Русофобия в законе

27.11.2016

Европарламент принял необязательный документ. В нем так и написано: страны-члены ЕС исполнять его не обязаны. Даже когда его ставили на голосование в Страсбурге, большинства голосов он не набрал - на триста проголосовавших почти четыре сотни тех, кто был против или воздержался. Действительно, документ странный. Но не безобидный - откровенно антирусский, а потому заслуживает, чтобы мы его изучили.

Главный смысл этого многостраничного и скучного труда - обвинение России и российских СМИ в подрывной работе и пропаганде против Европейского союза. Виновные названы прямо - это информационное агентство Спутник, телеканал RT, Фонд Русский мир, Федеральное агентство по делам СНГ и даже частично Русская православная церковь. При этом они не только названы источниками «информационной угрозы», а поставлены в один ряд с пропагандистской машиной ИГИЛ и Аль-Каиды.

По убеждению аналитиков из Европарламента ролики ИГИЛ с черными флагами, казнями и песнями ничем не отличаются, например, от ежедневного эфирного контента канала RussiaToday. Эта бумага вообще пестрит словами Россия и Даеш (как называют ИГИЛ в Европе).

Мария Захарова уже назвала это выпад евродепутатов паранойей. Действительно, можно только гадать, с чего вдруг снова вброшена эта порция «русских страхов», кому нужен этот засохший страсбургский пирог?

Но есть вопрос: с каких пор в ЕС признали, что никаких свобод у СМИ быть не может, а любое отличное от официального мнение - опасно?

Президент так прокомментировал этот документ:

Владимир Путин: «Если такое решение принято, это говорит о том, что мы наблюдаем некоторую, причём совершенно очевидную, деградацию (в политическом смысле этого слова) представления о демократии в западном обществе, в данном случае на уровне Европейского парламента».

Забавно, что в этом документе есть пункт 40, который призывает не путать критику и пропаганду. Что ж, мы прямо предупреждаем всех евродепутатов (которые не умеют отличить одно от другого), что дальше в нашем сюжете будет только критика.

Политический обозреватель Виталий ВОРОНИН собрал самые яркие образцы свободы слова по-европейски. Тем более, что журналисты из России (и с Пятого канала, конечно, тоже) знают на себе хватку европейских борцов за чистоту информационного пространства.

Она так готовилась к этому выступлению, что второпях забыла включить микрофон. Анна Фотыга, автор скандальной резолюции о российской пропаганде.

Анна Фотыга, депутат Европарламента от Польши: «Вся моя сознательная жизнь, начиная с коммунистической эпохи, была посвящена борьбе с той повесткой, что агрессивно нам навязывал сначала Советский Союз, потом Россия».

Анна Фотыга действительно начала карьеру в 80-е в «Солидарности» Валенсы - возглавляла отдел внешних связей профсоюза. Подружилась там с братьями Качиньскими. И когда Лех стал президентом, а Ярослав премьер-министром, Анна Фотыга возглавила МИД на год, правда, зато успела договориться о базе ПРО в Польше. После Смоленской трагедии, выдвинула версию заговора Туска и Путина против Качиньского, искала поддержки в Вашингтоне.

Анна Фотыга, депутат Европарламента от Польши: «Мы довели до сведения Конгресса как идет расследование катастрофы под Смоленском и обратились к сенаторам за помощью».

Но там не поверили в очевидный бред. В США пани Фотыга, кстати, ездит часто, трижды проходила стажировку. И вот удивительное дело - боролась с коммунистами за свободу и равенство, училась демократии в Америке, а от резолюции разит нафталином - заметили другие депутаты.  

Стелиос Кулоглу, депутат Европарламента от Греции: «Обсуждение напомнило холодную войну, как будто мы в 70-е и говорим про Советский Союз».

Антироссийскую резолюцию приняли, несмотря на то, что большинство за неё не голосовало - были против или воздержались. Но по факту - документ есть. И в этом главная ценность резолюции, теперь это не просто слова - это официально закрепленная позиция Европы.

Андрей Мамыкин, депутат Европарламента от Латвии: «Приличные слова заканчиваются, дальше хочется перейти на мат - этополная цензура, полное бесправие и зрителей и журналистов, я подчеркиваю одновременно и это полный диагноз без приглашения врача за именно такую редакцию текста».

В документе прописано - российские СМИ - не такие как все, они - опасны, также как террористы, а значит, и относиться к ним нужно соответствующе. Под удар попали, прежде всего англоязычные редакции - Раша Тудей и агентство Спутник.

Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RТ: «Нет слов. Как можно прокомментировать, что RussiaToday и агентство Sputnik сравнили с «Исламским государством». Это уже помрачение рассудка».

Что самое удивительное, ни одна европейская организация не осудила резолюцию. Очевидно, общественное мнение уже готово. И такая выходка не выглядит чем то вопиющим.

Александр Рар, журналист-международник: «Запад чувствует слабизну. Такого еще не было, Запад не привык, к такому развитию событий, к таким процессам. Запад жил 25 лет может в иллюзиях, а может быть искренне, в таком триумфализме либеральных идей».

Деградация была постепенной. И началась на Майдане. Украинские власти первыми подали пример, сначала российским журналистам просто мешали работать, порой доходило до рукоприкладства...

Олег Ляшко, народный депутат Верховной Рады Украины: «Гнать в шею этих злоумышленников, это все российские шпионы!»

Европа этого не заметила. Дальше - больше. Когда началась война на Донбассе,жертвами стали те, кто пытался показать точку зрения и той - другой стороны. Русских журналистов похищали, ставили на колени. В плену их пытали, били...

Журналист: «Они вас били?»

Евгений Давыдов, корреспондент: «Не слышу правым ухом... Да с руки, с ноги...»

Но это Европа тоже не заметила, а потом пролилась кровь. Четверо наших коллег погибли, работая в зоне конфликта на Донбассе. Репортер Игорь Корнелюк, звукорежиссер Антон Волошин, Фотограф Андрей Стенин, оператор АнатолийКлян. Их убийц киевские власти даже не пытались искать - что уж говорить о наказании. А из наводчицы Савченко, которая признана российским судом виновной в гибели ребят с телеканала Россия, сделали политика.

Надежда Савченко, народный депутат Верховной Рады Украины: «Я хочу всех вас поблагодарить. Россия хотела, чтобы я была на свободе только через 22 года, но вы хотели, чтобы я была тут раньше. Спасибо».

И снова - стыдливое молчание со стороны тех, кто должен был повлиять на поправших законы и ценности Киевские власти. Формально это должны были сделатьв ОБСЕ - организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Формально. Это определяющее слово.

Дунья Миятович, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ: «Да мы создали коммюнике, что нельзя нарушать права журналистов, вы можете посмотреть его на нашем сайте или в нашем офисе».

И в какой то момент в других странах осознали, что раз Украине можно убивать и пытать русских журналистов, вот так в центре Европы, то и другим - тоже можно наплевать даже на собственные правила. Десятки съёмочных групп из России оказались вне закона. Закрыла границы Эстония...

Анатолий Майоров, корреспондент: «Такая участь в любой момент может постигнуть всех наших коллег».

Начала информационную блокаду Молдавия. Наша съемочная группа стала пятой за первую половину 2015 года, кого развернули на границе.

Сотрудник аэропорта: «На данный момент мы вас не пропускаем».

Виталий Воронин, корреспондент: «Официальная причина отказа во въезде, то что мы не подтвердили цель своего визита. Эта неправда, мы предоставили все необходимые документы - где мы будем жить, что мы будем снимать».

Не пускать или пускать, но выдворять начала Литва, а в Латвии, так и вовсе полиция не церемонится, буквально выкручивает руки во время работы на слете неонацистов, а что такого же? Это «кремлевская пропаганда» - универсальное оправдание. Вся вина журналистов в том, что они показывают точку зрения отличную от той, что устраивает власти отдельных европейских стран или нравится Брюсселю.

Олег Попцов, журналист: «Они боятся с одной стороны посягнуть на свободу слова, потому что это как некий символ, символ демократии, но они говорят это не свобода слова, это запрещение враждебного слова».

Когда речь идет о России - её позиция - это пропаганда. Когда речь идет о точке зрения Западных стран - это называется модным словом Стратегические коммуникации, сокращенно «Стратком». Термин что ни на есть военный. Концепцию разработали в НАТО, конкретнее в США. За последние 3 года офисы «Страткома» открыли в 9 странах Европы, преимущественно - на Востоке в бывшем Соцлагере. Головной - в Риге.

Игорь Панарин, доктор политических наук, член Академии военных наук: «Задача наших геополитических оппонентов, заинтересованных в доминировании одной сверхдержавыСША, заключается в том, чтобы ограничить наши возможности доведения точки зрения до мирового общественного мнения, в том числе и прежде всего европейского и наоборот, создать мощные рычаги воздействия на российское мнение».

Параллельно активизировали старые каналы распространения «правильной» с точки зрения Запада информации - сеть «Радио Свободы», например. Офис в Праге расширили, набрали новых людей. Журналист Андрей Бабицкий сам 16 лет отработал там. В 2014 том почувствовал, что произошел четкий раздел на «до» и «после», на «своих» и «чужих», а информационная картина в Европе стала черно-белой.

Андрей Бабицкий, журналист: «Европа возрождает ту цензуру, которую кто-то из нас помнит по советским временам, достаточно жесткую. И сейчас она применяется по отношению к любой альтернативным точкам зрения, а главным источником этой альтернативы становится Россия».

Андрей оставил работу, перебрался - на Донбасс. Осознает, что информационная война против России никогда не прекращалась, просто стала яростнее. Просто мы сейчас замечаем эти атаки, поскольку они уже бьют через край, а к обычном напору у нас, что то типа иммунитета.

Андрей Бабицкий, журналист: «Мы все впадали после развала Советского Союза в преелесть и обольщения, смотрели с надеждой на запад, думая, что именно оттуда мы сможем получить дары демократии, изобилия, свободы. Пережив это тяжелое время, мы стали абсолютно невосприимчивы к этой пропаганде».

В Резолюции Европарламента прописано - увеличить финансирование групп «Страткома» Евросоюза. Значит, атаки будут яростнее и изощрённее. Есть и другой тревожный сигнал - усилить разъяснительную работу в системе образования. То есть начать обработку школьников. Примеру уже есть, в Германии с 2014 года на государственном канале ЦДФ выходит детская передачка «Лого», где в мультиках объясняют, правильную позицию на политические процессы.

Фрагмент мультфильма: «Большая семерка крайне недовольна, что Москва усилила военный контингент на границе с Украиной. И связано это беспокойство с недоверием к политике России – лидеры полагают, что кроме захваченного Крыма, Москва оккупирует и Восток Украины».

Получается, то что Крым оккупирован – подается как аксиома, непреложная истина. А как же голоса двух миллионов жителей полуострова? Как же референдум? Свобода слова, свобода выражения мысли, свобода на самоопределение - основы демократии. Это универсальные ценности, для всех. Или могут быть исключения? Европа лучше других знает к чему это может привести – костры инквизиции, фашистские чистки, теперь очищающий огонь Майдана – все большие исторические трагедии происходят не вдруг, а начинаются с малого… Когда от нежелания слышать других переходят к агрессивному и полному отрицанию иной точки зрения.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ