Политическая эксгумация

20.11.2016

В ночь с понедельника на вторник в Кракове эксгумировали останки бывшего президента Польши Леха Качинького и его супруги, погибших в авиакатастрофе под Смоленском. Шесть с половиной лет назад польский борт № 1 разбился в тумане при заходе на взлетную полосу. Погибли 96 человек. Вся делегация, летевшая в Катынь на траурное памятное мероприятие.

Следствие шло несколько лет. Его вели как следователи международного авиационного комитета, так и российские и польские эксперты, были привлечены к следствию и специалисты других стран. Были проведены все необходимые экспертизы. Дотошно изучены обломки. Были даже преданы огласке переговоры экипажа и диспетчеров - от начала и до самого момента падения. Казалось точка поставлена: причина катастрофы в роковом стечении обстоятельств - плохая погода, посторонние люди в кабине пилотов и, как следствие, ошибочное решение экипажа идти на посадку.

Но зачем сейчас понадобилось вскрывать могилы в Кафедральном соборе Кракова? Эксгумация трудная процедура, как для экспертов, так и для родственников. Болезненной назвал ее брат-близнец погибшего президента - Ярослав Качиньский. Посочувствовать бы ему, но есть нюансы: это ведь именно он и настоял на том, чтобы гробы были вскрыты. Именно он утверждает - его брат не погиб, а был убит.

Польский журналист Павел Дереш с гордостью и грустью показывает коллекцию наград своей жены – кубки и медали за победы в теннисных соревнованиях. Йоланта Шиманек-Дереш вела очень активный образ жизни – несмотря на высокий пост и чудовищную занятость.

Павел Дереш, публицист: «Здесь документы старые. А это портрет, который ей подарил президент. Она была заведующей канцелярией президента Квасневского».

Пан Павел - из тех немногих поляков, которые сейчас соглашаются общаться с российскими журналистами. Он тщательно подбирает русские слова и сбивается всего раз – когда, растрогавшись, вспоминает, как на каждое Рождество дарил любимой жене редкую коллекционную куклу.

Павел Дереш, публицист: «Мы были вместе почти 30 лет, и она от меня получила 30 кукол».

Иоланта Шиманек-Дереш – одна из 96 жертв авиакатастрофы под Смоленском. На памятные мероприятия в Катынь она летела как представитель польского парламента и очень гордилась своей миссией. С момента трагедии прошло уже больше 6 лет, а в семье Дереш, как и во всей Польше, до сих пор спорят о ее причинах. Крушение Ту-154 тщательно расследовали Межгосударственный авиационный комитет и польская госкомиссия под руководством Ежи Миллера. Причиной гибели самолета были названы погодные условия, неправильные действия экипажа и психологическое воздействие на него.

В контексте

18.03.2018

Британия: история отравлений, преступлений и массового безумия.

Михал Сетлак, журналист, авиаэксперт: «Пилоты снижали машину чересчур быстро. На первом радиомаяке самолет должен был находиться на высоте 300 метров, а он был на высоте 426 метров. Уже тогда пилоты должны были сознавать, что у них нет шансов правильно зайти на посадку. Экипаж решил уйти на второй круг, но было уже поздно. Самолет находился слишком близко к земле».

Выводы экспертов тогда оспорили оппоненты тогдашних польских властей – партия «Право и справедливость». Политики и пресса стали обвинять МАК и комиссию Миллера в подтасовках и сокрытии части информации.

Адриан Станковский, публицист: «Этот доклад у нас не заслуживает доверия. Он наполнен антипольской пропагандой. Некоторые выводы противоречат законам физики. Там много лжи. Например, что в теле генерала Бласика якобы нашли алкоголь».

Анжей Бласик – тот самый посторонний, который, судя по расшифровкам речевого самописца, мог находиться в кабине пилотов и оказывать на них давление, принуждая к посадке. Его на пленке опознали хорошо знавшие генерала люди. Через несколько лет другие знакомые эти показания опровергли.

Пилот: «Пан Директор, появился туман, мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, но, скорее всего, ничего из этого не получится. Прошу обдумать, что будем делать дальше».

Анжей Бласик, командующий ВВС Польши (2007-2010 гг.): «Будем пытаться, пока не получится».

Пилот: «Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится...»

Анжей Бласик, командующий ВВС Польши (2007-2010 гг.): «Значит, у нас проблема».

Придя к власти, партия Качиньского «Право и справедливость» инициировала новое расследование. Первым делом обвинили российских диспетчеров - мол, те неверно указали расстояние до взлетно-посадочной полосы. О том, что экипаж проигнорировал неоднократные предупреждения об опасном сближении с землей, предпочли не вспоминать. Затем распорядились провести эксгумацию тел погибших. Кстати, в самой Польше почти не сомневаются, что следователей обязали, во что бы то ни стало отыскать «российский след» в Смоленской катастрофе. В официальных документах говорится, что эксгумация проводится для того, что исправить ошибки российских криминалистов. «Teoria spiskowa» и «теория заговора» - это то, чем единодушно бредят и здесь, в президентском дворце, и в канцелярии премьер-министра. Генератором конспирологических идей выступил министр обороны Антоний Мацеревич. Для начала он обвинил предыдущую и, что очень важно – польскую – комиссию в сокрытии «настоящей правды». И стал энергично навязывать обществу собственные версии катастрофы.

Томаш Янковски, политолог: «Наш министр обороны постоянно выдумывает новые теории заговора на тему смоленской катастрофы. Заявил, что раз обломки были найдены в 100 метрах от места крушения, значит, был взрыв на борту. Но ведь все знают: столкновения с препятствиями и разрушение корпуса началось задолго до падения самолета. Для Мацеревича это – не аргумент».

Затем министр пошел еще дальше – на полном серьезе стал проталкивать гипотезу немецкого криминального репортера Юргена Рота. Этот персонаж и у себя на родине в Германии, и в самой Польше известен как провокатор и сплетник. Так вот Рот, а с ним и Мацеревич, уверяют: самолет президента какими-то неведомыми манипуляциями уронили российские спецслужбы.

Михал Сетлак, журналист, авиаэксперт: «Специалисты центральной криминалистической лаборатории Польши взяли несколько сотен проб с предметов из салона самолета. Искали продукты распада взрывчатых веществ и не нашли ничего. А ведь любой взрыв всегда оставляет характерные следы на жертвах и на предметах».

Сейчас Мацеревич и компания пытаются всё свалить на тогдашнего премьер-министра Дональда Туска. Якобы тот вступил в сговор с русскими, чтобы скрыть правду. В доказательство крутят видео - Туск общается с Владимиром Путиным на месте крушения Ту-154. Однако, в Польше, да и во всей Европе, бывшего премьера знают как ярого и последовательного русофоба и в подобной версии сомневаются.

Павел Дереш, публицист: «Это отвлечение от объяснения истинных причин катастрофы. А вдруг станет известно, кто на самом деле несет ответственность за эту трагедию? Кто вообще инициировал эту совершенно ненужную поездку Леха Качиньского в Катынь? А ведь автором и инициатором идеи был Ярослав Качиньский. Он хотел, чтобы его брат Лех там, в Катыни, начал свою предвыборную кампанию».

Кстати, команда Качиньского обвиняет Дональда Туска и в том, что в Катынь он полетел не вместе с президентом, а отдельно. И это, мол, доказательство его причастности к трагедии. В итоге, вся эта грязная возня стала причиной раскола в польском обществе.

Мачей Ласек, член польской комиссии по расследованию катастрофы Ту-154 в Смоленске: «Более половины нашего населения считает, что это был несчастный случай, возможно, вызванный человеческим фактором. А 22%, по последним опросам, уверены, что было покушение - не уточняя, террористический акт или предумышленное массовое убийство».

Только что в Польше опубликовали результаты проверки деятельности службы безопасности погибшего польского президента. Выяснилось, что визит в Катынь почти не готовили: не было обязательной предварительной организационной поездки в Смоленск, экипаж сформировали с нарушением инструкций, список пассажиров составляли хаотично. Даже ответственного за этот визит не назначали. А ведь рулил всем процессом не кто-нибудь, а брат Леха Качиньского - Ярослав. Повторная эксгумация жертв смоленской катастрофы вызвала протесты родственников погибших. Вскрытие могил многие из них расценивают как оскорбление памяти близких. Поначалу возмущались и представители католической церкви: ведь вопреки священному табу нарушается покой усопших. Но потом, духовенство нашло причины обойти незыблемые традиции.

Здислав Сохатский, настоятель собора святых Станислава и Вацлава в Кракове: «В этой конкретной ситуации мы разрешили генеральной прокуратуре проведение генетических экспертиз. Руководство церкви, Костёл, допускает это, если нет другого способа узнать правду, узнать причину гибели людей».

Несколько семей написали протест прокуратуру и подали в суд. Однако, власти ответили, что все законно и никто не имеет права препятствовать расследованию «смоленского дела».

Адриан Станковский, публицист: «Только 17 из более чем 70 семей погибших выступает против эксгумации. Но решение, об этой процедуре принято исходя из польских законов. Ведь после катастрофы следователи не выполнили своих обязанностей и не провели вскрытия тел».

Исследование останков Леха и Марии Качиньских завершилось в четверг. Оно показало, что президентская чета погибла в результате аварии воздушного судна. Других причин специально приглашенные польскими властями ведущие европейские эксперты не назвали. О следах взрывчатки на телах не было сказано ни слова. Этому, кстати, мало кто удивился.

Павел Дереш, публицист: «Те, кто сейчас у власти в Польше, на смоленской трагедии сколотили большой политический капитал. Поверьте, им не нужна правда. Вдруг станет ясно, что выводы комиссии Миллера правильные и никакого убийства не было? Я же мечтаю о святом покое для моей жены. Чтобы можно были прийти на кладбище к ней… Подумать и помолиться».

Пока же тем, кто потерял близких в катастрофе, приходится наблюдать, как власти цинично разыгрывают «смоленскую карту» - бесконечно и, что примечательно, бездоказательно, обвиняя в трагедии своих политических противников и, конечно, Россию. Польские власти заявили, что результаты эксгумации станут известны через год. Это означает, что тема Смоленской катастрофы и выяснение ее причин в Польше все это время будет одной из самых главных. И правящая партия постарается выжать из нее максимум политических дивидендов. Ну, или оправдать, таким образом, свое нахождение у власти.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ