Министерская «двадцатка»

19.02.2017

Но важная для Германии политическая неделя началась в Бонне со встречи министров иностранных дел большой двадцатки. Собственно сам саммит, куда приедут президенты и премьеры, пройдет в июле в Гамбурге. Сейчас идет активная подготовка. Тем более, что у двадцатки всегда большой круг общих вопросов.

Бонн даже встрепенулся ради этого саммита, напомнив жителям былую столичную жизнь большим числом полиции и перекрытыми кварталами. А каждый участник встречи нашел в гостиничном номере презент от мэра Бонна - шоколад Бетховен с коротким письмом, что каждый должен знать, что он находится в городе, который дал миру одного из величайших композиторов всех времен. Вот только гость, к которому было приковано больше всего внимания - новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон - похоже, не нашел у себя на подушке ничего...

Наш специальный корреспондент Игорь МАКСИМЕНКО поступил жестко, но в духе модного ныне протекционизма. Он внимательно следил за всем, что происходило в Бонне, но в итоговый репортаж выбрал то, что, в первую очередь, важно нам.

Тот неловкий момент, когда задумываешь глобальный форум по животрепещущим мировым проблемам, а наиболее интересными и ожидаемыми оказываются кулуарные мероприятия. Примерно так и случилось в Бонне, где собирались министры иностранных дел «большой двадцатки». Вроде и программа интересная – «Предупреждение мировых конфликтов», «Сотрудничество с Африкой», «Устойчивое развитие мира в долгосрочной перспективе» - а все внимание было к первой встрече русского министра иностранных дел с его новым американским коллегой. Для Рекса Тиллерсона поездка в Бонн стала первым визитом в Европу в новом качестве - незадолго до саммита сенат утвердил его в должности госсекретаря. Нельзя сказать, что дебют оказался скомканным, но накладки преследовали американского дипломата одна за другой. Сначала Тиллерсону не нашлось места в отелях Бонна. Оказалось, что когда он подтвердил свое участие в форуме, статусный номерной фонд был уже выбран. Пришлось селиться в 30 километрах от бывшей немецкой столицы, в деревенском отеле-санатории. Вот он: всего 4 звезды, но зато с бесплатным вай-файем.

В контексте

20.03.2016

Два плюс два - пять?

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Уважаемый Государственный секретарь. Спасибо за эту возможность провести первый контакт после Вашего вступления в должность, с чем мы Вас еще раз поздравляем».

Затем произошел конфуз во время протокольной съемки на встрече с Сергеем Лавровым. Едва Тиллерсон закончил краткий приветственный спич, как его помощники уже принялись выгонять репортеров, чем немало изумили главу российского МИДа. Кто-то, все же, успел выкрикнуть вопрос: как министры относятся к «Явлению Трампа миру» - скандалу,  который до сих пор сотрясает США? Тиллерсон промолчал. Лавров игнорировать прессу не стал.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Вам следует знать, что мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран».

Американские журналисты, тщательно следящие за каждым шагом и словом нового госсекретаря, почему-то сделали вывод, что знакомство министров получилось «неловким» и с самого начала якобы «все пошло не так».

Цитата Bloomberg: «Тиллерсон пока адаптируется к публичной жизни американского дипломата самого высокого ранга после того, как он долгие годы отвечал лишь на вопросы акционеров, будучи главой ExxonMobil».

Тем не менее, после встречи с Сергеем Лавровым, шеф американской дипломатии выглядел довольным и общение с русским коллегой назвал продуктивным. Но тут же заявил, что сотрудничать с Россией Штаты собираются исключительно на своих условиях.

Рекс Тиллерсон, государственный секретарь США: «США будут рассматривать возможность совместной работы с Россией, когда мы найдем  такие пути сотрудничества, которые будут направлены на благо американского народа».

В принципе, в словах госсекретаря нет ничего сенсационного. И шеф его говорит, что Америка - прежде всего, и сам Рекс на слушаниях в Сенате перед поездкой в Бонн заявил, что России, мол, нужно вести себя более почтительно с Соединенными Штатами. Работал на публику или был искренним - не так уж и важно. По факту - обошлось без сюрпризов.

Рекс Тиллерсон, государственный секретарь США: «Пока Россия завоёвывала своё место на мировой политической арене, она пренебрегла интересами США».

Почему Россия должна заботиться о чужих интересах в ущерб своим Тиллерсон не пояснил. Ситуацию сгладил Сергей Лавров.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Понятно, что мы не могли решить всех проблем. Я думаю, что их никогда не решить между нашими странами. Но у нас есть общее понимание, что там, где интересы совпадают, а таких тем не мало, мы должны двигаться вперед и показывать способность США и России играть ту роль, которая им отведена благодаря их позициям на мировой арене».

Тема санкций на российско-американской встрече не поднималась вообще. Не была озвучена и позиция по Крыму. В январе, еще до своего назначения, Тиллерсон назвал возвращение полуострова в состав нашей страны захватом территории. Чуть позже даже допустил признание Крыма российским – но только если против этого не будет украинский народ. В Бонне предложил пока заниматься текущими проблемами.

Рекс Тиллерсон, государственный секретарь США: «Пока мы ищем возможности для сотрудничества, мы ожидаем, что Россия будет соблюдать минские договоренности и работать над деэскалацией конфликта на Украине».

Еще одной целью этих переговоров - ни для кого не секрет - была проработка деталей грядущей встречи Президентов России и США. Не ясно пока когда и где она состоится - хотя об этом постоянно все говорят. На днях лидер Словении предложил свою страну в качестве места для первых переговоров первых лиц. Не остались в стороне и исландцы, напомнившие о политической магии своего Рейкьявика – там, в конце 80-х стартовала первая перезагрузка отношений наших стран. Закончилась, правда, плохо, но потомки викингов могут и не знать об этом.

Неформальное общение министров, не только российского и американского, явно затмило официальную повестку боннского форума «большой двадцатки». Понятно почему: все выступления на пленумах были закрытыми. Так, например, результатов заседания т.н. «Группы друзей Сирии» журналисты не дождались. Неясно, с чем группа пойдет на переговоры по урегулированию конфликта в этой стране. А они совсем скоро - 23 февраля, в Женеве. Немного разбавили информационный вакуум антиглобалисты. Они умело использовали особенности расположения Конференц-Центра, где проходил форум. По суше к нему было не подобраться, поэтому протестующие наняли парусник и встали на рейнский рейд прямо напротив здания. Немецкая полиция только спустя час обнаружила нарушителей спокойствия, взяла шхуну на абордаж и погасила протесты.

Другое шоу устроил британский министр Борис Джонсон. Его утреннюю пробежку по улицам Бонна обыватели расценили как протест - ответ на решение парламента Великобритании. Депутаты, как известно, запретили министру его любимые прогулки по Лондону на велосипеде – из соображений безопасности. Однако, Бонн – не Лондон. Здесь можно и побегать, и покататься. Правда, в гости к Рексу Тиллерсону, в деревню, Борис Джонсон предпочел добираться в лимузине – все-таки, своим ходом далековато.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ