Это конец

02.04.2017

Как и было обещано, 29 марта Великобритания подала в Брюссель официальные бумаги на развод. Ради такого события Дональд Туск даже надел похоронный черный галстук. «Нет причин делать вид, что это хороший день», - сказал он. Все знают, что теперь дележ прав и имущества будет жестким и мелочным. Прагматичная Меркель и вовсе отрезала - сначала развод, потом планы на будущее.

Однако Британия, похоже, к бою готова. Газеты наутро писали, что Рубикон перейден. Призывали поднять стаканы за 50 статью Лиссабонского договора. И только Таймс замечала иронично и трезво: мы и в браке-то никогда не были - ни страсти, ни потомства. Действительно, если даже Кэмерон говорит о том, как ему осточертел этот флаг со звездами в кружочек, какое уж тут потомство.

Грустить лидеры ЕС тут же отправились на Мальту на съезд крупнейшей партии Европы. Но грустить долго не получилось: глава Еврокомиссии Юнкер прямо со сцены сказал, что если Трамп не начнет уважать ЕС, то он, грозный и опасный Жан Клод, будет приветствовать развал самих Штатов.

Жан-Клод Юнкер, председатель Еврокомиссии: «Брексит это не конец. Но есть немало людей, которым такой выбор нравится. Они есть даже на другом континенте, где вновь избранный президент США, наверное, будет только рад, если Брексит теперь случится и в других странах. Но - если он не сменит свои взгляды, то я - я поддержу независимость Огайо и Остина в Техасе от Америки».

Какой Остин и почему Огайо? Глава ЕС что - сепаратист? Да он сейчас он признает всё, начиная с Крыма. В общем, Юнкера прямо на Мальте объявили крепко пьющим. Вполне серьезно.

Член нижней палаты польского парламента Кристина Павлович впрямую обвинила его в злоупотреблении алкоголем. «Очевидная алкогольная зависимость» Юнкера стала проблемой всего европейского сообщества и обсуждается на уровне государств-членов, написала она. Его алкоголизм несет угрозу для авторитета верхушки ЕС. А еще все вспомнили встречу с Папой в Ватикане, да и другие несвойственные трезвому человеку выходки.

И как-то пока в стороне осталось то, что его отставку активно лоббируют именно прибалты, поляки и чехи. А тиражируют новость именно британские газеты. Казалось бы - им-то теперь зачем валить Юнкера? Или это новая интрига, и долгий развод будет полон такого компромата? Виталий ВОРОНИН продолжит.

Брекзит начался. Первыми его влияние испытают на себе британские туристы, когда приедут на испанский остров Майорка. Там как раз открылся сезон. Городок Магалуф - культовое место для английской молодежи. Ежегодно более миллиона человек прилетает сюда с туманного Альбиона. Неофициально британцы называют городок - Шмагалуф, на русский эту эротически-алкогольную игру слов не перевести, но смысл и примерно понятен. Оргии в местных клубах настолько привычны, что видеоролики оттуда на порносайтах идут в отдельном разделе – «фиеста в Магалуфе». Еще два года назад испанцы попытались, как-то усмирить буйных британцев, пригласили английских патрульных бобби и ввели штрафы за совсем уж откровенный беспредел – как-то секс или испражнение на улице, групповые оргии или - прыжки с балконов в бассейн.

Турист: «Пусть меня штрафуют, пусть делают, что хотят, мне все равно я буду тусить как хочу».

Но с этого сезона власти решили закрутить гайки, как следует. Муниципалитет ввел еще 109 ограничений, в том числе - запретил играть в футбол на улицах бутылками, ходить без верхней одежды, лазать по деревьям и даже строить фигуры из песка. Магалуф решил переориентироваться с британского безумия на семейный отдых, для соседей по ЕС, прежде всего - немцев и австрийцев. 

Альфонсо Родригес Бадал, мэр муниципалитета Кальвия: «Пока полиция не может со всем справиться, проблема в том, что нужна помощь и сотрудничество владельцев баров, а они стараются сделать деньги за сезон, который длится несколько месяцев в году».

Как будет проходить Брекзит и где он еще аукнется пока толком никто не знает. Прожив 43 года одной европейской семьей, Британия направила в Брюссель письмо-уведомление - мол, так и так, хочу свободы и самостоятельности, имею на это право, но давайте останемся в хороших отношениях.

Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «В интересах и Британии и ЕС, чтобы потерь было как можно меньше. В интересах и Британии и ЕС, чтобы Европа оставалась сильной и способной защищать свои ценности». 

В контексте

25.03.2018

Из Лондона с особой любовью! Зачем Мэй развязала дипломатическую войну с Россией?

Британцы хитрят - давайте сразу договоримся, как мы будем жить после Брекзита, а потом уже оформим процедуру развода. В Европе отстаивают противоположную точку зрения -  сначала расстанемся, а потом уже решим, как жить дальше. А для начала Британия должна будет заплатить неустойку - миллиардов на 60 евро.

Дональд Туск, председатель Европейского Совета: «Переговоры, которые начались, будут трудными и местами даже неприятными. Но другого пути нет. У нас нет цели как-то наказать Британию. Брекзит - само по себе наказание».

На «выход из ЕС» по закону отводится два года, а вот на оформление новых отношений, как полагают, эксперты уйдет лет 5, а то и 10. В английской прессе Брекзит сравнивают с бракоразводным процессом. Действительно, похоже, соглашаются психологи. 

Михаил Решетников, ректор восточно-европейского института психоанализа: «Всегда есть виноватый. Иногда два виноваты, но чаще больше вины приписывается тому, кто принимает решение об уходе. Это ты меня бросил или ты от меня ушла, а поэтому тебе ничего. Я буду бороться за каждую копейку, я тебе не покажу детей, я тебе не позволю встречаться».

Брюссель уже заявил претензии на «детей» от длительного союза. Под вопросом судьба Гибралтара - это крохотный участок Британии на испанском побережье, там гора, аэродром, обезьяны и тысячи офшоров. Брюссель пообещал - о чем бы не договорились с Лондоном, у испанцев - право вето по Гибралтару.

Фабиан Пикардо, главный министр Гибралтара: «Мы рассчитываем, что премьер-министр будет биться за «большую Британию», не забудет про нас и мы останемся Британским Гибралтаром».

Окреп голос у Шотландии - объявили о повторном референдуме по вопросу - оставаться ли под Виндзорской короной. Когда голосовали в 14-том году, тогда все были в ЕС, а сейчас, мол, извините, ситуация поменялась! И тоже письмом - так и так - вы выбрали и у нас есть такое же право.

Никола Стерджен, первый министр Шотландии: «Следующие два года будут очень важными для Шотландии. Я предупредила премьер-министра, что когда придет время у нас должно быть право выбрать - или мы принимаем условия Брекзит, или становимся независимой страной».

Дальше на очереди - Северная Ирландия, которая после Брекзита и вовсе окажется отгороженной забором от остальной части своего же родного острова. Великобритания рискует перестать быть Великой. 

Алексей Громыко, директор института Европы РАН: «Брекзит безусловно таит в себе риски не только фрагментации Евросоюза, что уже отложенный факт, но и фрагментация самого Соединенного Королевства».

Ситуация осложняется тем, что выходить из ЕС решили, как говорят эксперты «по жесткому» - то есть разрывая все соглашения между Брюсселем и Лондоном, и о едином рынке, и о воздушном пространстве - сотни законов, и непонятно, что взамен и когда. Потому уже на 40% выросло количество запросов на общеевропейские паспорта. 

Мелани Гудфеллоу, житель Великобритании: «Я всегда гордилась тем, что я британка, но в последние несколько месяцев... Все эти события заставили задуматься, а что значит - быть британкой, а к какой стране я принадлежу?»

Брекзит меняет расклад сил в самом Евросоюзе, пусть государств остается не 28, а 27, но Британия была третьей по численности, давала 6-тую часть бюджета ЕС. И пусть основным языком общения союза остается деловой английский, но, по сути все решают голоса Германии и Франции.

Николай Кавешников, заведующий кафедрой интеграционных процессов МГИМО, кандидат политических наук: «Неизбежно усиливается влияние Германии и в целом, появляется больше шансов, что внутри ЕС оформится более твердое ядро стран, которые и поведут за собой периферию». 

Британцы и сами пока не поняли радоваться им или горевать. Расклад голосов на референдуме 52 на 48 процентов слишком неоднозначный. Потому в день начала Брекзита те, кто голосовал «за» выход - отправились в пабы. Праздновать. Туда же, немного помитинговав, пришли и те, кто был против выхода из ЕС. Все-таки клубы - неотъемлемая часть британской культуры. За столами оппоненты пришли к согласию - тост «Боже, храни королеву!» - и пожелание «Сохранять спокойствие и продолжать в том же духе» - подчеркивают - британцы остаются британцами, в Евросоюзе или без него.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ