Далеко ли до президента?

25.09.2016

Эстония вчера ждала до глубокой ночи, чтобы узнать имя нового президента. Именно так - не выбирала, а ждала. Это в Америке сейчас страсти кипят на весь мир - компромат, дебаты, взломы. В Эстонии все тихо и неспешно. Очень неспешно. По закону президента выбирает парламент, но лето прошло, а он так и не смог этого сделать ни в первом туре голосования, ни во втором, ни в третьем. Ну, не набрать никому из кандидатов заветное число голосов. В результате, судьбу вчера решали выборщики. Хоть это, как в Америке.

Полномочия нынешнего президента Тоомаса Хендрика Ильвеса истекают через месяц. За два срока на этом посту он нам запомнился бунтами из-за переноса советских памятников и слепой верой в русскую угрозу. Хотя русского сам не знает, да и вообще - в кармане у него (может быть, до сих пор) американский паспорт. Но кто мог прийти ему на смену? Будет ли новый президент продолжать вбивать кол между своими и чужими и радоваться, что его страна плацдарм для чужих войск? А впрочем, чем черт не шутит, может Эстонию ждет эпоха здравомыслия?

Но нет ответов на эти вопросы. Скандал! Прецедент! Даже выборщики снова разошлись не с чем. Что же случилось? Почему никто не вышел в лидеры - все так одинаково хороши или одинаково плохи? Наш специальный корреспондент Олег КУЗЬМИЧЕВ наблюдал в Таллине за этой самой неторопливой президентской гонкой.

Неторопливый, почти безжизненный Таллин встречает день накануне выборов. На улицах ни души, а ведь сегодня у страны появится новый президент. Хотя город может спать и дальше. Простых жителей на эти выборы всё равно не приглашали. Самый большой в республике зал Эстония на субботу отменил все концерты. В этот день здесь другое шоу. Коллегия выборщиков подбирает стране лидера. Вообще на этот пост назначает парламент, но депутаты аж в трех турах подряд так и не смогли назвать заветное имя. Поэтому, согласно местной конституции — созывается специальная Коллегия из 335 человек. 101 место занимают все те же депутаты, а 234 кресла отдают представителям местных самоуправлений. Проще говоря, из каждой волости по выборщику. 

Елена Коршунова, член Коллегии выборщиков Эстонии: «Выборы президента именно коллегией выборщиков проходили последний раз в 2006 году — 10 лет назад. И выборы такой значимой фигуры для нашего государства — наверное, это, действительно, событие».

Да какое событие — сразу 5 кандидатов. От центристов, консерваторов, реформаторов. Давно такого не было. До последнего момента — ни один политолог не брался предугадать результат. Да что там политолог, эстонская знаменитость — экстрасенс Илона Калдре тоже терялась в догадках. 

Илона Калдре, экстрасенс: «На мой взгляд, борьба сложится между женщиной и мужчиной. Будет такая достаточно острая борьба. И до последнего момента указать четко — взять фотографию в руки и сказать — вот он наш президент — не могут не только экстрасенсы, но и люди, которые напрямую занимаются этой работой».

Хотя Илона не раз уже предсказывала исход различных выборов в Эстонии, ее даже прозвали — политический экстрасенс. Но в этот раз — даже сверхсилы оказались бессильны. Русскоязычная Эстония ставила на Майлис Репс. Центристка — она призывала менять конституцию, и сделать выборы прямыми, чтобы народ сам голосовал за президента. Госпожа Репс собиралась мирить Россию и США, причем стол переговоров должен был быть сколочен и поставлен именно в Таллине. Она поддерживает русскую общину, а сразу после избрания — обещала поехать по соседям. Причем по всем.

Майлис Репс, кандидат на пост президента Эстонии: «У нас есть традиция ехать в Латвию, Финляндию, но я бы хотела, чтобы третья страна, которая большой сосед, Россия была тоже частью традиции, я единственная, кто сказал, что точно буду ехать в Россию».

Но слишком мало выборщиков из русской общины. Да и подход к ним — нужен особый. Это опытный политик Сийм Каллас. Он работал от Эстонии в Еврокомиссии, поэтому точно знает — как вести переговоры даже на самом высоком уровне. Для встречи с выборщиками накануне голосования — Каллас арендовал дорогой ресторан в замке зодчего Штакеншнейдера, построенном в 1831 году. В живописном месте у водопада. А внутри - вино рекой. За спиной у Калласа коррупционный скандал конца 90-х, когда он руководил Банком Эстонии, из него пропали 10 миллионов долларов. Позже, уже на посту в Еврокомиссии — новая история: британские СМИ обвинили Калласа в том, что бюджет ЕС тратится с нарушениями — а это как раз зона ответственности эстонского политика. Но перед выборами, кто будет вспоминать об ошибках  прошлого. 

Сийм Каллас, кандидат на пост президента Эстонии: «Никаких коррупционных дел у меня нет!»

Олег Кузьмичев, корреспондент: «Когда вы были членом комиссии по аудиту!»

Сийм Каллас, кандидат на пост президента Эстонии: «Там все было предельно яснобыло, ну, вы знаете, я отвечал вообще-то за борьбу против коррупции и мы сделали все, что нужно, и там никто никогда меня не упрек, ни в чем не упрек. Эта машина огромная — если в год расходуется больше, чем 100 миллиардов евро, значит там и ошибки, и всякое бывает».

Сам Каллас Россию не очень-то любит, хотя 20 лет был членом КПСС. Сейчас в эксклюзивном интервью нам признался, под какую дудку готов плясать:

Олег Кузьмичев, корреспондент: «То есть в отношениях с Россией вы будете опираться на мнение ЕС и НАТО?»

Сийм Каллас, кандидат на пост президента Эстонии: «Это да! Да, придется консультировать».

Грешила на Россию в эти дни и другой кандидат — Марина Кальюранд. В эфире эстонского ТВ ей приходилось доказывать, что она эстонка, а это сложно. Мама-то у нее русская. Поэтому сначала в ход пошли справки из МВД с доказательством гражданства, а позже — тяжелая артиллерия в лице отца-героя. Да еще какого! То, что один из претендентов на президентский пост — Марина Кальюранд, а в девичестве Раевская — русская, похоже, не давало покоя всю эту предвыборную неделю ее штабу. И буквально за 2 дня до выборов в крупнейшей эстонской газете Постимэес — вышла статья с заголовком — отец Кальюранд был героем войны. И этот герой — солдат латышской дивизии войск СС. Вот его фотография, он даже был награжден гитлеровским крестом. Интересно, что в русскоязычной версии этой же газеты, за это же число — такой статьи нет. Ну, а цинизма этой истории добавляет тот факт, что издание опубликовало материал 22 сентября — в день освобождения Таллина от немецко-фашистских войск. То есть отец-эсэсовец должен добавить политических очков Кальюранд. И статья в местной газете, которая всю предвыборную пору поддерживала бывшего главу МИД — это такой противовес русскому происхождению.

Эдуард Тинн политолог, доктор философских наук: «Военный герой, то есть он латышский легион СС, два золотых креста имел. И вот видите что — оказывается, вот тебе русская, но одновременно отец латыш — воевал совсем на другой стороне».

В контексте

28.01.2018

Интриги не будет: в Суоми предпочли стабильность

Хотя сама Кальюранд вроде бы и не при чем. Отца не знала, а про гордость за него — российскому телевидению - отвечает корректно, как и положено дипломату.

Марина Кальюранд, кандидат на пост президента Эстонии: «Мне очень трудно что-то прокомментировать, я его не знала, мои родители разошлись, когда мне было несколько месяцев. Мой отец никогда в моей жизни не участвовал, за всю жизнь я его видел несколько раз. Так что я, действительно, про него практически ничего не знаю».

Кандидаты такие разные, но кое-что общее есть: ни у кого в программе нет такого пункта  — повысить качество жизни простых эстонцев. А именно этого сейчас так ждут в стране, которая вроде бы часть благополучной Европы. Но где это благополучие — когда молодежь уезжает на запад, а в 30 километрах от Таллина — работа есть только для бюджетников.

Галина Попова, член Коллегии выборщиков Эстонии: «Когда у нас была дружба с Россией, то порт работал, потом в Луге выстроился порт — многие ушли туда, и вообще как-то связи все прекратились с этим. Но если сейчас как-то наладятся отношения, может получат люди работу, а так у нас работы вообще нет, только муниципальная — школы, больницы, сады».

Да и тем — денег не хватает. Прямо перед выборами — врачи по всей Эстонии провели забастовку. Из-за нехватки финансирования, лечения ждут 180 тысяч человек по всей стране. Обвинить в непатриотизме - медиков пока не успели, не до них. Эта ирония стоила работы Сергею Менькову, за комментарии парада войск - его уволили из Спасательного департамента Таллина. За членство в НАТО — Эстония отчисляет ежегодно почти 500 миллионов долларов. Так что это тема не для шуток. Поэт-песенник Сергей Бай тоже понял это.

Сергей Бай, музыкант: «Мы России не боимся, у нас армия своя.

Тысяча велосипедистов, и в порту полкорабля».

После песни о велосипедистах в грозной эстонской армии — автора строк увели в коридоры КаПо — местный комитет госбезопасности. Правда, все обошлось, но эта примета времени — даже экстрасенса Илону заставляет забыть о чарах колдовских.

Илона Калдре, экстрасенс: «В государстве у нас в приоритете — например, как накормить американского солдата, или, например, как беженцев принять, вместо того, чтобы сделать жизнь своим людям лучше. Ведь не надо быть экономистом, чтобы понимать — чтобы накормить американского солдата, нужно забрать у кого-то эти деньги. У кого? У наших детей».

Эти слова, скорее всего, адресованы уходящему эстонскому лидеру — Тоомасу Ильвесу. Все годы его президентства страна с пристальным вниманием следила за его «Санта-Барбарой» - он — то женился и разводился на публике, то устраивал приемы, которые народ называл  «парадами пингвинов». Финалисты этого представления жмут друг другу руки и это поздравление с проигрышем. В Коллегии выборщиков прошло сразу два тура, но ни один кандидат так и не набрал хотя бы половину голосов, не то что большинство. Бывший президент Эстонии Арнольд Рюйтель даже пожалел, что дал дорогу молодым.

Арнольд Рюйтель, президент Эстонии (2001-2006 гг.): «Это, к сожалению, значит — недостаточно признанных кандидатов от достаточно большого уже отчасти общества.

Олег Кузьмичев, корреспондент: «Вам же тоже предлагали участвовать?»

Арнольд Рюйтель, президент Эстонии (2001-2006 гг.): «Ну, предлагали, я категорически отказал, потому что власть нужно передать более молодому поколению».

Политологи назвали провал выборов президента — первым шагом к политическому кризису в республике. А сейчас Эстонии только этого и не хватало. Ко всем проблемам, связанным с тяжелой социально-экономической ситуацией — добавилась еще одна. За ближайшие 14 дней нужно каким-то образом найти новых кандидатов и вновь провести выборы. Похоже, баллотироваться на высокий пост может уже кто угодно. В Таллине в эти дни родился новый анекдот — шел 2027 год, а Эстония все выбирала президента.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ