Солнце на горизонте

18.12.2016

Что можно сказать точно: визита российского президента в Японии очень ждали. Наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН был там уже за несколько дней до прибытия официальной делегации из России, и смог оценить не только общий дух накануне визита, но и атмосферу самих встреч. Кстати, противники у этого визита тоже были - так наша съемочная группа была буквально атакована группой японских националистов, которым не нравится то, что Россия сегодня ведет диалог с Японией. Спасибо, полиция пришла на помощь. Но обо всем по порядку. Итак, хроника официального визита.

Визит Владимира Путина в Японию эксперты заранее назвали историческим. Уже по настроению Синдзо Абэ было понятно, диалог должен получиться, во всяком случае, принимающая сторона была готова на всё:  

Синдзо Абэ, премьер-министр Японии: «Хочу, чтобы Вы насладились прекрасной природой Японии, а также прекрасной японской кухней, и, может быть, вечером Вы сможете наслаждаться горячим источником».

Ради Путина Абэ пошел на беспрецедентный шаг - пригласил его буквально к себе домой, в городок Нагато, где уже несколько поколений живет его семья. Кстати, оба деда Абэ в своем время были членами правительства, отец - депутатом. Династия. Пригласить иностранца к себе в дом Для японца – очень важный шаг. Российский лидер все это, конечно оценил, но был подчеркнуто сдержан.

Владимир Путин: «Спасибо большое и за то, что можно будет ознакомиться с такими достопримечательностями этого замечательного места, как горячие источники, в которых, как Вы сказали, можно отдохнуть. Но лучше сильно не уставать, хотя источники – это интересно».

А дальше случилось самое интересное, практически сенсация. И она без преувеличения, изменила характер российско-японских отношений. Ни для кого не секрет, что наши двусторонние переговоры зачастую, упирались в Курилы. После второй мировой войны 4 самых южных острова стали советскими, как, впрочем и часть Сахалина. Есть соглашение между странами от 56-го года, там говорится уже про 2 острова, но без конкретики. Однако и Япония, и советский союз декларацию перестали выполнять. С тех пор ситуация казалась тупиковой они твердят - верните острова, мы в ответ -  сначала договор, потом подумаем. И так вот уже 70 лет. Переговоры в Нагато шли, казалось по тому же сценарию...

В контексте

18.11.2018

Программа президента РФ в Сингапуре была крайне насыщенной: от переговоров на высшем уровне до стратегии сотрудничества со странами Юго-Восточной Азии.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Переговоры продолжаются уже в формате «один на один»: именно в этом формате руководители решили рассмотреть ситуацию с подготовкой к дальнейшим переговорам по мирному договору».

За дипломатическими формулировками скрывалось главное – лидеры не просто говорили, а именно договаривались. Полтора часа тет-а-тет, и еще более 3 часов с экспертами. На горячие ванны времени не хватило, но японцы успели угостить гостей сакэ, подарить путину картину со смыслом «прибытие адмирала Путятина» это ОН в свое время уступил южные Курилы соседям, а также накормили ужином, в котором основным блюдом стала экзотическая и опасная рыба фугу, местный деликатес. Вообще-то рыба фугу, или по-русски иглобрюх - ядовитая. В ней содержится тетродоксин, по эффекту даже более сильный чем, например, цианистый калий. Потому к готовке допускаются только повара с лицензий и богатым опытом. Ядовитые внутренности тщательно изымают, и тут же утилизируют. 

Повар: «Если не положить в закрытую посуду – какая-нибудь часть яда может случайно попасть на стол и вызвать отравление!»

Мякоть фугу затем красиво нарезают - получается сашими, жарят или варят кусками, как правило, прямо на столе. Эти же блюда, как удалось узнать, были и на ужине первых лиц. Остроту вкуса подчеркивает известная порция риска. 

Мичийя Омура, директор по продажам и маркетингу сети ресторанов: «Я знаю, есть такая «русская рулетка», японские мужчины тоже любят рисковать, я думаю, у нас есть общее во вкусах».

На переговорах в Нагато лидеры двух стран сошлись не только во вкусах, но и выработали долгожданный компромисс по Курильским островам — его первым озвучил советник Владимира Путина - Юрий Ушаков. Страны намерены вместе осуществлять хозяйственную деятельность на Южных Курилах. Под юрисдикцией России.

Юрий Ушаков, помощник президента РФ: «Могу перечислить некоторые области: рыболовство, туризм, марикультура, медицина, экология, некоторые другие области»

На следующий день текст договоренностей был опубликован. Из него следует, что, во-первых, есть политическая воля эту деятельность развернуть, во-вторых, цель такой работы — создать атмосферу доверия и уже потом заключить договор, в-третьих, вопрос — как сотрудничать на Курилах -  уточнят в виде отдельного соглашение. Предельно коротко, всего 5 пунктов, но и до такого стороны не могли договориться десятилетиями.

Владимир Путин: «На наш взгляд, нужно прекратить этот исторический пинг-понг по этим территориям, нужно, в конце концов, как-то понять, что фундаментальные интересы и Японии, и России требуют окончательного, долгосрочного урегулирования».

Подробности нам удалось узнать у губернатора Сахалинской области, в состав которой как раз и входят Курилы. Он называет эту договоренность большим достижением, ждет японский бизнес в гости. Для соседей готовы предоставить максимум льгот, которые уже действуют в особых экономических зонах Дальнего Востока — налоговые каникулы, ввоз оборудования без пошлин, создание инфраструктуры для предприятий и так далее. 

Олег Кожемяко, губернатор Сахалинской области: «Будет получен новый импульс. Мы предлагаем варианты, а после всех встреч дела пойдут еще быстрее. Надо переходить к практике безвизового обмену между Сахалином и Хоккайдо, чтобы увеличить поток туристов».

Из 56 курильских островов заселены, в основном, как раз южные. Еще 10 лет назад здесь жили и в прямом и в переносном смысле на краю географии. Потом заработала государственная программа, отсроили 2 аэропорта, отремонтировали здания и дороги. Появились новые военные гарнизоны, но с работой — тяжело. Курильчане надеются, что новые договоренности смогут решить эту проблему.

Надежда Полюк, житель села Головнино острова Кунашир: «Мы должны быть в составе России! Потому что это наша территория! Но, конечно, было бы хорошо, чтобы мы были дружны с Японией и заключили мирный договор наконец-то».

Надо сказать, что японские националисты восприняли даже такую осторожную договоренность по островам, однозначно, как уступку России и провели в Токио малочисленную, но шумную акцию протеста. Их мало, поддержка в японском обществе на уровне 2-3 процентов, таких крикунов нет в парламенте, но они очень агрессивны, в чем мы убедились лично. Когда они узнали, что их снимает российское телевидение — набросились с кулаками. Нас защитили грамотно отреагировавшие полицейские. Но такие настроения — очень редкое исключение. Большинство японцев, крайне позитивно относится к России, убеждал нас режиссер Леонид Анисимов. Он уже 16 лет работает в Токио, основал здесь 3 театра, объединил в академию. Учит местных актеров системе Станиславского. Перед каждым занятием, дыхательная разминка … по Стрельникову... По словам режиссёра, наши страны могут еще многое дать друг другу.

Леонид Анисимов, режиссер: «Культура Японии это культура красоты, а Россия это культура силы. Россия дает силу, Россия дает душевную…

Виталий Воронин, корреспондент: «Силу – в смысле энергию?»

Леонид Анисимов, режиссер: «Душевную энергию Россия дает».

Переговоры на высшем уровне в Японии это как раз та самая попытка найти способ жить в симбиозе и политическом и в экономическом. У России — колоссальные ресурсы, у Японии, обделенной природными богатствами — развитые технологии.

Владимир Путин: «Мы естественные партнёры, как я уже говорил только что, недавно совсем, в ходе сегодняшней нашей работы, у нас нет конкурентных проблем, у нас могут быть созданы только конкурентные преимущества для обеих сторон».

Территориальный вопрос японцы не снимают с повестки дня, но после этого визита, он перестал быть столь острым. Появилось понимание, что можно и нужно спокойно решать текущие дела, возрождать доверительную атмосферу и параллельно, разговаривать, но без ультиматумов.

Синдзо Абэ, премьер-министр Японии: «Мы должны прилагать максимальные усилия, совместные усилия для того, чтобы Россия и японцы смогли бы построить отношения по принципу win-win (совместной победы) и открыть светлые перспективы для будущего».

Огромную роль в переговорах сыграли личные контакты лидеров двух стран. После этого визита Путин и Абэ, можно сказать, перешли на «ты». Оттепель в отношениях первыми уловили бизнесмены — во время визита было подписано более 80-ти двусторонних соглашений и деклараций, японские инвесторы готовы вложить почти 2,5 миллиарда долларов в нашу экономику только в ближайшем будущем. Налаживаются контакты во всех сферах — в медицине.

Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ: «Что нас интересует в Японии — во-первых ядерная медицина. Япония страна №1 в мире, где развиты ядерные медицинские технологии, протонные и ионные излучения и лечебные технологии».

В телекоммуникациях, в энергетике — решено проработать проект газопровода с Сахалина на Хоккайдо, в культуре — 2017 объявлен перекрестным годом культур, в промышленности, в сельском хозяйстве. Слушая эти заявления надо учитывать, что Япония два года назад присоединилась к санкциям против России. Страна входит НАТО, а на острове Окинава крупнейшая заграничная военно-морская база США. Но именно Япония стала первой из стран Большой Семерки, которую после кризиса 2014 года посетил с официальным визитом Владимир Путин. Если в Европе только рассуждают о нормализации отношений, то японцы уже делают.

Виктор Вексельберг, президент фонда «Сколково»: «Японская сторона проявляет беспрецедентную степень активности как раз на политическом уровне,  появление в структуре правительства министра по делам России это не просто хороший знак, это практически шаг».

Есть и конкретная экономическая программа сотрудничества по 8 направлениям. Одно из них — улучшение городской среды. Например, так может выглядеть завод по утилизации мусора. Токио один из крупнейших мегаполисов мира, вместе с пригородами — 40 миллионов человек. В 90-е возникла острая проблема — отходы некуда девать. В каждом районе построили по такому заводу. Объёмы мусора уменьшились почти вполовину, и даже зола не пропадает. 

Коджи Имата, управляющий мусоросжигательным заводом специального района Нэрима в Токио: «Представьте что мы сейчас в печи, видите мусор постоянно перемешивается, чтобы лучше сгорал, а золу мы потом используем для насыпных территорий».

Вот так в недалеком будущем может выглядеть Владивосток, или Воронеж, это города, в которых планируют реализовать проект «современной городской среды», а помогут в этом японцы - архитектурное бюро, с вековой историей, которое в том  числе занималось благоустройством столицы страны - Токио. Мы отправились на прогулку по Токио с одним из руководителей этого архитектурного бюро. По его словам, проблему пробок можно решить, развивая общественный транспорт и создавая крупные пересадочные узлы. Внешне они похожи на слоёный пирог — где у каждого маршрута — свой уровень: метро, поезда, автобусы — все это образует сложный механизм.

Фади Джабри, руководитель регионального отделения архитектурного бюро: «Здесь мы видим огромное количество такси, а это автобусы дальнего маршрута».

Трудно поверить, что вот так, без суеты, живет центральный вокзал Токио, через который ежедневно проходят 2,5 миллиона человек.

Синдзо Абэ, премьер-министр Японии: «Мы сейчас в подземной части станции Токио, наверное одна из самых развитых подземных пространств, над нами сейчас все эти линии железнодорожные линии».

Конечно, все не падает с неба и не происходит вдруг и сразу, к примеру, станцию Токио строили 15 лет. Доступ к японским технологиям не панацея, да и не бесплатно все это. Но, как гласит восточная мудрость — дорога в тысячу ли начинается с первого шага. И он, очевидно, сделан. 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ