По второму кругу

04.12.2016

Австрия сегодня выбирает президента. Причем, выбирает уже второй раз за этот год. История нынешних выборов здесь настолько уникальна, что вполне может войти в учебники политологии отдельной главой «и так тоже бывает».

Сбой в таком привычном ритуале как президентская гонка произошел еще весной, когда в финал впервые лет за сто не попал ни один кандидат из двух ведущих партий страны. Это было так же невероятно, как если бы в США в финал попали не Трамп и Клинтон, а какие-то аутсайдеры из партий, существующих скорее для политического декора, чем для реальной власти.

Но дальше интрига только набирала обороты - оба кандидата шли буквально ноздря в ноздрю. И при подсчете голосов во втором туре разница между ними оказалась в сотые процента. В сотые! И хотя победитель был назван, эти сотые процента вызвали разговоры о подтасовках, вбросах и просто арифметической погрешности. И - бывают же чудеса - Конституционный суд повелел второй тур сыграть еще раз. Какая удивительная страна Австрия. Имея такую выборную коллизию, она не устроила оранжевую революцию, Майдан, переворот, а просто согласилась с судом. И вот сегодня австрийцы впервые в истории повторно голосуют за будущего президента.

Но и это не вся интрига. Австрийцы действительно перед сложным выбором. Кандидаты как две крайности: ультраправый Норберт Хофер или слишком левый Александр Ван дер Беллен. Но именно победы Хофера боится вся европейская бюрократия. Ведь он не только против мигрантов и ЕС - он сотрудничает с Ле Пен, с Альтернативой для Германии, с ультраправыми финнами и далее со всеми «опасными» партиями Европы. И в случае победы Хофера Австрия станет первой западноевропейской страной с правым популистом на посту президента. Избирателей социологи поделили так: за молодого и опасного Хофера голосуют малограмотные провинциалы, за пожилого и надежного Ван дер Беллена - городской средний класс. Где-то это мы недавно видели?

Одним словом, снова вся Европа со страхом следит, чем закончится этот день в Австрии.

Наш специальный корреспондент Константин РОЖКОВ на месте изучал, каким может быть расклад голосов. Ему даже удалось за бокалом вина обсудить тет-а-тет с одним из кандидатов его будущие планы. И, как знать, может, именно он уже завтра станет новым президентом Австрии.

Для Европы Австрия все время была тем же, чем знаменитая венская опера для самих австрийцев. Символом роскоши, солидности, успеха и благополучной жизни. И уж точно не источником проблем и скандалов, которые теперь рискуют обрушить весь Европейский Союз. А занавес может спать совсем не по сценарию, написанному евробюрократами. Австрийские выборы долгое время были похожи на то, как если бы избирателям все время показывали одно и тоже представление. Власть делили 2 основные партии. Политики менялись, но сама политика особо не менялась. До тех пор, пока на сцену не вышел тот, кого теперь называют чуть ли не общеевропейским возмутителем спокойствия. Знакомьтесь. Норберт Хофер. 45 лет. Руководство ЕС делает вид, что его не существует, зато журналисты - не дают прохода.

Помощник Норберта Хофера: «Мы все образованные люди! Окей! Все образованные!»

Норберт Хофер, кандидат на пост президента Австрии: «Дайте мне хотя бы минуту!»

Это началось после того, как он заявил, что Австрия может покинуть ЕС. Даже термин появился «Окзит». По аналогии с«Брекзитом», но от австрийского произношения названия страны «Остерайх». Но и этого ему показалось мало. Кандидат в президенты замахнулся на святое: предложил признать референдум о вхождении Крыма в состав России. Конечно, такое в Европе можно было услышать и раньше. Но только не из уст фаворита президентских выборов. Пусть даже у австрийского президента полномочий не так много.

Журналист: «Трамп, Брекзит, неужели Хофер еще один шок для западной демократии?»

В контексте

09.09.2018

Судьба Швеции в руках мигрантов.

Норберт Хофер, кандидат на пост президента Австрии: «Надеюсь, что нет. Я не хочу никого шокировать!»

Но в кругах политической элиты Запада не просто шок, там самая настоящая паника. Не успели прийти в себя после победы одного Дональда Трампа, как на горизонте появился другой - «австрийский Трамп», как иногда называют Норберта Хофера.

Петер Фильцмайер, политолог: «Отчасти мотивация тех избирателей, кто голосовал за Дональда Трампа в Америке и тех, кто собираются проголосовать за Норберта Хофера в Австрии, схожи. И те и другие считают, что экономически жить стало хуже. И, кстати, среди них много тех, кто вообще настроен скептически по отношению к членству в Евросоюзе».

Как и Трампа, Хофера почти не поддерживают в крупных городах. Зажиточные буржуа - явно не его электорат. И это видно даже на улицах: например, в Вене, на предвыборных плакатах ему часто подрисовывают характерные усики. Но как и в Америке, в Австрии достаточно выехать за пределы столицы, и картина будет совсем иной.

Беженец: «Они приехали на машине. Остановились. Вышло 2 человека. Они подошли и кинули две бутылки с зажигательной смесью. Все загорелось, а потом эти двое сели обратно в машину и скрылись куда-то».

В городке Нимбург, в часе езды от Вены, неизвестные в очередной раз напали на центр по приему беженцев.

Беженец: «Вот следы от пожара. Огонь был большой, пламя доходило до второго этажа».

Как страна с довольно высоким уровнем жизни, Австрия, согласно волюнтаристскому решению верхушки ЕС, вынуждена принять огромное число мигрантов. Поначалу это не создавало проблем, но чем больше по улицам ходили люди чужой культуры и другой веры, да еще и говорящие совсем на неизвестных языках, тем стремительней менялись политические предпочтения самих австрийцев.

Петер Хайек, политолог: «У людей складывается ощущение, что государство не может защитить ни их, ни свои собственные границы. Все просто приезжают к нам, а мы говорим: «Привет, ребята, ну проходите».

Чтобы привлечь внимание к этой проблеме группа молодых активистов надела гигантский никаб на один из символов Вены - статую Марии Терезы. В знак протеста против исламизации всей Европы. В результате впервые за всю послевоенную историю Австрии в финал президентской гонки не прошли кандидаты от правящей коалиции. Это как если бы в Америке бились не республиканец и демократ, а, скажем, коммунист и лидер партии «зеленых». И, кстати, оппонент Норберта Хофера, 72 летний Александр ван дер Беллен, в прошлом действительно возглавлял партию защитников окружающей среды. Если Хофер - австрийски Трамп, то ван дер Беллен - Берни Сандерс. Тоже хоть и пожилой, но в хорошей форме. Что любопытно с русскими корням. Точнее голландскими, но его предки переехали в Россию при Петре I и прожили там несколько веков. А отец и вовсе родился во Пскове в начале 20 века, но после Революции покинул страну вместе с семьей. Странно, но этот факт из биографии, кажется смущает политика. Как бы мы не пытались, его об этом спросить, все время вмешивалась охрана.

Константин Рожков, корреспондент: «Мистер ван дер Беллен, у меня вопрос о ваших предках».

Помощник ван дер Беллена: «Мы закончили, закончили!»

Константин Рожков, корреспондент: «Я знаю, что ваши предки жили в России. Ваш отец родился в городе Пскове».

Помощник ван дер Беллена: «Извините! Мы не дадим вам интервью!»

С точки зрения Евросоюза ван дер Беллен - неплохой компромиссный вариант. Принимать беженцев не против, референдум о выходе провести не грозится. Об отношениях с Россией тоже говорит сдержано. Совсем не так как его оппонент.

Константин Рожков, корреспондент: «Вы знаете, охрана мистера ван дер Беллена только что меня оттеснила, даже не дали задать вопрос».

Норберт Хофер, кандидат на пост президента Австрии: «Вот как? Просто мы хорошие ребята, я же говорил вам!»

Константин Рожков, корреспондент: «Ну, по крайней мере вы это сейчас доказали».

Есть в Австрии такой ритуал: после каждых дебатов кандидаты спускаются в зал для прессы, где за бокалом вина смотрят по телевизору, как их выступления обсуждают эксперты в студии. Задавать вопросы в этот момент вроде как не принято, но все на усмотрение политиков. Норберт Хофер от общения с российской прессой уклоняться не стал.

Норберт Хофер, кандидат на пост президента Австрии: «Я надеюсь, что мы найдем какой-нибудь способ снять анти-российские санкции. Так или иначе. Может не сразу, но шаг за шагом.

Константин Рожков, корреспондент: «Вы будете настаивать на их отмене, если вас выберут?»

Норберт Хофер, кандидат на пост президента Австрии: «Да, для нас это важно. Ведь по большому счету санкции не принесли никого результата».

Еще недавно говорить такое вслух считалось моветоном. Все равно, что встать посреди представления в венской опере и крикнуть: «мне не нравится». А теперь об отмене санкций и вообще о необходимость как-то налаживать отношения с Россией между рядами и в ложах западных политиков не то, что шепчутся - говорят в полный голос. Дональд Трамп - в Америке, Марин ле Пэн и Ален Жупе во Франции, Норберт Хофер - в Австрии.

Константин Рожков, корреспондент: «Ведущие политики в Брюсселе называли вас популистом, который не будет выполнять свои обещания. Что вы можете им ответить?»

Норберт Хофер, кандидат на пост президента Австрии: «Это печалит меня. Я совсем не собираюсь быть полулистом. После выборов все увидят, что я спокойный и здравомыслящий политик. Просто я хочу изменить Европейский Союз».

Во время интервью на полу лежит трость Норберта Хофера. Несколько лет назад он разбился при падении с параплана, серьезно повредил позвоночник и теперь ходит все время прихрамывая. Но в политическом смысле, таким как он, политикам новой волны, еще только предстоит твердо встать на ноги. И для начала победить на выборах. И шансы есть.

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ