, кстати, объясняет и путаницу в словах очевидцев: кто-то видел вертолет, кто-то самолет, а, возможно, это был дрон. Справедливости ради, надо отметить, что колонну сопровождал и российский беспилотник, который, впрочем, на момент атаки уже вернулся на базу. Перед этим он успел снять любопытные кадры. Вдоль колонны едет пикап с орудием на прицепе. Может это и была та самая пушка, которая выстрелила в финальном акте этого жестокого спектакля.

Александр Сотниченко, доцент факультета международных отношений СПбГУ: «Правды мы так и не узнаем никогда. Те следственные мероприятия, которые будут проводиться в районе уничтожения конвоя, их будет проводить Джебхат ан-Нусра. Понятно, к каким выводам она придет».

Но что если это соглашение между Россией и Сирией было обречено на провал с самого начала. В Соединенных Штатах им далеко не все были довольны. И именно по настоянию США текст был засекречен. Впоследствии, правда, случилась утечка. Но то, что попало в руки журналистов, это лишь часть договора. Каких-то сенсационных сведений там нет. В основном технические параметры перемирия, которые широкой публике не так интересны. Другой вопрос, что такого осталось под грифом «секретно», чего американцы не хотели бы разглашать.

Антон Мардасов, начальник отдела исследования ближневосточных конфликтов Института инновационного развития: «Авиация международной коалиции под эгидой США может наносить удары в интересах войск Асада, если они воюют с «Исламским государством». Конечно, такой пункт вреден для имиджа Вашингтона, который на протяжении многих лет говорил, что Башар Асад должен уйти».

Что в итоге? Россия и США впервые были близки к тому, чтобы договориться о мире в Сирии, хоть и внутри Соединенных Штатов это не всех устраивало. И именно в момент, когда этот самый мир висел на волоске, происходит цепь трагических событий: якобы ошибочный налет на Дейр-эз-Зор, а вслед за ним и атака на гуманитарный конвой. Кто дал американцам неверные координаты сирийских войск, что делал их беспилотник в районе гуманитарной колонны, и куда делся подозрительный пикап с орудием на прицепе? Ясно только то, что в этой истории нет ни случайностей, ни совпадений. А значит эта долгая и кровавая война по-прежнему кому-то выгодна.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ