За НАТО надо

19.02.2017

Но вернемся в Европу. Пока в Мюнхене обсуждали безопасность, в Брюсселе - будущие войны. Особым этот очередной саммит министров обороны стран НАТО стал лишь потому, что был дебютным для нового главы Пентагона Джеймса Мэттиса. Остались ли угрозы прежними и что угрожает самому НАТО - из Брюсселя наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН.

Его ждали не просто с любопытством, но и с беспокойством - глава Пентагона Джеймс Мэттис первым из новой американской администрации приехал в Европу, первым посетил НАТО и ему первому задали этот вопрос - как жить дальше будем? Причем спросил ни кто иной, а генсек Альянса

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Настал критический момент для Альянса. Перед нами стоят вызовы самые сильные за последние десятилетия. Ни Европа, ни Северная Америка не справится с ними в одиночку. Сильное НАТО нужно и Европе и Америке».

Дональд Трамп во время выборов называл НАТО отжившей организацией и критиковал европейцев за то, что те мало тратят на оборону.  

Джеймс Мэттис, министр обороны США: «Я здесь чтобы послушать моих коллег министров обороны других стран, честно и открыто поговорить с нашими союзниками и партнерами, что будем делать с нашими обязательствами».

В контексте

02.04.2017

Есть ли еще братство славян в Европе?

Американская пресса написала, что глава Пентагона приехал с ультиматумом. Или платите как следует или мы пересмотрим НАШИ отношения. Для роли «вышибалы» Мэтис действительно подходит идеально... Это эксклюзивные кадры. Пока все ждали главу Пентагона с парадного входа, он зашел с тыла. Обратите внимание на эту встречу. Не новичка Мэттиса представляют генеральному секретарю организации, а наоборот, американскому генералу как бы говорят - а вот у нас тут генсек. Неудивительно, США дают 70% бюджета НАТО. На родине его прозвали «бешеным псом» и «воином-монахом», потому что всю свою жизнь он посвятил армии. Джеймс Мэтис лично водил в атаку войска в Ираке и в Афганистане, говорил что «убивать плохих парней это весело» и даже стал прообразом одного из героев сериала...

Кадры из т/с «Поколение убийц», реж. Сюзанна Уайт, Саймон Селлан Джоунс, 2008 г.: «Твою мать! Посмотри на этот гребаный мост, по которому не могут пройти мои морпехи!»

«Сэр, мы застряли в тридцати милях от места прорыва».

«Так какого черта вы здесь встали и хороните моих ребят?»

В штаб-квартире НАТО, конечно обстановка совсем другая. За полвека здание превратилось, скорее, в закрытый клуб на окраине Брюсселя, чем в ставку военной организации. Здесь место встречи у доски объявлений, где со скидкой для своих можно купить внедорожник, за 6000 тысяч евро, 400 тысяч рублей по нашему. Домашним уютом веет от этих теплых объятий и поцелуев при встрече. И если на общем фото это еще не так бросается в глаза...

«Спасибо большое, а теперь я попрошу остаться только женщин».

То когда они собираются вместе - начинаешь теряться - а это точно встреча министров обороны или показ мод, а может родительское собрание? В 7 армиях Альянса из 28 - командуют женщины. Ни одна не служила, но есть гинеколог и вегетарианка. Ни в одной из «женских» армий траты на оборону не соответствуют требованиям гегемона. 

Джеймс Мэттис, министр обороны США: «Это честное требование для тех, кто пользуется лучшей в мире обороной, нужно нести пропорциональные траты на ее обеспечение. В конце концов, мы защищаем свободу и демократию».

История тянется с 2014 года, тогда на саммите в Уэльсе НАТОвцы договорились увеличить военные расходы. До 2 процентов от ВВП каждой страны. А то Америка отчисляет 3,5%, у Исландии - вовсе нет армии и траты близки к нулю, а зонтик НАТО должен всех прикрывать одинаково. С тех пор помимо Штатов лишь  4 страны дотянулись до планки: Польша, Эстония, Греция и Великобритания.

Майкл Фэллон, министр обороны Великобритании: «Коллективная безопасность означает, что каждый член несет справедливую часть обязательств, значит, другим странам надо  довести расходы до 2 процентов, как мы и договаривались».

Проблема неплатежей обострилась давно, как только закончилась холодная война. До этого почти все тратили по 3%. Но без советской угрозы европейцы предпочли тратить деньги не на танки и пушки, а на больницы и школы. Бомбежки НАТО Югославии и не очень успешная миссия в Афганистане не воодушевляли. Вспомнили про нового старого противника.

Александр Грушко, постоянный представитель РФ при НАТО: «К сожалению драйвером увеличения военных расходов, пытаются использовать, так называемую «российскую угрозу», которой нет, не существует, но НАТО для того чтобы показать свою востребованность в новых условиях безопасности, приходится заниматься такого рода мифология».

В 2014 том году под крики о российской агрессии американцы убедили европейцев раскошелиться. Первую скрипку при этом играли, как их называют в НАТО «прифронтовые страны», хотя с географической точки зрения это скорее задворки северо-атлантического Альянса. Прибалтика и Польша добились размещения у себя войск НАТО.

Раймундас Кароблис, министр обороны Литвы: «Планов вывести международные силы с территории Литвы раньше 2019 года нет. Дальше будем смотреть по обстановке».

Но за два с половиной года страсти поутихли, жар украинского переворота спал, и на холодную голову европейцы стали скупиться. И тут - окрик из Вашингтона. За общим столом генерал Мэттис заявил буквально следующее, есть текст его речи, «или вы платите как договаривались», или Америка цитата: «пересмотрит свои обязательства».

Журналист: «А что это значит фактически, пересмотреть обязательства?»

Джеймс Мэттис, министр обороны США: «Наши обязательства Альянсу сейчас остаются в полной мере. Вы знаете мой призыв о справедливой нагрузке был встречен с энтузиазмом, я не услышал аргументов против и мы обсуждали не то, что будет если не получится, а как это сделать».

Генсек Альянса при этом путался в показаниях. Он то говорил - что европейцы и сами хотят больше тратить.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Это не США заставляют европейцев увеличивать расходы. Это все мы за одним столом собрались и глядя друг другу в глаза решили».

А на следующий день благодарил Вашингтон за вмешательство.

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Я приветствую четкую и твердую позицию генерала Мэтиса потому, что это помогает мне убеждать коллег повысить расходы, как мы договаривались».

На самом деле бюджет НАТО именно сейчас проходит испытания на прочность. В ключевых странах Альянса грядут выборы президентские и парламентские: Нидерланды, Германия, Франция - нигде ведущие кандидаты не призывают тратить больше денег на армию. Напротив, все заботятся о врачах, об учителях, о проблеме беженцев. 

Александр Грушко, постоянный представитель РФ при НАТО: «Реальная ситуация в безопасности требует не бороться против кого-то или не дружить против кого-то, а объединять усилия на очень прагматической основе, а это предполагает наличие во-первых общей повестки дня без подводных камней, это предполагает четкое следование международному праву, это предполагает учет законных интересов друг друга».  

Однако, громоздкая структура Альянса так устроена, что однажды запущенная машина не может резко поменять направление. Маховик противостояния с Россией набирает обороты. Вслед за Прибалтикой и Польшей Альянс усиливает группировку и у южных рубежей России в Черном море.

Виталий Воронин, корреспондент: «Как ваше решения соответствует конвенции Монтрё и могут ли маневры быть ограничены по времени или численности?»

Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО: «Мы увеличим присутствие в Черном море, но оно будет ограниченным, оборонительным, и ни в коем случае не хотим спровоцировать конфликт или обострение, но это наш ответ на новые вызовы международной безопасности».

Конвенция Монтрё - документ подписанный еще 80 лет назад, он ограничивает страны нечерноморские по размеру, количеству и срокам пребывания их военных кораблей в акватории. Например, американский авианосец сюда не зайдет. Более мелкие корабли могут, хоть и не надолго. Соблюсти закон и усилить флот можно, например, если постоянно менять состав.

Стефан Янев, министр обороны Болгарии: «Эти маневры будут не против России или какой-то другой конкретной страны, но это часть боевой подготовки и расширение наших возможностей».

И хочется верить в слова Болгарского министра, что это все не против нас, но за его спиной предательски маячила характерная реклама - в библиотеке Альянса свежее поступление - книга 2016 года «Генеральный план Путина: уничтожить Европу, расколоть НАТО, восстановить влияние Москвы во всем мире».

Александр Грушко, постоянный представитель РФ при НАТО: «Генетический  код альянса оказался очень сильным, сегодня видимо многие считают что НАТО без большого противника эта не та организация, которая интересна для государств-участников».

Войдя во вкус в 90-е, насытившись в нулевые, Альянс по привычке расширяется: выстроено новое здание в 4 раза большее по площади, и продолжает накатывать на Восток. Открыточный вид на штаб-квартиру НАТО на самом деле уже история. Звезду с лужайки убрали, здание построили новое через дорогу, количество флагов надо менять - добавляется 29 член альянса Черногория, готовится занять свое место Люксембургом и Нидерландами. И как уверяет военный министр Черногории, перестановку флагов можно будет провести уже в мае - из 28 стран Альянса 24 уже одобрили членство его страны. С тем, что страна расколота и половина жителей против вступления - власти не считаются.

Предраг Бошкович, министра обороны Черногории: «Для нас членство в НАТО не только гарант безопасности,  североатлантическую интеграцию мы рассматриваем как первый шаг к интеграции в Европейский союз».

Однако в мае работать НАТОвцам будет уже не так просто – во-первых в Брюссель приедет уже лично Дональд Трамп, и ему нужно будет, что-то предъявить из обещанного сейчас. Во-вторых в городе намечается мощная антивоенная акция протеста, один из лидеров фламандских пацифистов при нас осматривал место действия.

Людо де Брабандер, активист Фламандского антивоенного движения: «НАТО глобализируется, как институт он уже подменяет собой такие организации, например, как ООН. НАТО подменяет собой все - и поэтому надо противостоять Альянсу».

В мае же во Франции сменится президент, и у того, кто въедет в Версаль, будет полное право спросить коллег по НАТО - почему Альянс тратит колоссальные деньги на противостояние с Россией, но ничего не делает в борьбе с Исламским государством. Это от рук исламистов погибли французы в Париже и Ницце, это исламисты устроили теракт в аэропорту Брюсселя, это из-за них столица Бельгии живет, как на военном положении. Так что центральный вокзал сейчас больше похож на штаб военной организации, а не загородный клуб НАТО.  

 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ