НАТО со всех сторон

16.10.2016

Черногория сегодня выбирает парламент - Скупщину. Оппозиция верит в честные и независимые выборы. По крайней мере, так она говорит. Хотя, шансов что-то изменить этими выборами нет - после 27 лет у власти правящая партия премьер-министра Мило Джукановича уходить не собирается. Тем более на кону решение важного вопроса: сказать сегодня «да» партии Джукановича, значит сказать окончательное «да» вступлению в НАТО.

Формально Черногория уже все документы с НАТО подписала. Символический бокал шампанского в Альянсе уже поднимали. Только не объяснила внятно людям самой Черногории - от кого спасет их НАТО? Или от кого они спасут НАТО, ну, если завтра война и всё такое. То, что НАТО без Черногории пропадет - сомнений нет. Пехотный батальон, рота ПВО и два военных фрегата несомненно могут решить исход любой битвы.

А если серьезно: зачем Балканы всеми правдами и неправдами втягивают в военный союз? И на какие стеклянные бусы идет этот обмен - нет, правда, а на что они меняют свою свободу: на деньги, какую-то особую стабильность на века? А может, все банально просто - на личную выгоду для их премьеров и президентов?

Наш специальный корреспондент поехал на Балканы - в Черногорию, Албанию, - чтобы увидеть, как меняет страны жизнь под голубым флагом Альянса.

Уже полгода Дритон работает на трассе, но ему все еще как-то не везет. Доход стабильно пролетает мимо. Это уже третья попытка отважного албанца стать бизнесменом у себя на родине: сначала у Дритона была ферма, потом мясной ларек. Когда все друг за другом обанкротилось, Дритон решил не усложнять и купил жилетку с шапочкой. Теперь всегда одет и почти не голоден.

Дритон Альди, житель Албании: «Хозяин ресторана платит мне процент с каждого чека и это здорово! Ведь Алабния - прекрасная страна любви и радушия, рай для каждого туриста. Правда, вот сейчас с туристами не очень».

Семь лет назад, в день дурака - 1 апреля - страну включали в НАТО. Европа была против, Штаты «за», жителей Албании никто не спрашивал. Им обещали инвестиции, статус мировой туристической ривьеры, а еще прикрыть торговлю оружием и почками. По экономическому росту Албания теперь действительно обходит Перу и Парагвай, но вот с туристами нюансы.

В контексте

02.04.2017

Есть ли еще братство славян в Европе?

Дритон Альди, житель Албании: «Военные зачастили — голландцы, итальянцы, англичане — они 3 дня назад туда прилетали на вертолетах — что-то там решали, ходили, мы так и не поняли что там было».

Там — это на бывшей базе советского ВМФ, которую Дритон видит со своей рабочей табуретки. В те года, когда Албания членствовала в Варшавском пакте и дружила с Москвой — эта база ВМФ была костью в горле всех генералов блока НАТО. По одной из версий советская подлодка, стоявшая на боевом дежурстве здесь, даже вышла в море и провела учебную атаку на американский крейсер с американским президентом на борту. Это было больше 50 лет назад, но сейчас о былой советско-албанской дружбе и военной мощи, здесь напоминают полуразрушенные бункеры президента Ходжи на случай Третей мировой войны и пустые брошенные казармы советских моряков. Ради военных артефактов во Влёру приезжали те редкие туристы, которые решались отдыхать в Албании. Рыбаки на лодках возили иностранцев за среднюю албанскую зарплату на тот берег, в городке открывались бары и кафе. И вроде бы жизнь наладилась, пока 3 месяца назад албанцам снова не сказали кто здесь главный. В итоге решением натовских военных, базу закрыли для гражданских, турист пропал, местные взялись за старое. Организовали полулегальные экскурсии на раскопки античных поселений, которые нашли в районе той же самой базы. За 200 леков, то есть 100 рублей? вас пустят на засекреченный объект и возьмут лишь обещание не фотографировать окрестности. Какие именно — нам так и не сказали, поэтому с пригорка, на заброшенной советской базе ВМФ мы увидели несколько свежепостроенных ангаров, боевой корабль, воинскую часть турецкой армии и даже целую советскую подлодку — с виду в исправном состоянии. Местные говорят, что скоро сюда придет боевой флот НАТО потому что где-то в Африке русские затеяли учения.

Гойко Раичевич, председатель союза за нейтральность Черногории: «Ясно, что НАТО формирует «подкову» вокруг Сербии — точно так же как формирует «подкову» вокруг Российской Федерации. Мотивы ясны — абсолютный контроль над всем и всеми природными богатствами. И этот парадокс многократно повторялся - все богатства, которыми располагает Россия — не принадлежат ей одной, а всему человечеству, то есть, и Соединенным Штатам Америки».

Уже скоро под НАТОвское флаги поставят и богатства Черногории — еще один прыжок в сторону Белграда. На карте останется только две внеблоковых страны — Босния и Македония, при этом Скопье уже подписало соглашение с Альянсом. Европа — за, Штаты — за, македонцев с черногорцами — как албанцев - никто не спрашивал. Хотя, в отличии от Албании, Черногория для НАТО долгие годы была неприступной крепостью. Прошлой осенью народные протесты регулярно завершались массовыми столкновениями со спецназом. Картинка этой осени — иная. На главном митинге черногорской оппозиции — ни одного антинатовского транспаранта. Тема вступления в Альянс внезапно отошла на второй план, хотя именно она могла быть главным козырем на выборах в парламент. Черногория окончательно падает в закат покорного согласия с врагом. Свои последние беззаботные закаты в прибрежном Ульцыне наблюдает Алексей Шишков — из Петербурга.

Алексей Шишков, предприниматель: «4 года назад люди были настолько беззаботны и веселы, никто не думал всерьез об этом — все помнят бомбардировки Белграда — никто ничего не забыл».

Алексей хоть и с российским паспортом, в эту страну вложил больше среднестатистического черногорца. Продал квартиру в центре Петербурга, купил здесь дом, перевез семью и открыл небольшой отель.

Алексей Шишков, предприниматель: «В номере мини-кухня, туалет, ванная, душевая - все необходимое чтобы побыть на море».

Бизнес, отношения с соседями и местными чиновниками окончательно дали трещину после введения антироссийских санкций. Детей Алексея из-за национальности доводили до слез в школе, а русские туристы стали меньше ездить в официально-враждебную страну. Как все так быстро встало с ног на голову — Алексей не понимает, зато помнит точку невозврата.

Алексей Шишков, предприниматель: «Год назад, когда Российская Федерация проводила учения полномасштабные совместно с Сербией, именно на территории Сербии. К нам в черногорский порт зашел большой итальянский авианосец и простоял 22 дня. Вот тогда было жутка и понятно, что что-то меняется очень серьезно, была такая наглядная картинка, что все меняется, что Черногория и Сербия страны-сестры».

Черногория — это всего 180 километров береговой линии, но, закрыв их, НАТО получает полностью подконтрольное себе Адриатическое море. Страна, всегда гордо называвшая себя второй Калининградской областью для России, становится последним пазлом в стратегическом морском господстве НАТО на Балканах. 60% черногорцев против НАТО, но им никто не дает права голоса. Молодежь все еще пишет на домах «НЕТ НАТО», но та же молодежь уже бьет московский мост в Подгорице.

Страхиня Булаич, заместитель председателя партии «Новая Сербская Демократия»: «Речь идет уже о цивилизационной стратегии НАТО прежде всего. С другой стороны — о классическом предательстве Джукановича и его компании — чистом предательстве национальных интересов страны и многовековой дружбе с Россией — нашей единой православной защитницы».

По вечерам он любит сменить офисную обстановку на дорогой ресторан в центре Тираны. Каждый вечер ритуал один — несколько чашек горного чая, десятки звонков по телефону — официанты знают, что этому клиенту лучше не надоедать вопросами. Ариан Старова — бывший министр иностранных дел Албании, лично отдававший свою страну Альянсу, ныне — один из главных идеологов натовских Балкан. Сейчас в постоянном диалоге с черногорским коллегой  — день икс настал.

Ариан Старова, председатель албанской Евроатлантической ассоциации: «Балканы исторически и ранее были в сфере влияния России, поэтому можно предположить, что Россия может постараться усилить свою поддержку здесь. Хотя я не могу сказать, что Албания и Черногория стали членами НАТО только из-за России. Мы вступили в НАТО, потому что хотели быть в клубе демократических стран и участвовать в системе коллективной защиты. Это главная цель».

Хотя о какой защите может идти речь, если после членства в НАТО Тирана  сократила половину своей армии, почти всю боевую авиацию и  флот? Все под контролем — шутит господин Старова, видимо, имея ввиду реанимацию бывших советских баз ВМФ во Влёре. А вообще — война не самоцель, главное — люди сыты и довольны.

Ариан Старова, председатель албанской Евроатлантической ассоциации: «Я говорю об Албании, но это может быть применимо и к Черногории. Из моего опыта, как албанца, после вступления в НАТО сразу же последовало увеличения потока иностранных гостей в Албанию, как туристов, так и предпринимателей. Это значит, что в мире считают страну (Албанию) более безопасной, ее выше ценят. А инвесторы более заинтересованы в инвестировании в Албанию».

Пока политик размышляет о высоком и пьет свой чай, наладчики с ГЭС имени Ленина под Тираной гадают, как прокормить семью на 200 евро в месяц. Это нормальная зарплата в демократической Албании после демократических преобразований. Одно радует — работа не бей лежачего — ремонтировать стабильно нечего.

Скэндр Цена: «С 1951 года, но все до сих пор в рабочем состоянии».

Самый молодой в этой компании — Скэндр — морской пехотинец в прошлом — сокращен из армии после натовских реформ. Так попал в эту диспетчерскую к бывшим коммунистам. За разговорами «как это было» при диктаторе-тиране Ходже проходит полтора часа, в сухом остатке — было хорошо, но сейчас лучше. И пусть в Албании до сих пор нет центрального отопления, главное — защита. Под натовских крылом и так теплее.

Скэндр Цена: «Я думаю это правильно, нас окружили другие страны, которые сильнее нас и нам было нужно примкнуть к какому-нибудь союзу, на всякий случай. Из НАТО нам не надо выходить — это точно — Греция под боком, да и Косово у нас, а вы — русские — никогда же его не признаете».

Русские действительно никогда не признают Косово. Искусственно созданное на осколках бывшей Югославии псевдо-государство — перевалочный пункт афганского героина, вотчина радикального ислама и балканский плацдарм для тренировочных лагерей ИГИЛ. Это — факты. Которые стали реальны здесь вслед за этой базой — крупнейшего оплота НАТО в бывшей Югославии. Этот черный забор и есть великая американская стена в Косово – военная база Бондстил. Это настоящее государство со своим водопроводом, электроподстанциями, кинотеатрами, спортзалами. Если авиабаза Рамштайн в Германии это крупнейший объект США за пределами своих границ, то Бондстил это самый секретный и охраняемы объект. Только поэтому мы сейчас ведем съемку из машины на территории парковки. Американцы очень ревностно относятся к появлению журналистов здесь, видимо есть что скрывать. Отсюда вот уже 20 с лишним лет Альянс тихо расползается по всем Балканам. И здесь он впервые обкатал стратегию управляемого хаоса, которая сейчас помогает кроить границы любого континента. Европа, Африка или Восток — не важно.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ