Блеф Европы

19.03.2017

Наш политический обозреватель Виталий ВОРОНИН следил в Гааге за тем как Европа, в последней надежде сохранить статус-кво, отчаянно блефует, разыгрывая большой политический покер.

В субботу 18 марта Турция митинговала. 102года назад, в Галлиполийской битве турки разбили европейскую армаду. Символично. 18 марта прошлого года - Анкара и Брюссель подписали сделку по мигрантам. И это теперь тоже в прошлом. Учитывая остроту кризиса в отношениях Турции и ЕС - поводы для митингов будут находиться вновь и вновь

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Они начали войну креста и полумесяца! Мы не можем это по-другому толковать. Они это сделали. Я говорю открыто - Европа скатывается период расцвета фашизма! Как это было накануне второй мировой войны».

В контексте

01.10.2017

Барселона против Мадрида: кто кого?

Сейчас в Турции что ни день, то митинг. Правящая партия Справедливости и Развития набирает темпы к референдуму,  до него 4 недели. На кону - изменение конституции, усиление полномочий президента. Скандал с Европой в Турции восприняли не иначе, как оскорбление. А еще – как повод сплотить вокруг своего президента. Удивительно, - но лишь на первый взгляд, что в роли обидчиков выступили голландцы. Раньше они себе подобного не позволяли. Вот этот пятачок перед зданием генерального консульства Турции в Роттердаме стал источником глобального дипломатического скандала между Европой и Анкарой. Турецкий министр проехала более 100 километров на машине от германской границы, но полиция остановила ее буквально у ворот миссии и выдворила из страны. На столбах, зданиях вокруг консульства до сих пор следы конфликта - стикеры «эвет», что по-турецки значит – «да» наклеили сторонники Эрдогана, они его поддерживают на референдуме. Толпа вела себя мирно, вспоминают очевидцы, но ровно до тех пор, пока полиция не перекрыла дорогу министру по делам семьи. Женщине. Персоне, обладающей безусловным дипломатическим иммунитетом.

Полицейский: «Мы вам дадим эскорт до границы с Германией. Вы должны уехать».

Фатма Кайя, министр по делам семьи и социальной политики Турции: «Нет, я пойду в консульство. Это территория Турции, я турецкий министр, это наше здание. Ваши действия противоречат всем международным законам».

Полицейский: «Нам нужно проконсультироваться с начальством. Власти могут принять решение, которое вам не понравится еще больше».

Начальство приказало. Чтобы избежать кровопролития, министр благоразумно уехала, и сразу после этого толпу обычных турок, многие из них, кстати, граждане Нидерландов, без всяких церемоний разогнали водометами и конной гвардией.

Виталий Воронин, корреспондент: «Рютте выходит показал, кто в доме хозяин на событиях здесь в Роттердламе?»

Янис Михалидис, очевидец: «Да, премьер-министр вел себя как сильный руководитель, он показал, что он тут босс, а не Эрдоган».

В Европе проживает до 8 миллионов турок, многие из них с двойным гражданством, то есть могут голосовать и на домашнем референдуме. За их голосами и поехали из Анкары делегаты, в том числе министры. Но им не обрадовались. Митинги запретили Дания, Австрия, Германия. Турки начали хитрить, так в немецком Гамбурге: министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу все-таки выступил, пусть и с балкона консульства. 

Толпа: «Да, Эрдогану, Да Эрдогану! Да Эрдогану!»  

И тех, кто за Эрдогана, и тех кто против, у них на плакатах написано «Hayir», что значит «нет» немецкая полиция не тронула.  Но в Нидерланды главу МИДа Чавушоглу уже не пустили - закрыли небо для его самолета. Ничего подобного не было с тех пор, как американские спецслужбы, пытаясь поймать Сноудена, обыскали самолет президента Боливии.

Мевлют Чавушоглу, премьер-министр Турции: «Они сказали, что лететь нельзя. Вы можете в это поверить?»

Ведущий: «Я не могу в это поверить! Так и сказали - что вам нельзя лететь в Нидерланды?»

Мевлют Чавушоглу, премьер-министр Турции: «Да, они угрожали мне, министру иностранных дел Турции!»

Турки попробовали обойти этот дикий запрет, отправили уже наземным транспортом другого министра, и вот когда уже и её развернули - Анкара обиделась всерьёз!

Реджеп Тайип Эрдоган, президент Турции: «Нидерланды ведут себя не как европейцы, а как какая то банановая республика. Весь мир сейчас видит, как те, кто нас  годами корил и поучал по поводу гражданских свобод и торжества закона - бесконечно далек от этих ценностей».   

Митинги протеста у зданий голландских дипмиссий, показательные антиоранжевые акции – ведь оранжевый – это традиционный цвет Нидерландов. Турки даже выслали свежую партию купленных голштинских (черно-белых по окрасу) коров, потому что порода - голландская. Дипломатам и политикам из Гааги - запрещен въезд в страну. Такой реакции Анкары Европа, похоже, не ожидала.

Владимир Аватков, директор центра востоковедческих исследований, международных отношений и публичной дипломатии: «Эрдоган проводит более самостоятельную линию в целом во всех делах и в своей внутренней политике. И это вызывает  недовольство Европейского союза, который привык видеть Турцию, как подчиненного партнера стоящего у дверей Европейского союза и стучащегося в эти двери».

Евросоюз, конечно, поддерживает Гаагу, форма уже отработанная - мы все голландцы. Блок НАТО демонстративно спокоен - в стиле «мальчики, не ссоритесь». Германия - однозначно на стороне Голландцев. Есть, кстати версия, что это именно Берлин попросил соседей проучить Эрдогана.

Кристоф Херстель – политолог, журналист: «Германия в этом случае осторожнее. Мы себе такого не можем позволить, ведь у нас живут очень много турок, которые уже сейчас очень рассержены».

Но большинство экспертов, полагают, что главная причина - желание самих голландских властей показать силу. И всё из-за выборов. Опросы уже в начале кампании показали, что лидирует в этом году радикальная партия Свободы под руководством Герта Вилдерса. Он отбирал голоса у партии премьер-министра Марка Рютте, остальных соперников обгонял в разы. Даже за 2 недели до голосования, несмотря на мощные атаки в СМИ Вилдерсу предрекали победу.

Владимир Корнилов, политолог: «Рейтинги партии Свободы Вилдерса были усилены потоком мигрантов, не контролируемым потоком мигрантов в Нидерланды. За него на этих выборах собирались голосовать даже те, которых на этих выборах пугала его антиисламская, такая крайняя риторика, поскольку очень многие коренные жители Нидерландов действительно утомлены тем, что происходит в их стране».

Вилдерс - в Нидерландах человек известный - уже 10 лет в парламенте. Выступает против миграции в целом и против мусульман в частности. Ему постоянно угрожают, потому передвигается - только в кольце охраны и даже в бронежилете. Для сравнения вот так свободно гуляет по улицам премьер-министр страны – никому он особо не нужен. И вот после успешного «Брекзита» Вилдерс и стал призывать народ последовать примеру Британии и выйти из Евросоюза, устроить свой «Нексит».

Герт Вилдерс, лидер «партии Свободы», депутат парламента Нидерландов: «Нексит - это лучшее, что может произойти. Мы станем хозяевами своей собственной страны. У нас будет ключ от нашей входной двери. Вы были бы счастливы, если бы вы в своем доме не могли решать, когда и сколько людей придут к вам в гости?»  

Турецкий митинг в Роттердаме мог бы щедрым стать подарком Вилдерсу. Как же, власти превратили страну в проходной двор! Тем более, митинг в Роттердаме – а это самый «цветной» город страны, с минаретами,  где голландцев - лишь половина, а бургомистр и вовсе - марокканец. Для Рютте это был очевидный вызов, ведь он ставил целью не столько победить на выборах, сколько не дать выиграть Вилдерсу. 

Марк Рютте, премьер-министр Нидерланндов: «Это третье голосование после Брекзита и Америки. Впереди выборы во Франции и Германии. Это шанс для нас как демократической страны остановить эффект домино. Мы в большой опасности, что проснемся в четверг и увидим, что Герт Вилдерс победил».

Выгнав турок, Рютте попросту обезоружил противника, сыграл на его поле и показал, что есть в стране и другая партия, которая пусть не так радикально, но достаточно жестко готова отстаивать права коренных голландцев. Неслучайно Вилдерс – волей-неволей, а всё же поддержал премьер-министра в его антитурецком демарше.

«Вы довольны своим решением?»

Марк Рютте, премьер-министр Нидерланндов: «Да!»

«Мистер Вилдерс, вы тоже?»

Герт Вилдерс, лидер «партии Свободы», депутат парламента Нидерландов: «Да, это правильный поступок не пускать турецкого министра или выслать из страны».

Вся эта антитурецкая истерия  разволновала избирателей - явка на выборах оказалась более 80 процентов - рекордный за 30 лет показатель. Люди толпились в очередях к участкам даже когда до их закрытия остались считанные минуты, а избиркомы уже закрыв двери, работали, что называется до последнего клиента. Осторожный политик Рютте вдруг пошел ва-банк и сорвал куш.

Местный житель: «Решается вопрос кто мы и кто главный в нашей стране. Это вопрос самоопределения, национального сознания, людей это волнует прежде всего».

Местный житель: «Слишком много серьезных процессов происходит в стране  и во внешней политике, и во внутренней. И мы все почувствовали, что нужны перемены, что нужно что-то делать и поэтому так много людей пришло».

Подсчет голосов был непривычно долгим -  в этом году, наслушавшись страшилки американцев про всемогущих русских хакеров, Нидерланды отменили электронное голосование - подсчет только вручную. Несмотря на то, что бюллетени были больше похожи на простыни с 1000 фамилий кандидатов.

Джуп Ибас, председатель избирательного участка: «Хакеры могут взломать любую операционную систему, так что правительство решило быть осторожными и мы считаем только вручную».

Предварительные итоги стали известны лишь глубокой ночью, а окончательный результат огласят и вовсе только во вторник. Но уже понятно, что Рютте достиг своей цели - он действительно остановил Вилдерса, тот, хоть и прибавил себе еще 5 мест в парламенте, но все-таки не выиграл.

Марк Рютте, премьер-министр Нидерланндов: «Это историческая ночь! После Брекзита, после Американских выборов, мы в Нидерландах сказали стоп распространению популизма».

Но, если разобраться, что это – если не чистой воды популизм? Правящая верхушка сполна использовала административный ресурс. То, о чем оппозиционеры могли лишь говорить на предвыборных митингах, они просто взяли – и сделали. И теперь, конечно, будут вынуждены отыгрывать назад. Но этими результатами выборов, конечно, воспользуются и в других странах Европы, прежде всего во Франции. Марин Ле Пен - союзница Вилдерса и такой же евроскептик как и он. И теперь понятно, как с ней конкурировать! А ей останется лишь разводить руками и делать хорошую мину при плохой игре: дескать, Вилдерс все-таки второй, хоть и проиграл. Но в большой политике большие решения принимают только первые. Как бы ни пытались сейчас сторонники евроскептиков утешать себя и свой электорат.

Франсуа Жере, основатель и президент французского института стратегического анализа: «Эти партии представляют 25-30 процентов электората. И это показывает, что они существуют и их значимость будет играть свою роль в будущей политической жизни. Такой результат - это не ликвидация, а подтверждение их роли».

Проблема, однако, в том, что победа Рютте может оказаться Пирровой.  А всё потому, что борьбе с Вилдерсом он так увлекся, что начал играть на его поле и по его законам. Это уже принесло очки всевозможным левым и либералам в Нидерландах, а главное - впервые в истории страны в парламент прошла протурецкая партия «Денк», пусть пока у неё всего 3 места, но раньше о таком и подумать было нельзя.

Тахсин Четинкайа, глава турецкого культурного центра в Гааге: «Мы готовы жить по законам этой страны, мы готовы интегрироваться, но от нас требуют ассимиляции, растворения. У нас своя культура и своя религия, и мы должны уважать друг друга, раз мы живем в одной стране».

Глава турецкой общины – а он прежде работал в городском совете Гааги, рассказывает, как всеми силами избегал культурных противоречий на работе - например, не регистрировал однополые браки - просил коллег, те понимали, помогали, заменяли. Теперь вот беспокоится за ближайшее мероприятие - 23 апреля в Турции отмечают день детей, голландские турки тоже хотели устроить уличный праздник, но как его теперь воспримут? Нарушив один раз законы дипломатии, Нидерланды создали слишком опасный прецедент на государственном уровне.

Месут Хаккы Кашын, профессор международного права университета Озйегин в Стамбуле: «Эти выборы сигнал всем остальным европейским странам, прежде всего тем, где тоже будут выборы - осторожно! В погоне за политическими очками вы можете растерять те ценности, те права и свободы, которыми так гордилась современная  Европа».

Предупреждение как нельзя актуальное - учитывая грядущие выборы во Франции и в Германии. Эти страны больше других пострадали от последней волны миграции. Хотя проблема гораздо шире: в Старой Европе меняется этнический рисунок, чуждые культуры вступают в конфликт. И соблазн оттоптаться на европеизированных и относительно спокойных турках за всех мусульман разом – уж очень велик. 

Владимир Аватков, директор центра востоковедческих исследований, международных отношений и публичной дипломатии: «Нужно находить внешнего врага, это важно и для Европейского союза внешнего врага, в том плане, ту страну, которая виновата во всех бедах. Это важно для Эрдогана у которого 16 апреля грядет референдум и ему нужно консолидировать электорат на своей стороне».  

Турки уже припугнули Европу, тем что готовы разорвать сделку по мигрантам и не мешать им снова заполонить Старый Свет. А Эрдоган лично призвал соотечественников за границей - почти дословно - плодиться и размножаться, покупать лучшие дома и машины, заводить по 5 детей и пускать корни ведь  для миллионов турок – это тоже родной дом и с этим нельзя не считаться. А уже завтра прежних хозяев могут попросить на выход. Выигравший даже самую важную битву – далеко не всегда выигрывает войну. 

 


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ