Вина без срока давности

22.01.2017

Германия втянута во внутренний политический скандал. Один из лидеров правой партии АфД (Альтернатива для Германии) Бьорн Хёке, выступая перед молодежным крылом партии, заявил, что пора прекратить испытывать вину за преступления нацистов - что хватит тыкать немцам в лицо за то, к чему нынешняя молодежь не имеет отношения, хватит жить с клеймом побежденного народа. Зал встретил эти слова продолжительными аплодисментами. Но внешняя реакция была мгновенной и негативной - Хёке обвинили в нацизме, пошли жесткие заявления еврейских общин, однопартийцы поспешили от него дистанцироваться.

Хёке давно называют провокатором. Каждый раз, когда он говорит о тысячелетней истории Германии или о том, что «надо защищать наших белокурых женщин» от насилия мигрантов, ему устраивают обструкцию, поминают слова Геббельса и расовые программы нацистов. Когда заявляет, «я горжусь, что я немец» - обвиняют в опасных провокациях.

Но если слова Хёке находят слушателей, а правые движения набирают силу, значит, на эти взгляды сегодня в Германии есть спрос.

Да, тема вины немецкого народа за преступления той войны - трудная и взрывоопасная. Слишком трудная, чтобы ее просто заболтали в бравурных речах политики с неустойчивой репутацией. Но может быть Германия созрела для честного разговора? Ведь боязнь обсуждать сложные вопросы может привести к опасной деформации  общества. К его болезни.

Да, речь о той страшной войне, которая не может быть забыта. Но есть ли срок давности у вины? Сколько поколений должно платить эту цену?

Меркель говорит: платили и платить будем? Но платить и забыть это разные вещи. А все надо называть своими именами. Тогда, после войны для немцев было важно признать абсолютное зло - злом. Запретить его законом. Важно было выучить этот урок истории так, чтобы ни детям, ни внукам не приходило даже в голову повторять страшные ошибки.

Ведь почему мы сегодня так часто бьем тревогу по поводу того, что происходит с героизацией нацизма на Украине? Потому что факельные шествия с портретами Бандеры и признание героями боевиков УПА - это не просто не отрицание зла. Это героизация зла. И то, что сегодня возможно на Украине или в Прибалтике, немыслимо в Германии. Немцу сегодня не придет в голову достать старые флаги, символы и лозунги. А если вдруг - то наказание будет скорым и жестким.

Но мы говорим о другом. И я хочу, чтобы вы это предельно правильно поняли. Отрицание абсолютного зла - это нацизм. Признание вины - справедливость. Раскаяние - факт. Так где граница между чувством вины и чувством унижения? Есть ли срок давности у коллективной вины за отцов? А для нынешних молодых - уже за дедов и прадедов. Согласитесь, трудный вопрос. К тому же, ни одному итальянцу лет 20 не придет в голову отвечать за поступки Муссолини. Этого нет нигде в Европе, стоявшей тогда под знаменами рейха. От этого чувства вины с самого начала были свободны те, кто в конце войны уехал в Америку или Бразилию. Кто был виновен, но кто сбежал. Но немцы платили и платят.

Так о каком развороте Германии говорит сегодня Хёке и почему ему аплодирует молодежь в зале? Может ли гипертрофированное чувство вины выродится в гипертрофиранную толерантность? И не поэтому ли так растет популярность правых сил? Шеф Европейского бюро Пятого канала Виталий ЧАЩУХИН разбирался в этой очень трудной теме.

Даже просто произнесенное вслух его имя с каждым днём вызывает в Германии всё больший шквал одобрительных аплодисментов. И как тут удержаться от исторических ассоциаций, когда так демонстративно вскидывают вверх руки и смотрят на вас с трибуны завораживающим взглядом. Не хватало только, чтобы еще какие-нибудь знамёна между рядов проносили в этот момент. Того и гляди этот оппозиционный немецкий политик однажды тоже «превратит в свою публику весь немецкий народ». Особенно, после таких скандальных заявлений, встряхнувших на этой неделе без преувеличения — всю страну.

Бьёрн Хёке, член партии «Альтернатива для Германии»: «Мы — немцы, единственная нация в мире, которая установила «памятник позора» в сердце собственной столицы! Памятник позора!»

Восторженный зал встаёт окончательно и больше не садится… А газеты — уже печатают свои утренние обложки, чуть ли не пририсовывая новому национальному антигерою «усики Гитлера». «Он снова здесь!» Ведь «памятник позора» из его речи - это - ни много ни мало - состоящий из 2700 плит, так похожих на надгробия, мемориал жертвам Холокоста. В центре Берлина. Место, где нужно было бы каяться каждый день, замаливать чужие грехи и кровавые злодеяния «Третьего рейха».

«Эй! Вставать на плиты нельзя!»

В контексте

29.01.2017

Правые партии Германии - неонациясты, экстремисты (нужное подчеркнуть)

Холокост — самое строгое из всех существующих немецких табу: его нельзя отрицать, о нём нельзя спорить. Даже именитые историки со всего мира, затевая на тему Холокоста очередную конференцию, держаться Германии стороной, чтобы не попасть под самое суровое уголовное наказание. И конечно, политические оппоненты накануне выборов в Бундестаг не оставили слова Хёке без реакции.

Дитер Дем, депутат партии «Левые» в Бундестаге: «Я сразу же подал на него в суд. И это его высказывание про «памятник позора», нужно рассматривать в контексте праворадикальной пропаганды, в одном ряду с речами Геббельса и Гитлера».

И вот - политик, который с флагом ФРГ в руках изо всех сил пытался выглядеть в глазах своих избирателей патриотом…

Бьёрн Хёке, член партии «Альтернатива для Германии»: «Я сегодня принёс с собой символ нашей страны».

...превращается в предателя Родины. Так добро пожаловать в клуб «национальных изгоев. Компанию, например, составит Кен Йебсен — журналист с «волчьим билетом». Когда работал в федеральном эфире, теперь — может вещать исключительно из собственного ТВ-подполья. Всё потому что в частной переписке, то есть даже не публично, сравнил Холокост — с успешной PR-акцией.

Кен Йебсен, журналист: «Если тебя захотят убрать, то всего лишь нужно назвать тебя антисемитом и постоянно это повторять, неважно, есть какие-то доказательства этому или нет. Именно так нашим властям удается изолировать людей. Без интернета у меня было бы очень мало шансов найти способ вообще зарабатывать сейчас на жизнь».

Его еще более популярная коллега Ева Херман, в прошлом ведущая главных новостей страны, в своё время тоже была с позором уволена с Центрального Телевидения и стала жертвой обличительной кампании в прессе. «Глупая корова», «симпатизантка Гитлера» - как только не называли её за то, что она всего лишь указывала на отсутствие в сегодняшней Германии правильной семейной политики.

Ева Херман, ведущая: «К сожалению, это кануло в лету вместе с уходом национал-социализма».

Ведущий: «Ты действительно считаешь, что политика национал-социализма была рациональной?»

Ева Херман, ведущая: «Внимательно вслушайтесь в то, что я говорю. Это же очевидно, что я говорю о тех ценностях, которые уже были до Третьего рейха!»

Трудно быть немцем, еще сложнее патриотом — по себе знает и глава берлинского отделения антимигрантского движения Пегида Карл Шмитт. Сколько за последние годы он устраивал шествий по столице и каждый раз мемориал жертвам Холокоста исключали из маршрута оппозиции.

Карл Шмитт, лидер берлинского отделения движения «Пегида»: «С недавних пор у нас существует еще такой закон «о чести памятников». Он предусматривает защиту погибших и запрещает людям с определенными убеждениями высказывать на этом месте свое мнение. Хотя мы вообще ничего не имеем против евреев и тоже осуждаем Холокост. Но нам всячески запрещают чувствовать здесь себя немцами, наши дети и внуки и вовсе должны забыть, что это такое — быть патриотом, быть немцем. Политический инструмент — не более».

Но случалось и так, что там, где обычно вспоминают погибших и проводят минуты молчания — совершенно безнаказанно закатывают шумные вечеринки. Новый 2014 год. Всё тот же мемориал жертвам Холокоста используют для запуска фейерверков и коллективно... справляют на нём нужду. Какого-либо осквернения и оскорбления полиция в этом «празднике жизни» тогда не разглядела.

Томас Нойендорф, пресс-секретарь полиции Берлина: «Мы ознакомились с этим видео. К сожалению, личности персон, которые пускали фейерверки и мочились на памятник установить не удалось. Да и к тому же в Германии это не считается преступлением, всего лишь — нарушение общественного порядка».

Ни хвалёного покаяния, ни даже взывания к совести. Послевоенное, нынешнее, да и будущее поколение немцев, по идее, вообще не должно здесь испытывать никакого чувства вины. Тем более — коллективного. Скорее, просто ощущать то, что пережили евреи в годы Второй Мировой. Лучше всего эту сложную гамму чувств, которую задумывал автор мемориала, описал один знаменитый американский психолог Коллин Эллард: «Эти проходы слишком узкие, чтобы идти вдвоём — вынужденная разлука, одиночество. Нарастающие серые плиты вселяют страх, тревогу, тоску... Вы становитесь частью этой бетонной инсталляции, теряетесь в ней и только тогда по-настоящему начинаете испытывать чужое горе и ужас». Вместо этого здесь — социальный климат, который заставляет людей впадать в крайности, испытывать друг к другу ненависть.

Кен Йебсен, журналист: «Я имею право гордиться своей немецкой пунктуальностью, аналитическим мышлением и всем тем, что входит в понятие «Made In Germany», но как только я начинаю гордиться своей нацией и выхожу с немецким флагом на улицу, то сразу возникает очень странное ощущение... Я думаю, что в каждой стране, в том числе и в вашей, есть такие темы, которые способны спровоцировать, именно спровоцировать нужную реакцию».

Так и есть, коммунисты России всё пытаются нанести десять сталинских ударов, отменив перед этим кое-какой мораторий. 9 мая — не день Победы, если по какому-нибудь городу не проедется автобус или маршрутка с портретом вождя. Другая часть российского общества всё время бьётся в антисталинской истерии: а сколько он народа сгубил? И вообще — пакт «Молотого-Риббентропа», изучайте внимательнее «секретные протоколы»! Видимо, для более лучшей выработки комплекса национальной неполноценности…

Евгений Спицын, историк, советник при ректорате МПГУ: «Даже самые трагические страницы нашей истории надо изучать не для того, чтобы смаковать их и потом посыпать голову пеплом. И превращать историю собственного Отечества в такую адову машину. А надо даже эти трагические страницы истории изучать сострадательно и извлекая уроки. Я вас уверяю, что история СССР — не самая кровавая. Вспоминайте, сколько сотен тысяч отправила святая католическая церковь на тот свет. Но что-то Ватикан не кается».

Денацификация немцев затянулась на десятилетия, «ген фашизма» вроде бы успешно выведен, не считая периодических неонацистских проявлений. Но кому-то всё равно выгодно держать и без того выдрессированную нацию на коротком поводке. Еще совсем недавно им запрещали даже вывешивать флаг Германии в собственном огороде. Поискам угнетённого национального самосознания среди тех самых «бетонных плит» посвящают целые журналистские расследования.

Вернер Патцель, профессор политологии технического университета Дрездена: «В Германии так исторически сложилось, что понятие патриотизма имеет лишь негативный оттенок. Большинство связывает понятие патриотизма с шовинизмом, расизмом, нацизмом... А так как никто не хочет быть нацистом, то на всякий случай никто и не патриот. У немцев определённо есть комплекс, комплекс быть немцем. Быть немцем это... как дурной запах изо рта или зубная боль».

Неосторожно высказавшегося о мемориале жертвам Холокоста Бьёрна Хёке тоже уже окрестили «новым лицом шовинизма и антисемитизма». К его скандальному выступлению в Дрездене приписали даже то, чего не было. Он вовсе не призывал «демонтировать» этот памятник, как перепечатывают сейчас очень многие в том числе оскорблённые еврейские интернет-издания.

Бьёрн Хёке, член партии «Альтернатива для Германии»: «Я просто поражен, как было трактовано мое выступление в Дрездене. СМИ пишут, будто бы я поставил под сомнение массовое истребление евреев во время Второй мировой войны, а также раскритиковал мемориал жертвам Холокоста в центре Берлина. Но сказал только то, что сказал, а именно: мы, немцы, до сих пор несем покаяние за это преступление!»

Но даже эта его «письменная объяснительная» - сразу и перед всеми - не удовлетворило страну. Как это — прекратить испытывать чувство вины за чужое нацистское прошлое? Как это — не платить за преступления, которые совершали не мы? И в то же самое время они могут себе позволить немного отдохнуть от всего этого «груза истории», устраивая настоящие пляски вблизи совсем не бутафорских могил. Прошедшим летом в знаменитом Трептов Парке, самом крупном берлинском захоронении советских солдат, несмотря на дипломатические протесты, состоялся американский фестиваль альтернативной музыки… И хотя этот скандал был уж точно не на пустом месте, раскаяния не последовало. Слышалось только до боли знакомое «Hende Hoh».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ