Грузинский переполох

09.10.2016

Вчера в Грузии прошли выборы в парламент. Выборы очередные. Правила понятные. Партия-победитель получит право назвать нового премьера страны. Однако избирателям эти выборы запомнятся надолго.

Это были нешуточные криминальные страсти: стреляли в кандидатов, взрывали машины оппонентов, носили по Тбилиси гроб с чучелом Мишико. При этом сам опальный президент-диссидент, сидя в Одессе, грозил Грузии новой революцией. Похоже, он так до конца и не решил, чего хочет больше - поднять Грузию на дыбы или вернуться в нее.

Ночью предварительные результаты уже были объявлены. Кто стал лидером гонки? Кому на выход, кому на сцену, а кому в камеру - из Тбилиси наш специальный корреспондент Наталья БАНДУРИНА.

Когда с выбором возникает проблема, подбрасывают монету. Когда в Грузии выбирали новый парламент, происходило нечто подобное. По тому как по сути за голоса избирателей боролись только две из заявленных 19 партий. Правящая - «Грузинская мечта» и оппозиционная - «Национальное движение». Интрига была лишь в том, не встанет ли эта монета на ребро. Интриги не получилось. Националисты не смогли вернуть большинство. Грузинская мечта - с небольшим, но отрывом - вышла вперед. Массовых беспорядков, которых ожидали (на каждом избирательном участке дежурили полицейские), тоже не произошло. Отличился разве что 48 избирательный пункт. Было подозрение на вброс, результаты хотели аннулировать, закончилось все по-грузински эмоционально – криками и дракой. Собранные голоса в итоге вернули на место. Это были первые выборы в Грузии, которые состоялись после вступления в силу новых конституционных поправок. Теперь права президента ограничены, а вот полномочия парламента и премьера, напротив, значительно расширились. И именно та партия, которая набирает большинство голосов, выдвигает кандидатуру премьера, а он, в свою очередь, будет предлагать новый состав правительства. Когда на кону такой «куш», битва идет не на жизнь, а на смерть - в прямом смысле этого слова. И чем ближе была дата голосования, тем становилось страшнее.

Рабочий: «Вот, смотрите, здесь кровь еще осталась. Здесь водитель сидел, когда мы его сюда привели, потом его скорая забрала».

Машину, в которой ехал депутат от «Нацдвижения» Гиви Таргамадзе, взорвали в центре Тбилиси. Место оживленное: стоянка маршрутных такси, детская площадка, автобусная остановка. От осколочных ранений пострадали 5 человек, один до сих пор в тяжелом состоянии. В соседних домах еще не везде в окнах вставили стекла - такой силы была взрывная волна. Оппозиционер остался жив. Соратники по партии тут же выдвинули версию о том, кому нужны были такие жертвы накануне выборов.

Серги Капанадзе, член партии «Единое Национальное Движение»: «Правительству конечно выгодно, потому как если был Гиви убили, многие бы испугались, потому как если они такое могут сделать с представителем парламента, то что они тогда могут сделать с нами».

Но нельзя забывать и о том, кто такой Таргамадзе: Следственным комитетом России этот человек объявлен в розыск за попытки организовать и финансировать государственный переворот. Знаменитая «Анатомия протеста» - это про него. Засветился Гиви и на Майдане. Даже украинские следователи всерьез говорят о том, что это именно он руководил снайперами на Майдане и на Грушевского. Он - ближайший соратник Михаила Саакашвили, так что еще одна версия - самопиар, и самоподрыв, и в неё в Грузии многие верят. Уж слишком похоже на правду. Выставлять своих основных конкурентов - «Грузинскую мечту»- «плохими парнями», почему бы нет? Тем более что «Мечтатели» и так за последний год слегка подрастеряли свою избирательную привлекательность. До начала выборов уступали националистам в рейтинге. На фоне всех этих бандитских разборок рукоприкладство в прямом эфире представителей других партий выглядело даже как-то по-детски. Будто искусственно создавая видимость партийной конкуренции или перенимая известный опыт шоуменов от политики, в Грузии тоже стало модно хвататься за стакан с водой и кидаться им в оппонента. Зазе Агладзе из «Партии промышленников», выступающей за налаживание отношений с Россией, не выдержал оскорблений в свой адрес и облил водой прозападника Ираклия Глонти. Заткнул на полуфразе о том, как воспрянет Грузия, если станет членом НАТО. Родоначальника этой теории накануне выборов, к слову, вообще похоронили. Гроб с куклой, имитирующей беглого экс-президента Михаила Саакашвили, вынесли на площадь только за то, что тот изъявил желание вернуться в Тбилиси, если его партия «Национальное движение» одержит победу.

Тристан Цителашвили, член партии «Наша Родина»: «Мы принесли сюда гроб с телом политического трупа Саакашвили. Он превратил жизнь грузин в ад. Поэтому ему вечно гореть в аду. А американского посла призываю прекратить вмешиваться во внутренние дела нашей страны».

Нынешнее правительство, кстати, ждёт Мишико домой и даже пообещало ему «удобную камеру». Параллельно всех легитимных политиков призывают успокоиться и «зарыть топор войны». Вот и пойми их. На фоне всех этих некрасивых мужских игр на политическом небосклоне взошла новая звезда - Сандра Руволс, супруга Михаила Саакашвили. Словно Эва Перрон, выходила она в народ и картинно пыталась выслушать каждого, попутно раздавая агитационный материал - грузинской Эвите тоже хочется попасть в депутатское кресло. Уже в день выборов на все вопросы о том, вернется ли на родину любитель вкусных галстуков и вышиванок, ярый украинский патриот, которому, кстати, Киев уже грозит отставкой, отвечала уклончиво.

Наталья Бандурина, корреспондент: «Сандра, Михаил Саакашвили вернется на политическую арену?»

Сандра Руволс, жена бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили: «Ну, посмотрим».

Серги Капанадзе, член партии «Единое Национальное Движение»: «Саакашвили должен иметь право вернуться обратно, если он захочет, он должен вернуться».

Когда соратник по партии говорит о возможности возвращения Саакашвили и прекращении любого преследования по политическим мотивам, Давид Зиракашвили готов рассмеяться ему в лицо. Именно во время правления Саакашвили он лишился всего своего имущества - конфисковали. Его пытали в тюрьме, туда он попал за инакомыслие. При нынешней власти выпустили. Теперь он председатель партии «Национальное Единство Грузии», успешно они собрали 30 тысяч подписей, чтобы зарегистрироваться, как вдруг с выборной гонки их сняли за несколько дней до голосования.

Давид Зиракашвили, правозащитник, член партии «Национального Единства Грузии»: «Накануне лидер партии официально заявил, что поддерживает нейтралитет Грузии и старается наладить отношения с Россией. Это стало причиной, чтобы ее сняли».

По его данным, по всей Грузии около 300 тысяч человек репрессированных, таких же, как он, пострадавших во времена «революции роз», никогда не поддержат националистов. Однако и нынешняя власть не спешит им помогать, в суде правды они не нашли, а объединятся уже нет сил.

Давид Зиракашвили, правозащитник, член партии «Национального Единства Грузии»: «Сейчас избирателю приходится из двух не хороших выбрать более нехорошего. Это не справедливо».

Пока супруг пропадает на избирательном участке, жена занимается более важными делами. Нужно накормить большую семью. 35 лет Людмила счастлива замужем, чего не может сказать о своих отношениях с государством.

Людмила Белякова, житель г. Мцхета: «Два человека работают в семье, детей много, внуки у меня, работы нет».

Высоким уровнем жизни и развитой экономикой Грузия действительно не может похвастаться. За четыре года правления «Грузинской мечты» все предвыборные обещания, данные накануне, так и остались мечтами, курс лари обвалился на 80 процентов, на фоне антисоциальных реформ многие оказались за чертой бедности. Но видимо, и на этот раз страна предпочитает из двух зол выбрать наименьшее.

Давид Пупцхванидзе, политолог: «Налицо, как тогда, так и сейчас, налицо сговор против собственного народа тогдашними правителями, сначала Шеварднадзе сговорился с Саакашвили, потом Саакашвили с Иванишвили, а теперь Иванишвили будет опять договариваться с Саакашвили».

Политическая карусель, с которой Грузия все еще не в состоянии сойти, пошла на очередной круг. А это значит, остаются те, кому раскручивать ее выгодно, имитируя при этом здоровую политическую конкуренцию. Хотя на самом деле всё больше похоже на фарс. У тех, кто голосовал, впереди четыре года для оценки выбора, которого по сути у страны и не было.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ