Открытая бессмысленность

16.04.2017

В Таллине в эти выходные проходит настоящая тайная операция. Из разных регионов России в Эстонию тайными тропами приехали десятки делегатов. Адреса гостиниц, пароли и явки для журналистов были засекречены. Что случилось, спросите вы. Ну, как же - движение «Открытая Россия» выбирает нового лидера. Нет, круче эта новость звучит так: отрешает от власти Ходорковского.

«Открытая Россия» - это детище Ходорковского. Он создал еще 16 лет назад. Исправно поддерживал своим именем и, конечно, деньгами. Большими деньгами, потому что, как нас учит история, революции стоят недешево. Но - вот теперь он уходит. Почему? В предвыборный год? И что «Открытая Россия» без его имени и денег? И кто же будет теперь готовить для России «время перемен»?

Вот только проблема в том, что вопросы эти задать по сути некому - закрыта для неверных «Открытая Россия». Для этого и устраивает съезды в обстановке повышенной секретности, да еще вдали от самой России. Закройте дверь, из России дует! - специальный репортаж из Таллина Анатолия МАЙОРОВА.

Брифинг Ходорковского в Эстонии был заявлен как смертельный номер. По сценарию организаторов, бывший глава ЮКОСа отвечает на вопросы журналистов из России. Уже сама идея казалась подозрительной, потому как вопросов к олигарху сейчас уж очень много. И про новые обвинения в организации убийства и про 100 миллионов долларов для российской оппозиции от США. На то, как кремлевская пропаганда задает олигарху эти самые вопросы пришел посмотреть весь актив движения Открытая Россия. Предлагали плюшки, кофе, фрукты, которые сами же и ели. Кто-то - в специально сшитом для этого костюмчике.

Журналист: «Михаил Борисович, вы рады видеть российских журналистов?»

В контексте

25.09.2016

Почему нет достойных стать президентом Эстонии?

Гвоздь программы появился с опозданием. Располневший, озирающийся по сторонам, в сопровождении широкоплечего охранника. Ему никто не уступил место в президиуме, он и так и начал выступать в сторонке. Вот так - со стороны, олигарх теперь будет наблюдать и за своим детищем - Ходорковский больше не председатель движения «Открытая Россия», он - его куратор. Никто не понял, что это такое, но все согласились - дело важное.

Михаил Ходорковский: «Я буду сейчас заниматься вопросами построения коммуникаций с российским обществом так и с международными партнерами, организациями, людьми, политическими деятелями с которыми нашей стране все равно предстоит выстраивать отношения».

На этом заявлении смертельный номер и закончился, даже не успев начаться. Ходорковский снова ударился в бега.

Журналист: «У нас столько вопросов к вам, Михаил Борисович».

Анатолий Майоров, корреспондент: «Михаил Борисович, мы за вами ходили 3 дня, Михаил Борисович… Вот, Михаил Борисович был с нами 5 минут».

«Засветиться перед камерами и тут же сделать ноги» - это любимая фишка Ходорковского. Ради этого он устроил цирк с брифингом и с самим местом проведения - в Эстонии. Прекрасно знал, что именно в Эстонию съемочные группы из России попадают не всегда. На этот раз не повезло коллегам с РЕН ТВ.

Илья Омельченко, оператор телеканала РЕН ТВ: «Я в таллиннском аэропорту, меня не пустили в Эстонию».

Классика жанра - ехали по приглашению на съемки, но переночевали в аэропорту. Слет команды Ходорковского почему-то стал новым таллиннским секретом. За который эстонцам то ли стыдно, то ли за самого беглого олигарха боязно. То ли работают спецслужбы по заказу дорогого гостя. 

Илья Омельченко, оператор телеканала РЕН ТВ: «И я должен буду заплатить за свою депортацию».

Перелет из Петербурга в Таллин - всего 50 минут над облаками. От этого заманчивого предложения пришлось отказаться в пользу безопасной, но утомительной дороги. Въезжая в Евросоюз через другую страну шенгена, мы обходили эстонских пограничников. Поэтому наш путь лежал через российско-финскую границу, Хельсинки и море. Настоящая спецоперация против натовских спецов. За это время можно было и до Китая долететь... а мы все плыли в соседнюю Прибалтику. Нет, ну мы не в обиде. Время проводим с комфортом, периодически звучит легкая, расслабляющая эстонская поп-музыка, мы наслаждаемся крепким, свежезаваренным эстонским кофе. Вот только время жалко. Вместо положенного часа перелета из Петербурга в Таллин, 5 часов на машине, финская граница, потом паром, море, 3,5 часа, но чего не сделаешь ради беглого олигарха и его компании.  Отель, где разместился «узник совести» и его команда был в центре города, секретным. По крайней мере так думали оппозиционеры, расслабляясь в лобби баре пока журналистов нет, а шеф спит - ложится рано. Из фужера залпом пьет Мария Баронова - бывший кандидат, с треском провалившая выборы в Госдуму. Она курирует у Ходорковского правозащитный блок. Сегодня, судя по бутылке у бармена, предпочитает французское Шабли. Хотя мечтает, вероятно, о другом.

Анатолий Майоров, корреспондент: «Мария скажите, вы наркотики употребляете?»

Мария Баронова, глава правозащитного отделения движения: «Открытая Россия»: «Да, употребляла. Более того - я считаю, что в данный момент в нашей стране, легкие наркотики должны быть легализованы».

«Вы кто? Представьтесь, ваше имя? А фамилия есть?»

Этот человек возник из ниоткуда, в самый разгар беседы с подвыпившей девушкой у лифта. Был зол - потому что мы появились, а потом и агрессивен - потому что пристаем к важным людям с дурацкими вопросами.

«Слыш…»

Анатолий Майоров, корреспондент: «Снимай. Давайте без «слыш» только».

«Слыш, слыш, слыш».

Он обещал сделать то, что не удалось эстонским пограничникам. Лишить виз, сдать в полицию, в общем цинично покончить с кремлевской пропагандой. Гражданин Литвы Кристиенас Кучинскас - впервые на экране - финансовый решальщик Ходорковского. Открывал для шефа фирмы-однодневки в Эстонии с Германией. На счета подставных компаний беглый олигарх переводил деньги. Которые потом попадали в руки российской оппозиции. Одна из таких «платежек» - лично для Бароновой. 4,5 тысячи американских долларов - за организацию так называемых «благотворительных компаний» (читай митингов). Ходорковский при этом, официально, всегда был в своем доме в Лондоне. Якобы и ни при чем.

Анатолий Майоров, корреспондент: «А зачем эта эстонская прокладка? Объясните мне».

Мария Баронова, глава правозащитного отделения движения «Открытая Россия»: «Это не прокладка».

Анатолий Майоров, корреспондент: «А что это?»

Мария Баронова, глава правозащитного отделения движения «Открытая Россия»: «Это не прокладка».

Анатолий Майоров, корреспондент: «Это фирма-однодневка».

Мария Баронова, глава правозащитного отделения движения «Открытая Россия»: «Это не фирма однодневка. Успокойтесь! Не считайте чужие деньги! Я получаю деньги у Ходорковского».

И вот оппозиция внезапно меняет показания. За два дня до слета ходорковцев координатор по северо-западному округу, в Санкт-Петербурге, очень оскорбилась, когда мы спросили о ее зарплате. Общественник - он ведь, как художник, творец, а не коммерсант.

Наталья Грязневич, координатор движения «Открытая Россия» по СЗФО: «Я не получаю зарплату в «Открытой России».

Так кому в итоге верить? Бароновой, прижатой к стенке, или Грязневич, которая к стенке всех поставит?

Наталья Грязневич, координатор движения «Открытая Россия» по СЗФО: «Я собираю сторонников, я хочу, чтобы мы жили в безопасной стране, когда все рухнет (я этого не жду, я знаю, что это будет), люди забегают в поисках того, кто к власти придет».

Жизнь после смерти, члены «Открытой России» обсуждают уже второй раз за полгода. До Таллина был Хельсинки, а вот за чей счет - еще одна маленькая ложь несистемной оппозиции. Которая никак не может придумать общую на всех легенду...

Анатолий Майоров, корреспондент: «Откуда деньги?»

Наталья Грязневич, координатор движения «Открытая Россия» по СЗФО: «Думаю это не секрет, что Михаил Борисович вкладывает свои личные средства в развитие «Открытой России», это деньги абсолютно легальные».

Мария Баронова, глава правозащитного отделения движения «Открытая Россия»: «Каждый человек сам за свой счет сюда приезжает».

Анатолий Майоров, корреспондент: «А почему все селятся в отеле «Парк Инн»?»

Мария Баронова, глава правозащитного отделения движения «Открытая Россия»: «Это дешевый отель».

Как в Эстонию не прилетают сами и за свой счет, мы убедились в аэропорту. Рейс из Москвы, где собирали региональных представителей перед заброской в Таллин. На борту - 32 делегата, все организованно. Было минимум 2 коллективных рейса. Перед залом прибытия - двое мужчин в синем - встречают оппозицию и раздают инструкции.

«Вышли, у елок покурили, автобус внизу стоит».

Белый автобус - уже в зоне ожидания, все точно по минутам, за все «уплочено». Билет Москва-Таллин-Москва - примерно 20 тысяч рублей. Плюс самолет в столицу и обратно - прилетали даже из Сибири. Учитывая количество участников (80 человек) - почти два с половиной миллиона беглый олигарх потратил только на дорогу. Теперь отель. Секретный. Чтобы не допустить утечки информации, многим участникам не говорили где их поселят в Таллине.

«На съезд великой масонской ложи «Открытая Россия», великие братья Рокфеллеры».

Учитывая среднюю стоимость номеров, гостиница обошлась спонсору в два миллиона. Прочие расходы: трансфер, обеды в пяти ресторанах Таллина (из расчета 40 евро на персону), экскурсии, ручки, папки - 640 тысяч минимум. Итого: 5 миллионов рублей за конференцию. Вот только говорить о каникулах за чужой счет многим не хотелось.

Анатолий Майоров, корреспондент: «Чего вы боитесь? Вы же «Открытая Россия».

Олег Безруков: «Ничего не боимся, мы идем знакомиться с Таллином. Нам интересно, мы никогда не были в Прибалтике. А вы нам мешаете».

«Я не хочу разговаривать».

Анатолий Майоров, корреспондент: «Почему? Я страшный?»

«Да».

Эти трое прилетели из Иркутска. Супруги Безруковы и их знакомый. Пока на родине идут обыски в квартире руководителя отделения Ольги Жаковой, ее коллеги впервые в жизни знакомятся с Европой. Влюбленные в восторге. Им не до политики, когда такая красота вокруг! В старом городе даже о спонсоре думается трудно.

Анатолий Майоров, корреспондент: «Вы разделяете взгляды Михаила Борисовича Ходорковского?»

Олег Безруков: «Думаю, не стоит это комментировать, у каждого свои взгляды».

А за этими дверями делегаты призвались в любви своему боссу в свободное от работы время.

«Это общее решение делегатов, мы имеем полное право общаться без присутствия прессы».

Но и тут ходорковцы опять не договорились об общих показаниях. На табличке – «Открытая Россия» по-английски. На двери уже на русском - «вход по спискам». Первое название - для европейцев, второе - для своих. От российских журналистов «Открытая Россия» закрылась в конференц-зале четырехзвездочной гостиницы, внутри три сотрудника силовой поддержки, снаружи периодически появляются два сотрудника протокола, которые выполняют функцию фейсконтроля, еще сюда иногда заходит служба безопасности самого отеля, которая грозит нам - журналистам, большими неприятностями. Вот она - демократия. Что ж, от себя добавим, что здесь есть еще и пылесос, ведь им при желании тоже можно отбиваться - мы с коллегами готовы, ничему не удивимся. Периодически из тайной комнаты выходят делегаты. Дмитрий Виноградов приехал из Твери, был на удивление готов к беседе. По его данным, внутри чай и плюшки, живой-здоровый Ходорковский и томные беседы о судьбах Родины. Бывший зэк играет с делегатами... нет, не в нарды... в монополию. Где на кону - должность президента. Забава так и называется - вместо Путина. Продуктивности потраченных миллионов на конференцию можно только позавидовать. Вот и Дмитрий Виноградов - библиотекарь и член избирательной комиссии Твери - уверовал в свои силы и готов руководить страной. В целях движения так написано.

Дмитрий Виноградов, активист движения «Открытая Россия»: «Воспитание новых независимых политиков молодых».

Анатолий Майоров, корреспондент: «Вы один из них?

Дмитрий Виноградов, активист движения «Открытая Россия»: «Да...»

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор центра политической информации: «Практически весь набор людей, которые представлены как кандидаты для этих грядущих выборов, это политические маргиналы, они не обладают ни политическим весом, ни какой-то социальной значимостью». 

Бывшему главе ЮКОСа, который уже отсидел срок за финансовые махинации и может сесть еще раз за организацию убийства, не дают покоя заветы Ильича. В то, что каждая кухарка может управлять страной, Ходорковский по крайней мере делает вид что верит. Собирая вокруг себя уволенных чиновников, феминисток, фигурантов дел болотных, или просто тех, кто хочет съездить в Европу на халяву. За чей счет этот банкет - тоже вопрос сложный. Команда олигарха на этих встречах заучила сложный термин «фандрайзинг». Это когда деньги на тусовку надо искать у новых спонсоров. Беглый олигарх, говорят, уже не настоящий.

Олег Лурье, журналист: «Это не его деньги, он ширма, он прикрытие. Это деньги того же соросовких фондов. т.е. это госдеповские деньги, которые выделяются на переворот.  Политическая сила «Открытой России», по сути, равно нулю. Ровна нулю, но! Это такой большой обман. Причем, обманывают они не здесь, в России, обманывают они их. Кто дает деньги. Они убеждают в собственном величие, в возможности совершить переворот».

Несистемная оппозиция бессистемно мечется между чудаковатыми капризами своего босса. Нужно срочно в Таллин - запросто, выйти на несанкционированный митинг или поиграть в настольную игру - пожалуйста, нужно бегать от российской прессы - да легко! А если уж поймали - все будет шито-крыто.

Дмитрий Виноградов, активист движения «Открытая Россия»: «Я ничего такого не говорил, я только в общих чертах».

Об «Открытой России» Ходорковского по-другому и не скажешь. С конкретикой у движения явно напряженка. Программы нет, четких действий - нет. Хотя есть идея легализовать наркотики... но на этом планы после восхождения на политический Олимп закончились.


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ