Боль и слёзы Алеппо
18.12.2016
Восточный Алеппо полностью освобожден от боевиков. О том, что финал этой затянувшейся на четыре года трагедии близок, говорили события последних двух недель. Сначала - вывод мирных жителей через гуманитарные коридоры. В последние несколько суток из Восточного Алеппо вывозили уже боевиков - несколькими колоннам прямо до Идлиба - к своим.
Отметим, что эти главные события в Алеппо шли при многочасовой прямой трансляции Министерства обороны. Зачем? Потому что время такое - вранья столько, что просто съемке на камеру не верят - а вдруг это многотысячная массовка? Сегодня важен документ. Тем более такой - в он-лайн трансляции со спецбеспилотников.
Очень разные оценки сейчас идут по поводу освобождения Алеппо. Когда второй по значению город Сирии четыре года был в плену, это не вызывало такой уж большой тревоги. Но теперь... Саманта Пауэр, которой по всему уже терять нечего - ее вряд ли новая администрация Белого Дома и Госдепартамента оставит на этом посту - просто пылала гневом. В своей речи на Совбезе ООН она вспомнила все, что знала об истории современных войн и сравнила освобождение Алеппо с геноцидом в Руанде в 90-х, с газовой атакой на курдов в Ираке в 88 году и событиями в Югославии. На что получила ответ Виталия Чуркина. Вот небольшая цитата.
Саманта Пауэр, постоянный представитель США при ООН: «событий в мировой истории, которые определяют современное зло, которые остаются пятном на нашей совести десятилетия спустя. Халабджа, Руанда, Сребреница и теперь Алеппо. Режиму Асада, России и Ирану мы говорим: эти преступления осуществляют ваши и подконтрольные вам силы. Ваши бочковые бомбы, минометные обстрелы и авиаудары позволили вооруженным отрядам в Алеппо окружить десятки тысяч мирных жителей в вашей постоянно затягивающейся петле. Это ваша петля».
Виталий Чуркин, постоянный представитель РФ при ООН: «Особенно странным мне показалось выступление представителя Соединенных Штатов, которая построила свою речь, как будто она мать Тереза. Вы вспомните, какую страну Вы представляете! Вспомните послужной список своей страны! И потом уже начинайте рассуждать с позиций морального превосходства. А кто в чем повинен, я думаю, что история и Господь Бог разберутся».
И что примечательно - то же самое ей сказали западные СМИ.
Индепендент называет выступление Пауэр «позором»: странно, что Саманта Пауэр в ООН вдруг забыла обо всех убийствах, совершенных Америкой. Сколько было трупов и крови, на которые спокойно смотрел Вашингтон!
Шпигель дополняет эту же мысль выводом: «В конце эпохи Обамы выступление Пауэр выглядело трагическим финалом - не только для него лично. Мы видели беспомощность мировой державы, от мощи которой остались только слова».
А Дейли Мейл переложила всю вину на Буша и Тони Блэра - это ведь они в 2003 году вошли в Ирак, посеяли хаос в Ливии и тем самым породили ИГИЛ и сирийскую войну. Но сделала важный вывод: «Результатом стало то, что большинство американских и британских политиков сказали «никогда снова». И общество с ними согласно - никогда больше наши молодые люди не будут отправляться в бой, чтобы свергнуть какого-нибудь ближневосточного тирана и установить демократическое правительство». Быть может, это именно те слова, которые должны были прозвучать в ООН?
Хроника освобождения Алеппо в материале Дмитрия ПИЩУХИНА.
Этого жизнерадостного мужчину зовут Абу Касвара, он родился и вырос в Саудовской Аравии. На всех видеозаписях он шутит, искренне улыбается, делится планами будущей жизни и с любовью рассказывает о своей семье.
Абу Касвара: «Это моя дочь. Ей уже год и два месяца. Она родилась, когда я уже покинул родину. Я никогда не виделся с ней, у меня есть только фотографии и видеозаписи с ней».
Но назвать этого примерного семьянина - добряком не поворачивается язык. Через минуту он с такой же искренней улыбкой будет рассказывать на камеру о том, как устроен джихад-мобиль – адская машина смерти, способная отправить на тот свет сотни людей.
Абу Касвара: «Это детонирующий шнур, который соединяется с кнопкой внутри машины. Если заехать на ней в густонаселенный район, то все что впереди меня будет стерто. Абсолютно все! Вот так по воле божьей».
Это кадры из документального фильма норвежского журналиста Пауля Рефсдала, который оказавшись в эпицентре сирийской войны, решил изучить жизнь террористов изнутри. И, кажется, увлёкся. Стараясь понять извращенную точку зрения радикалов, режиссер даже сам принял ислам. Его герои-шахиды долго рассуждают о своих мотивах, о том, что с первой каплей крови Аллах простит им все грехи, а еще о том, сколько жен у них будет в раю. Впрочем, как бы автор не пытался убедить своих зрителей, что людоеды тоже люди, страх не покидает до самого последнего кадра фильма. Участниками поневоле этого чудовищного реалити-шоу 24 часа в сутки приходилось быть жителям восточного Алеппо. Освобождение города затянулось на долгих четыре года. Четыре года насилия, крови и слез. Закончить этот кошмар удалось только на минувшей неделе. Сирийская армия при участии российских авиации, наконец, выбила отсюда боевиков. К этой победе Сирия и её союзники шли долго, преодолевая сопротивление нескольких тысяч исламистов, невзирая на применение противником запрещенного химического оружия, обстрелы госпиталей и активное международное противодействие. Квартал за кварталом, дом за домом сирийская армия сжимала банды террористов в тиски. В начале этой недели правительственные войска контролировали уже 96 процентов территории Алеппо. Боевиков окружили на площади всего в восемь с половиной квадратных километров. И на следующий день джихадисты стали складывать оружие. Решающий удар нанесли в четверг – начался штурм последнего анклава в квартале Салахеддин. В этот же день оставшиеся в живых террористы оставили город и по специальному коридору и сбежали в сторону Идлиба.
Виктор Мураховский, главный редактор военного информационно-аналитического журнала, полковник запаса: «Освобождение Алеппо знаменует собой новый этап сирийской гражданской войны. Это начало коренного перелома в этой войне и именно перелома в пользу сирийских правительственных сил и их союзников».
Сотни боевиков ликвидировано, десятки единиц военной техники уничтожено, более ста тысяч мирных жителей спасены. Таковы итоги одной из самых успешных военных операций. Сразу после освобождения Алеппо стали выясняться жуткие подробности о зверствах боевиков – в подвалах были обнаружены тюрьмы, в которых террористы устраивали пытки и расправы над жителями города, только на основании подозрений в симпатиях к сирийскому правительству.
Ибрагим Даури, старейшина района в провинции Алеппо: «Вот доказательство преступных дел, которые совершили террористы. Мы случайно нашли останки этого человека. Его расстреляли за то, что он работал на государство. Отрезали ему голову и бросили в парке. И это обычно для них».
Но почему бои за Алеппо длилось так долго? Этому есть несколько объяснений. В городской среде вести сражение труднее всего. Практически каждый дом в Алеппо был превращен в крепость с огневыми точками для тяжелого вооружения. Подвалы являлись готовым убежищем от бомб и снарядов. Кроме того в укрытиях хранилось оружие, боеприпасы, еда и топливо. Минареты, колокольни и дымовые трубы – стали идеальным местом для снайперов и корректировщиков артиллерии.
Иван Громов, командир группы разминирования Международного противоминного центра ВС РФ: «В одном из зданий районов Алеппо был обнаружен самодельный миномет. Несмотря на примитивность, он очень эффективен. Метание баллона происходит на расстояние до 3 километров, а сами баллоны можно начинять поражающими элементами: гвоздями, осколками, т.е. очень большая площадь поражения».
Подземные коммуникации активно использовались террористами для внезапной переброски отрядов. Даже уничтоженные дома служили укрытием для передвижения живой силы и техники. Кроме того, городская застройка затрудняла сосредоточение войск, проведение разведки и передачу приказов, создавала помехи в радиосвязи. Без сомнений, в условиях города всегда предпочтительнее обороняться, чем атаковать.
Семен Багдасаров, директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Во-первых, достаточно хорошо был укреплен Восточная часть Алеппо – там участие в оборонительных сооружениях принимали НАТОвские специалисты, в первую очередь турецкие и американские. Во-вторых, представьте, только двадцать восемь дней непрерывно было перемирие и гуманитарных пауз. Ну, о каком можно было говорить эффективном наступлении».
Начиная с пятницы в Алеппо, теперь стреляют только в воздух. Люди на улицах благодарят правительственную армию и Россию за то, что поддержали в трудную минуту и подарили долгожданную свободу. Освобождение Алеппо стало национальным праздником. Впрочем, радоваться этой победе получается не у всех. Франция дважды за неделю созывала экстренное заседание Совбеза ООН. Британский МИД заявляет, что Москва «заслуживает осуждения». Зарубежные СМИ наводнили вбросы – видеоролики, на которых жители осажденного города прощаются с родными и обвиняют сирийскую армию в зверствах.
Местный житель: «Я надеюсь, вы сможете остановить убийства, которые мы ожидаем».
В Париже в эти дни на время даже погасили Эйфелеву башню, как призыв к международному сообществ принять срочные меры. При этом международное сообщество странным образом не замечет, что жители Алеппо встречали освободителей, как героев.
Саид Арикат, глава бюро газеты «Аль-Кудс» в Вашингтоне: «Есть много сообщений о зверствах в Алеппо и я ни в коем случае не ставлю под сомнение их достоверность, но я также слышал о том, что люди ликуют. Они рады, что сирийская армия освободила город. Ситуацию нельзя рассматривать лишь с одного ракурса. Вы согласны с этим?»
Джон Кирби, официальный представитель государственного департамента США: «Я не видел всех фотографий из Алеппо. Я не видел, что бы кто-то радовался и танцевал на улицах».
Говоря об этом, Джон Кирби не забыл дежурно обвинить Россию и Дамаск в гуманитарной катастрофе. Заявление более чем странное, ведь именно Москва была инициатором целого ряда гуманитарных пауз. Каждую неизменно срывали боевики, в том числе из той самой «умеренной оппозиции», на которую западная коалиция делает ставку в сирийском конфликте. Сейчас в восточном Алеппо не осталось ни больниц, ни врачей, ни медикаментов. Продовольствие и теплые вещи доставляют только военнослужащие российского Центра примирения. Страны Запада до сих пор ограничивались лишь словами поддержки.
Питер Форд, посол Великобритании в Сирии (2003-2006 гг.): «По-моему, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: Запад хочет дать боевикам ИГИЛ перетечь из Мосула на восток Сирии. Это послужило бы подтверждением американского тезиса, что Асад не способен контролировать ситуацию».
Алеппо – это важнейший после Дамаска экономический центр Сирии. Провинцию еще называют «ключом от севера», который позволяет открыть приграничные с Турцией районы проживания курдов, а также территорию Ирака. Теперь у сирийской армии открывается прямой путь на Ракку – неофициальную столицу ИГИЛ.
Семен Багдасаров, директор центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии: «Теперь они контролируют все города миллионники – Дамаск, Алеппо, Хомс т.е. большие города. Во-вторых, у оппозиции и стоящих за ними стран не остается возможность создания квази-государства. Что будет столицей – Идлиб? Они предполагали что будет Восточное Алеппо. Вот этого всего нет».
Бросив все силы на освобождение восточного Алеппо, штабисты Асада допустили ошибку: практически незащищенным остался другой важный населенный пункт – Пальмира. Через город проходит дорога из Дамаска на восток страны и в Ирак, а рядом - нефтяные месторождения. Так что ликование боевиков понятно, но эта победа - скорее психологическая. Специалисты уверены, что ИГИЛовцы не смогут держать Пальмиру долго.
Виктор Мураховский, главный редактор военного информационно-аналитического журнала, полковник запаса: «Это эпизод войны неприятный, но он не влияет на общую стратегическую обстановку от слова никак, гигантское влияние оказывает освобождение Алеппо. Пальмира будет возвращена в обозримый период, я в этом уверен. Так или иначе, придется наступать по этой трассе».
Несмотря на то, что Алеппо стоит в руинах, уже на этой неделе многие жители пожелали вернуться в свои дома. А за четыре года конфликта отсюда бежала половина населения. Пройдет еще много времени, прежде чем Алеппо будет восстановлен и вновь станет жемчужиной Ближнего Востока. Но об этом вряд ли снимут фильм зарубежные документалисты. Трагедия обычного человека, похоже, уже не вызывает столько жалости и сострадания, как показные душевные терзания террориста-смертника, рассуждающего о том, сколько людей нужно отправить на тот свет, чтобы спасти свою жалкую душу.
ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ
- Солнце на горизонте
- Боль и слёзы Алеппо
- Трамп и его команда
- Подковёрная возня
- Последняя капля
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ