Европа встанет под ружьё

02.10.2016

Дискуссия о возможности создания общеевропейской армии идет давно. Но в последнее время явно набирает обороты. После развода с Британией, Европа особенно активно стала продвигать идею своих вооруженных, будто желая всем доказать, что ей и брошенной есть, чем заняться.

И конечно, это реванш для Могерини.

Таймс пишет, что Могерини лелеяла свою «глобальную стратегию» в тайне, дожидаясь итогов британского референдума. Брексит был для нее шансом - ведь именно Лондон неоднократно блокировал ее предложения. Теперь же, без протестов со стороны Соединенного Королевства, военный союз можно создавать.

А как же Америка? Генсек НАТО Йенс Столтенберг хотя и держит «лицо», но уже начинает говорить, что будущая армия Евросоюза может сделать НАТО ненужным.

Действительно, не много ли армий для одной Европы: своя - маленькая или большая - у каждой страны, своя у НАТО, а теперь - своя у ЕС? Но на какие деньги и для какой войны столько сборов? Виктор ЧЕРНОГУЗ изучал в этот вопрос.

Формально вооружённые силы у ЕС уже есть, причём существуют они не первый год. Но армией это назвать сложно. Полтора десятка батальонов, в общей сложности около 30000 человек. Легкая пехота со стрелковым орудием - эти силы быстрого реагирования Евросоюза скорее просто антитеррористическое подразделение. Но теперь ЕС уже недостаточно своей игрушечной армии. Похоже, Европа готова осуществить давние планы по созданию полноценных вооруженных сил. Сама идея появилась ещё в 1952 году. Тогда Франция, Германия, Италия и страны Бенилюкса предприняли попытку создать общие войска, но эта инициатива не прошла через французский парламент. Теперь давняя концепция реанимирована, только с ещё большим размахом. На последнем сентябрьском саммите в Братиславе министры обороны ЕС говорили о ней вполне открыто

Петер Гайдош, министр обороны Словакии: «Тема европейской армии будет стоять на повестке дня. Сегодняшняя встреча послужит прекрасной возможностью обсудить все вопросы детальнее. Мы должны поговорить о деталях европейской глобальной безопасности».

То, что наиболее откровенно о создании вооружённых сил Европы высказываются не ключевые игроки ЕС - Чехия, Словакия, Венгрия - испытанный дипломатический приём. Новую идею нужно, прежде всего, вбросить в общественное сознание. Так что пока руководство Евросоюза аккуратно в формулировках: нам нужна не то, чтобы армия, а просто некая оптимизированная военная структура.

Федерика Могерини, верховный председатель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности: «Мы обсудим, как можно оптимизировать те военные структуры, которые обеспечивают европейскую безопасность. При этом не означает создание европейской армии. Мы хотим улучшить ту инфраструктуру, которую ЕС уже имеет».

Начальник Федерики Могерини, глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер намерение добавить Европе оттенков цвета хаки объяснил, конечно, некоей потенциальной угрозой со стороны России. Но истинные причины такого поведения, как обычно, гораздо прозаичнее.

Александр Ной, депутат Бундестага от фракции «Левые»: «С решением Великобритания выйти из Евросоюза мы наблюдаем, что в ЕС стали активно работать центробежные силы. Совершенно ясно, что Евросоюз как структуру просто перестаёт работать. И именно этим объясняется желание создать Европейскую армию. Она призвана стать новым мотором интеграции, попытаться связать европейцев».

В контексте

13.05.2018

Как солдаты НАТО в Финляндии учились и почему простые финны настойчиво не рады пришествию альянса?

И действительно с уходом Британии: ключевого союзника Штатов на континенте руководство ЕС отчетливо почувствовало вкус условной независимости. Третья по величине армия Европы, мощнейший флот, ядерное оружие, наконец. С таким набором козырей Великобритания, будучи при этом членом ЕС, годами легко пересекала любые попытки европейских лидеров создать параллельные НАТО военные структуры. То же самое Англия пытается сделать и сейчас.

Майкл Фэллон, министр обороны Великобритании: «Мы выступаем категорически против создания Европейской армии и нечто подобного. Для решения задач у нас есть НАТО. НАТО призвано решать все вопросы безопасности. Остаться должно только НАТО».

Но теперь ЕС может себе позволить непослушание. Формально потому, что Британия сказала общей Европе до свиданья, а значит, потеряла и право голоса. Но главное: за последние 10 лет статус США как глобального лидера изрядно пошатнулся. В мире появилось ещё несколько центров силы: Россия, Китай, к этому списку в перспективе может добавиться и Европа. Но реальная независимость невозможна без собственной армии.

Йохан Шольц, подполковник ВВС Германии в отставке: «Инициатива создания Европейской армии имеет только одну причину. США больше не могут в полной мере уследить за порядком во всём мире. Европа же хочет держать собственную безопасность в собственных руках, и НАТО эту безопасность больше не может обеспечить».

Открыто о том, что НАТО в его существующем виде нужно реформировать заговорили ещё четверть века назад. После эйфории 1991 года европейцы осознали: принципиально для них ничего не изменилось: холодная война закончилась тем же, чем заканчиваются любые войны – разделом территорий и сфер влияния. И если прежде Восточную Европу контролировал СССР, то теперь и она оказалась под юрисдикцией США. При этом 100000 солдат и офицеров армии США так и остались на своих базах на территории старой Европы. По сути это скрытая оккупация, которая длится со времени окончания второй мировой. Теперь об этом говорят открыто: характерная цитата из интервью авторитетного немецкого политика бывшего вице- президента ОБСЕ Вилли Виммера.

Вилли Виммер, бывший вице-президент ОБСЕ: «Нахождение американских военных, в отличии от тех же британских, не обосновано ничем. США просто поставили в известность немецкое правительство, что их база будет находиться на территории ФРГ, и правительство не посмело им возразить. При том военное присутствие США имеет мало общего с концепцией обороны стран-членов НАТО, а служит глобальным интересам США».

Британия уже обязалась к 2020-му вывести войска с континента, армия США на выход не собирается. Напротив, американское командование усиливает группировку: в Прибалтику и Польшу - а это самые верные в ЕС союзники Штатов чуть ли не каждые пару месяцев перебрасывается пехота, тяжелое вооружение и даже авиация. На эту необъявленную интервенцию старая Европа отвечает тихим саботажем. Фактически все страны ЕС десятилетиями не выполняли принятый в НАТО норматив: тратить не меньше 2 процентов бюджета на оборону. Да и в военных операциях альянса европейские страны участвовали, мягко говоря, без энтузиазма. Ещё в 1999-м американское командование жаловалось: бомбить Сербию им приходится едва ли не в одиночку. То же самое формальное выполнение союзных обязательств имело место в Афганистане и Сирии. И это несмотря на то, что Европа обладает одной из самых сильных армий в мире. Конечно, точную численность вооруженных сил стран, входящих в ЕС подсчитать невозможно: понятие военная тайна действует на всех уровнях. Но если судить по публикациям из открытых источников, то получается у Германии как минимум 325000 пехотинцев, столько же в резерве. На втором месте - Франция, далее Италия. Замыкают список самое небольшое по площади государство ЕС — Люксембург. 900 человек пехоты, плюс 2 десятка самолётов сил раннего предупреждения и управления НАТО. Но в общей сложности численность вооруженных сил ЕС вполне сравнима с численностью армии США. Если Брюсселю удастся скоординировать работу этой гигантской военной машины , у американцев появится достойный конкурент

Инструктор: «Добавляешься газ, выравниваешь штурвал и полетел. Слышишь, сигнализация сработала — слишком близко от земли летишь».

Хельсинки один из крупнейших в Финляндии авиационных музеев. В огромном ангаре история финских ВВС в металле и дереве. Вот советский И -16 удивляет посетителей раскраской. До окончания второй мировой так выглядел символ военно-воздушных сил страны. В углу шведский истребитель Сааб. Но самый примечательный экспонат установили у входа. Да это, это он Миг-21 символ и гордость советской авиации. Партию из нескольких десятков таких машин Финляндия закупила еще в 1963 году. Став первой капиталистической страной, которой руководство СССР согласилось продать свой новейший истребитель. В первую очередь это говорит об уровне доверия. Кремль твердо был уверен: ни при каких обстоятельствах эти самолеты не будут представлять угрозу для Советского Союза.

Парадоксальный факт: вполне капиталистическая Финляндии закупала МИГи как во время войны во Вьетнаме, когда такие же самолеты уничтожали в воздухе американские фантомы. Вызывающий политический жест, но долгие годы финны могли позволить себе независимую позицию. Балансируя между западом и СССР, десятилетиями Хельсинки исповедовал политику нейтралитета, так и не вступив в НАТО. Но будучи членом ЕС Финляндия не сможет уклониться от участия в общеевропейской армии. Что уже сейчас заставляет беспокоиться местных политиков

Том Пакален, депутат парламента Финляндии: «Как будет выглядеть на практике этот процесс, мы пока не знаем. Это сложный комплексный вопрос. Надеюсь, речь не идёт непосредственно о создании вооружённых сил, речь больше о кризисном менеджменте, о создании какого-то центра управления в Брюсселе».

Вопрос возможного участия в Финляндии в объединённой армии Европы, конечно, ключевой для России. 1271 километр совместной границы заставляют учитывать любые варианты. Ещё в июле, говоря о возможном членстве Финляндии в военно-политических союзах, Владимир Путин процитировал одного из свои финских собеседников «НАТО с удовольствием воевало бы с Россией до последнего финского солдата». Хорошо понимают это, конечно, и в руководстве страны, так что сохранение нейтрального статуса - и сейчас официальная позиция Хельсинки.

Микко Киннунен, начальник управления по вопросам безопасности МИД Финляндии: «Тут вопрос терминологии. Когда ЕС говорит о политики общей безопасности, речь о разрешении кризисных ситуаций. Как на Балканах, например. И когда Юнкер говорит об обороне, думаю, он имеет в виду новые вызовы, терроризм, например».

Впрочем, как показывает опыт, верить нА слово заявлениям о нейтралитете не стоит. Руководство североатлантического альянса тоже когда-то обещало: никаких подразделений НАТО на границе с Россией. А потом в Нарве начали проводить парады. Возможно ли появление баз объединённой армии Европы на границе с Россией? Пока ответ финского правительства категоричен.

Микко Киннунен, начальник управления по вопросам безопасности МИД Финляндии: «Как входящих в ЕС страна мы сами отвечаем за свою территорию , за свои границы. Совместные проект нам нужны для углубления кооперации, улучшения логистики, например. Это не альянс против кого-то».

Как будет выглядеть новая европейская армия и появиться ли она вообще: об этом, по словам Федерики Могерини, станет известно уже скоро. Предварительные консультации внутри ЕС должны закончиться примерно через месяц. Но уже сейчас эксперты замечают достаточно тревожные сигналы.

Александр Ной, депутат Бундестага от фракции «Левые»: «Налицо, что Германия всё больше и больше милитаризуется. Военный бюджет Германии вырастет с 2017 до 2030 года на 130 миллиардов евро. Другие европейские страны тоже выделяют, на так называемую оборону, огромные суммы. Что стоит заметить, деньги, которые уходят на военку, совершенно не сопоставимы с возможностями этих стран».

На такую политику заклятых европейских союзников оперативно отвечают и США. Вот новость, датированная этой субботой: по словам министра обороны Польши, США собираются как можно быстрее перебросить в страну дополнительную тяжелую бригаду. А в целом НАТО, то есть американцы прежде всего , намерены в следующем году усилить свою группировку в Прибалтике и Польше , то есть на границе с Германией, сразу на 4 батальона.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ