Умер Анатолий Гранов

14.05.2017

Вчера ушел из жизни блистательный хирург, ученый, исследователь Анатолий Михайлович Гранов. Большая утрата для отечественной науки и медицины. Без малого четверть века он возглавлял Российский научный центр радиологии и хирургических технологий. Благодаря ему сегодня это один из современнейший медицинских центров - флагман ядерной медицины России.

Он занимался исследованием очень сложных диагнозов, в первую очередь, в онкологии - одной из самых трудно победимых болезней в мире. Именно работа и опыт академика Гранова много лет назад сделали Петербург центром отечественной трансплантологии. Он писал монографии, преподавал, оперировал. И когда теперь друзья вспоминают, как замечательно он играл на фортепиано, можно только предположить, как редки были такие минуты в его заполненных делами днях. Действительный член РАН. Почетный гражданин Санкт-Петербурга. У Анатолия Михайловича было много заслуженных наград. Но главная награда - это люди, которым он помогал жить. А своим врачам он говорил так: идите в вузы, ищите талантливых молодых врачей, тех, кто придет на наше место, кто продолжит нашу работу. Он конечно верил в силу и будущее отечественной науки и медицины. Просто как блестящий практик и человек, проживший длинную жизнь, он точно знал, что это будущее у нас есть.

Максим ВАХРУШЕВ расскажет об этом легендарном человеке подробнее.

Анатолий Гранов, директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАН: «На будущее есть планы такие только успеть надо…»

Нереализованные планы, может быть, и остались, но сказать о том, что Анатолий Михайлович Гранов что-то в своей жизни не успел, наверное, ни у кого язык не повернется и в первую очередь у его пациентов.

Сергей Козырев, пациент Российского научного центра радиологии и хирургических технологий: «Мы не понимаем, за счет чего ты живешь, потому что печени уже фактически нет. И ты ходишь, улыбаешься».

А Гранов понял и тогда, в 2000, успел спасти жизнь, казалось, безнадежно больному 19-летнему жителю Петербурга Сергею Козыреву. Донорскую печень доставили из Швеции. Заграничным врачам в считанные минуты сделали визу, а из аэропорта машину с контейнером сопровождали автоинспекторы с мигалками.

Сергей Козырев, пациент Российского научного центра радиологии и хирургических технологий: «Анатолий Михайлович в шутку говорил, что ты наша загадка природы».

Теперь кажется, неразрешимых загадок и задач для выпускника Донецкого медицинского института вообще не существовало, особенно, когда смотришь на венец его научной и организационной деятельности - Российский научный центр радиологии и хирургических технологий. Кто-то называет его просто – центр ядерной медицины.

Дмитрий Майстренко, заместитель директора Российского научного центра радиологии и хирургических технологий: «Что касается ядерной медицины, собственно Анатолий Михалыч и придумал этот термин. Он сформулировал название принципы его развития, он основоположник этого направления».

В контексте

20.10.2018

В России хотят приравнять геном человека к персональным данным. Кто и зачем собирает генетические данные Россиян?

Анатолий Гранов начал работу в этих стенах еще в 1980 году. Тогда здесь был Центральный научно-исследовательский рентгенорадиологический институт Минздрава СССР. Директором стал в 1993 – когда заниматься медициной и уж тем более наукой было равносильно подвигу.

Анатолий Гранов, директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАН: «Счастье наше, что некоторые достижения, которые были в институте, могли быть использованы, для того чтобы институт мог зарабатывать. И он зарабатывал и зарабатывал валюту. И за счет этой валюты институт выжил. За счет этой валюты были созданы отделения реанимации и анестезиологии. Операционный блок усовершенствован. В основном это технологии, которые считались передовыми технологиями при лечении рака печени».

Академик Гранов и передовые технологии – это без преувеличения - синонимы.

Лео Бокерия, главный кардиохирург Минздрава РФ, директор НЦССХ им. А. Н. Бакулева: «Он первым в мире сумел определить важность введения, так называемого портального вещества в портальную вену, главную вену печени, и таким образом увидеть все, что в них происходит и в окружающих структурах. И это важно для рака печени».

И эту работу он опубликовал еще в далеком 1966 году. Медики по всему миру порой даже и не подозревают, что пользуются разработками российского ученого, как, впрочем, и их здоровые пациенты. На счету Анатолия Гранова 37 патентов, зарегистрированных, в том числе и в США.

Анатолий Гранов, директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАН: «Мы используем методику суперселективной катетеризации этого сосуда. Который идет к опухоли, и заполняем химией на масле и вот таких нескольких процедур больной рак-циррозом и дождаться своей печени, а для этого потребовалось 8 месяцев. Вместо того, что я говорил 2 месяца, когда они умирают».

Таким образом, к примеру, дождалась своей новой печени Ольга Галёнова. В практике Анатолия Гранова – ее случай особенный: после пересадки донорского органа девушка без проблем родила двоих детей.

Ольга Галёнова, пациент российского научного центра радиологии и хирургических технологий: «На протяжении 10 лет он следил за моим здоровьем, здоровьем моих детей и всячески помогает нам». 

Врачи такой подход к работе называют: от молекулы до постели пациента.

Анатолий Гранов, директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАН: «Как дела? Хорошо, ну вот все в порядке цирроза уже нет. Уже хорошая печень».

В случае Гранова – от постели пациента до атома. Совместить в работе знание в области медицины и ядерной физики под силу только поистине большому уму.

Генрих Софронов, научный руководитель института экспериментальной медицины, член президиума РАН, академик РАН: «Я поражаюсь насколько Анатолий Михайлович глубоко понимал природу ядерной медицины это и идеи, и он их воплощал в техническом виде… и огромные средства проблемы безопасности».

Именно при участии Анатолия Гранова создавалась уникальная в своем роде установка под названием Циклотрон. По сути – комнатный ядерный реактор, который мгновенно и безошибочно указывает на злокачественное образование в организме человека.

«Включается Циклотрон разгоняются протоны до нужной энергии и по ионопроводу выводится пучок протонов на мишень, где происходит ядерная реакция с образованием фтора 18-го».

Сейчас у производителя Циклотронов с заказами на покупку этих установок - очередь из клиник со всего мира. А в центре радиологии таких агрегатов – два – чтобы обеспечить всех нуждающихся. И вообще, НИИ радиологии уже давно вышел за рамки своего первого советского названия и, кажется, уже выходит за пределы второго.

Анатолий Гранов, директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАН: «А в развитии мы думаем, что должна быть здесь вообще трансплантация органов, поскольку такая диагностика и такие методы, которые могут применяться на этой базе должны быть плацдармом для дальнейшего развития медицины. Планируется развитие трансплантации клеточной».

Если планируется – значит будет. У Анатолия Гранова по-другому и быть не могло. Теперь его замыслы придется воплощать ученикам и коллегам.

Генрих Софронов, научный руководитель института экспериментальной медицины, член президиума РАН, академик РАН: «Сейчас для сотрудников института это не только огромная потеря – это понятно, но сохранить, все что сделано Анатолием Михайловичем и развить это дело – это задача очень непростая».

Трудностей здесь не боятся, ведь это НИИ и создавалось-то тогда, когда что-либо создавать было ой как непросто – в далеком и бесконечно сложном 1918-м году и уже тогда это был новаторский первый в мире институт Рентгено и радиологии. Сам Вильгельм Рентген узнав об этом, послал основателю НИИ Абраму Иоффе письмо, оригинал которого Анатолий Гранов бережно сохранил для последователей.

Анатолий Гранов, директор Российского научного центра радиологии и хирургических технологий, академик РАН: «Как величественно запланирован и осуществлен ваш институт. Я этим поражен и очень обрадован, что вам удалось в тяжелейших условиях привести к счастливому концу такое огромное предприятие».

В следующем году – году столетия института число пересадок печени здесь должны будут довести до двухсот. И на этом не остановятся. 

Дмитрий Гранов, сотрудник российского научного центра радиологии и хирургических технологий, сын Анатолия Гранова: «10-8-5 лет назад мы делал и 2 операции в год, то теперь это можно назвать практически рутинной работой».

А пациенты Анатолия Гранова продолжат считать свои годы и не перестанут благодарить человека, подарившего им новую жизнь.

Ольга Галёнова, пациент российского научного центра радиологии и хирургических технологий: «Даже когда уже болел, он сидел в своем кабинете, принимал в том числе и нас, и больных, с нашими вопросами и конечно для нас это очень многое».


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ