Страна миллионеров

06.11.2016

На Украине 30 октября завершился первый этап подачи деклараций чиновников. Декларации специально сделали электронными, то есть доступными для общественности. И правильно - чего бояться законопослушным людям? Однако чтение отчетов министров и депутатов повергло рядовых украинцев в шок.

В приступе дурной правды, как говорил Шукшин, они впервые рассказали о том, что имеют и чем владеют. Земля, элитная недвижимость в разных частях света, антиквариат, бриллианты, фабрики, заводы, пароходы, счета в зарубежных банках и наличные в банках под кроватью. Даже бывший командир батальона «Айдар», а теперь скромный депутат Рады Алексей Мельниченко, оказался не просто миллионером — миллиардером. Неужели война такое прибыльное дело?

По словам одного из экспертов, после публикации деклараций украинских чиновников многие участники списка Forbes почувствовали себя бедняками.

Начался скандал. Открыто зазвучали нехорошие вопросы. Во-первых, откуда в нищей стране столько богачей, а во-вторых, за что таки бились на Майдане? Получается, что даже при Януковиче порядка было больше. Надежда Савченко заявила, что власть на Украине нужно «гнать в три шеи».

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины: «Я никогда не считаю деньги в чужом кошельке, я не могу оценить, сколько стоят часы или костюм.. Прочитав я смеялась, глядя на состояние депутатов, МВФ может занять у нас средства. Если раньше нам показывали, что так живет только Янукович… то сейчас люди понимают, что у нас вся власть враждебна и гнать ее надо всю в три шеи».

Более простой рецепт предложил украинский кинобизнес. В новом фильме есть эпизод, где президент просто уничтожает собственный парламент.

Заметим, что актер Зеленский не замечен в любви к России - он здесь только деньги зарабатывает, однако президент у него почему-то говорит по-русски. Непатриотично.

Зачем Киеву понадобилось открывать душу и кошельки и что же такого написали в декларациях эти бедные люди? ВИКТОР ЧЕРНОГУЗ расскажет подробно.

1

Февраль 2014-го, Киевская область. Ненавистный тиран, наконец, свергнут, украинский революционный пролетариат при поддержке деклассированных элементов занимает резиденцию Межигорье. С чуть постыдным любопытством граждане жмутся к стеклам, пытаясь разглядеть интерьеры дома бывшего президента. Избранные журналисты ведут трансляцию изнутри.

Журналист: «О, вот он: размах и музыка соответствующая».

Пока кто-то деловито осваивает хозяйский рояль, другие исследуют спальню, кухню, гардеробную. Дерево, позолота, фирменные костюмы: камера фиксирует каждую деталь: нужно же показать, в какой пошлой роскоши жил бывший президент.

Журналист: «Еще один туалет – ванная, с другой стороны».

В Межигорье до сих пор водят экскурсии, а саму резиденцию продолжают называть памятником коррупции. Но теперь это уже не совсем корректно. Судя по опубликованным декларациям, Виктор Янукович жил не богаче нынешнего депутата средней руки. Для сравнения: площадь дома экс-президента 620-т квадратных метров, а ,например, друг Петра Порошенко – депутат Игорь Кононенко ютится усадьбе в размером на 1000 «квадратов» больше. Это, конечно, никак не оправдывает Януковича, но вопросы-то задать можно?

Алексей Журавко, народный депутат Верховной Рады Украины (2006-2012 гг.): «Все кто пришел в этот парламент, правительство, администрацию президента, я их всех знал. Это обычные воры, коррумпированные, мало того они сегодня продали государство».

В контексте

02.12.2018

Порошенко вводит военное положение на Украине.

Алексей Журавко, что называется из бывших. Был депутатом Рады, президентом  ассоциации трудоспособных инвалидов. Сейчас на родине – в розыске, оказывается, инвалид первой группы представляет серьезную угрозу для безопасности Украины. Конечно, для него не было секретом, что многие украинские политики люди небедные.  Но прежняя власть, утверждает Журавко, не воровала так бесстыдно и в таких объемах. И главное, не зарабатывала на крови.

Алексей Журавко, народный депутат Верховной Рады Украины (2006-2012 гг.): «Большая часть народных депутатов богатеет сегодня на гражданской войне на Донбассе, грабят народ, можно сказать насилуют. Эти главари получают дивиденды».

В общей сложности украинские власть имущие и их родственники задекларировали на этот раз в прямом смысле тонны денег. Почти 26 миллиардов гривен, то есть миллиард долларов. Как раз столько составил последний транш МВФ, который Киев униженно выпрашивал не один месяц. Если сложить нажитое непосильным трудом в стопку стодолларовых купюр, ее высота достигнет 1100 метров. Для сравнения, это 20-ть статуй свободы с Майдана Незалежности. 

Анна Сущенко, житель Киева: «Нет такого как раньше, что я заехала в магазин, купила курицы, колбасы, что-то заморозили, а сейчас покупается на один раз».

Анна и Максим – та самая типичная киевская семья, зарплата 4 500 гривен на каждого, то есть, около 15 тысяч рублей, квартира, машина. Последние 2 года для них - это медленное и непрерывное сползание к нищете. Когда вроде никто не голодает, но уже появляется не привычка, необходимость экономить. Пока хотя бы не на самом необходимом. 

Максим Сущенко, житель Киева: «Я вот занялся выращиванием перца, потому как я люблю острые блюда и покупать перец в магазине очень дорого. Гривен по 200 килограмм острого перца стоит».

За новостями с декларационного фронта эта семья следит, что называется, с мучительным любопытством. Ощущение многих простых украинцев. С одной стороны, по бытовому интересно, до какой степени откровенности в этой роскоши напоказ дойдут украинские элиты. С другой понимание, что по счетам и сейфам чиновников рассовано половина расходов на оборону или 4 годовых бюджета на лечение онкозаболеваний, гепатита и диабета, не может не вызывать тихой ненависти. И ведь все понимают - это лишь самая верхушка воровского айсберга. И пока социологи еще не зафиксировали катастрофическое падение рейтингов власти, уровень недовольства политикой президента и правительства уже уверенно держится на уровне 75 процентов. Такой вот научный парадокс.   

Руслан Бортник, директор украинского института анализа и менеджмента политики: «Одно дело подозревать, другое дело убедиться. Сегодня этот шок переходит в агрессию, в депрессию, в разочарование, которое достаточно опасно для всех политиков».

Самоубийственную откровенность украинских политиков эксперты объясняют двумя причинами: во-первых, это требование Европы и США, а без западных кредитов экономика страны обречена, а значит, красть будет попросту нечего. Во-вторых, для многих депутатов десятки миллионов наличности в декларации – это возможность легализовать преступные доходы. 

Александр Чаленко, политолог, журналист: «Они декларируют на будущее, они собираются получить какие-то нелегальные доходы, за голосование нужное, за лоббирование интересов, и потом будут ее спокойно держать в сейфе или положат наличку в банк на депозит».

Перечислять тонны наличности, гектары недвижимости, сотни картин и коллекции антиквариата можно часами. Тем более, что многие проявили дотошность, депутат Игорь Котвицкий, например, указал 4 куртки, 2 костюма, дубленку, пуховик, ну, и где-то там ещё полмиллиона долларов наличными. Так что для себя пользователи украинского интернета уже составляют списки если не самых богатых, то уж точно - самых экстравагантных деклараций. Это называется - любовь. Так вот, любовь по-украински сегодня это...

«Когда в декларации указываешь все шубы и сережки, подаренные жене, как Порошенко».

«Когда одалживаешь другу без расписки 8,5 миллионов евро и даже не спрашиваешь когда он вернет, как Кличко».

«Когда ездишь на работу на арендованном Лексусе, который находится под судебным арестом, как глава фискальной службы Роман Насиров».

Еще из интересного: тяга украинских политиков к конвертируемой духовности. У многих задекларированы коллекции редких икон. Но всех перещеголяли двое. Депутат Анатолий Матвиенко среди недвижимости указал ... храм Пресвятой Богородицы. Размер церкви невелик 41 квадратный метр, зато она своя, персональная. Депутат же Андрей Лозовой помимо 72 икон задекларировал крест со святыми мощами XIII века. Ну и немного материального: 150 000 евро, 8 картин и коллекцию часов, конечно. 5,6,10 и даже 12 пар. Казалось бы, зачем столько? Но в реальности коллекции часов уже давно для бизнеса и власти едва ли не обязательный атрибут. По сути это вечные ценности, как золото или бриллианты. Хронографы не падают в цене, как золото или бриллианты, демонстрируют статус, и даже показывают время. И плюс, что немаловажно для Украины коллекция часов, которая может стоить миллионы долларов, легко помещается в обычном дипломате: удобно на тот случай, если придется экстренно покидать страну. 

Анна Сущенко, житель Киева: «Получается 2975».

Максим Сущенко, житель Киева: «Ничего себе, и это без отопления…»

Анна Сущенко, житель Киева: «Еще счета не пришли без отопления».

Как и Сущенко, этой семейной бухгалтерией сейчас занимаются миллионы украинских семей. Тарифы выросли в 2,5 раза, через пару недель ожидается волна дорогих, зимних платежек. Уже сейчас 9 миллионов семей, то есть около 30 миллионов человек, подали заявления на субсидии, они просто не в состоянии оплачивать коммунальные платежи. На таком фоне декларации чиновников, конечно, выглядят, особенно вызывающе, но для новой Украины показательное бесстыдство, похоже, норма.

Олег Соскин, политолог, директор украинского института трансформации общества: «Сейчас мы видим формирование на Украине двухкастовой системы, когда будут богатые и будут бедные, фактически это смерть государства. Это война, потому что рано или поздно среди бедных будут те, кто выступит против богатых, но они их будут резать, это будет кровавая бойня».

Максим и Анна на улицы пока выходить не готовы. Во-первых, опасно, новая власть, в отличие от прежней, насилия не стесняется. Во-вторых,  все время занимает вопрос выживания. Так что, такие как они, представители среднего класса, все чаще выбирают для себя эмиграцию. Печальный итог революции достоинства.

Анна Сущенко, житель Киева: «Тот, кто там за границей работает, тот живет, небогато, но живет, не так, как здесь, мы здесь не живем, а просто существуем».

Надежд на то, что подозрительно нажитое имущество украинских нуворишей будет конфисковано пока немного. Потенциально это могло бы отчасти вытянуть экономику страны, но бороться с воровством в государстве, где коррупция стала системообразующей просто некому. Характерный пример: глава финансовой разведки Украины Игорь Черкасский. В своей декларации чиновник, который обязан пресекать отмывание денег и бороться с офшорами указал 6 автомобилей: от итальянского спорткара до немецких внедорожников. Самый дорогой стоит более 130 000 долларов, плюс полмиллиона долларов наличными, дом в 550 квадратных метров, 2 квартиры, коллекцию часов и 38 картин. При этом сам Черкасский отнюдь не бывший бизнесмен, уже 10 лет как на госслужбе. Типичный портрет борца с коррупцией.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ